A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Традиция резных наличников

Традиция резных наличников

Евгений Лиуконен

Красочное кружево резных наличников формирует образ многих мест нашего города. Традиционные деревянные домики составляют застройку большинства улиц «частного сектора» – от исторического центра до дальних окраин. Ещё лет двадцать назад их количество было весьма значительным, наполняя фоновою застройку обаянием подлинной самобытной красоты. Но время берёт своё – за прошедшие годы число старинных домов существенно сократилось, облик многих искажён примитивными перестройками.

Постепенный уход наследия прошлого – естественное явление. Но в данном случае едва ли можно говорить о прогрессивности процесса, поскольку традиционная городская архитектура неуклонно замещается кустарными нелепыми формами, становящимися откровенной деградацией городской среды, вытеснением самого понятия архитектуры. Чем, как не деградацией, можно назвать всё нарастающий процесс утраты резного декора старинных зданий?! Лишённые эстетики и архитектурной логики кустарные перестройки уничтожают гармоничные пропорции и композиции фасадов городских зданий, вытесняют яркое и самобытное искусство предшествующих времён.

Пока на улицах Углича сохраняется значительное число примечательных зданий можно попытаться хотя бы кратко охарактеризовать их декоративные формы, среди которых едва ли не первостепенное место занимают оформляющие окна резные наличники. Затронутая тема вполне хрестоматийна, ей посвящено множество публикаций, но важно рассмотреть именно местный материал – наследие, которым обладает Углич.

Предварительно отметим, что привычный нам резной декор деревянных домов – сравнительно позднее явление. Домовая резьба бытовала и в древности, но имела принципиальные отличия – преимущественно декорировались конструктивные элементы слеговых безгвоздевых крыш и детали крылец. Фигурные формы получали венчавший крышу коньковый брус-охлупень, доски-причелины, «полотенца», столбы и перила. При этом художественно оформлялись только жилища наиболее состоятельных людей. Ещё важно иметь в виду, что в древности существенно отличались формы оконных проёмов. Бытовали два типа – прорубавшиеся в паре соседних брёвен узкие волоковые окна, закрывавшиеся дощатой задвижкой, и «косящатые красные» окна, прорубавшиеся в нескольких брёвнах. Последние имели косяки-колоды и переплёты, затянутые бычьим пузырём или похожими материалами. Лишь в наиболее богатых домах в переплёты вставляли пластины слюды или стёкла, позволявшие придавать окнам более крупные размеры. Только с развитием отечественной стекольной промышленности в XVIII веке большие светлые окна становятся доступны многим горожанам.

Распространение вставных косяков-колод заставило вырубать в верхнем бревне усадочную щель, которую снаружи закрывали особой доской. Вполне естественно, что размещённую на столь видном месте деталь стали всячески декорировать и именно от неё в деревянном зодчестве произошли наличники. За примерами не стоит далеко ходить – как раз такое решение присутствует на лицевых сторонах дома Меховых на Каменном ручье (ул. О. Берггольц, № 4). Там у восьми окон второго этажа сохраняются выполненные из четырёх брусьев косяки, к верхней части которых прибиты фигурные гребни, повторяющие формы кокошников каменных зданий. Им приданы выразительные криволинейные очертания, а в завершении выполнены прямые выступы с зубчиками. При этом щели над окнами и дверями подклета прикрыты простыми дощечками.

Похожие фигурные доски имелись и у другого образца посадской застройки – дома Шапошниковых, Букиных и Аксаковых на Благовещенской улице (утрачен). Подобный способ оформления окон бытовал длительное время. Даже у домов, построенных в середине – второй половине XIX века, встречались похожие фигурные гребни. При этом оконные косяки уже не оставляли открытыми, а оформляли профилированными обкладками.

Вместе с тем в начале XIX века получили распространение целостные наличники. В их основе выполненная из досок прямоугольная рама, завершённая прямым сандриком. В верхней части помещалась широкая тимпанная доска с одной или двумя лучевыми полурозетками. Карниз сандрика оформлялся сухариками-дентикулами, а на нижней доске вырезались бороздки-каннелюры. С боковых сторон нередко имелись филёнчатые ставни. При всей нарочитой народности подобных наличников, присутствии «солярных знаков» несомненна их связь с классическими образцовыми проектами. Даже те самые «солярные» полурозетки имели ли символическое значение? Ведь розетки являлись распространённым классическим элементом, лучевые композиции часто применялись в оформлении филёнок. В других городах, например, в Мышкине и Кашине, получила распространение объёмная скульптурная резьба, досконально имитировавшая лепной декор, обозначившая более глубокую связь с академической архитектурой.

Данные формы наличников в многочисленных вариациях бытовали в Угличе и сельской местности на протяжении большей части XIX века. Ими украшали мещанские, крестьянские дома и весьма престижные здания, – например, особняк дворян Яминских на Петровской улице, которым позднее владели Бучкины. Но при этом куда больше домов вовсе не имели декора – их окна были окаймлены лишь простыми обкладками, сочетавшимися с непременными карнизами, тесовой обшивкой или суровым аскетизмом бревенчатого сруба.

Не вызывает сомнений, что широкое распространение домовой резьбы приходится лишь на период рубежа XIX-XX веков. Сложно сказать, с чем связаны данные обстоятельства, – с консервативностью вкусов, слабым экономическим развитием Углича, запоздалым распространением моды. Несомненно, что в тех местах, где экономическая жизнь била ключом, велось активнейшее строительство, наиболее ярко расцветали художественные промыслы.

Обозначенное время характеризуется господством пропильного декора. Можно утверждать, что Углич практически не знал глухой резьбы, наиболее известным примером которой является искусство Городца Нижегородской губернии. К числу уникальных самобытных памятников, несомненно, относится дом крестьян Касаткиных, изначально располагавшийся в 58-м квартале по Кашинской улице. Поскольку, в 1930-х годах его участок попал в зону строительства шлюза, здание было перенесено на новое место – улица Некрасова, № 13. Подвергшаяся грубому переносу левобережная Малая сторона не входит в список достопримечательностей Углича, но дом Касаткиных следовало бы признать одним наиболее ценных художественных произведений.

Он описывается на страницах книг И.А. Ковалёва и И.Б. Пуришева, Б.М. Кирикова, присутствует в кадрах фильма «Крупная неприятность» 1930 года, но так и не получил статус объекта культурного наследия и ныне является забытым памятником. Забвение несправедливо! Небольшой домик в три окна изначально имел кирпичный подклет, фасады покрывает обшивка «на ус» из широких досок, по карнизу проходило тонкое кружево подзора, но наиболее примечательные элементы – угловые пилястры и наличники. Эти детали выделяются уникальным своеобразием, необычайным совершенством резного декора. Очень важно, что это не имитация столичных стилей, а свободный полёт народной фантазии. По преданию дом декорировал в 1870-80-х годах сам владелец – крестьянин деревни Лаптево Иван Андреевич Касаткин. Возможно, именно по этой причине там нет повторения стандартных приёмов.

Угловые пилястры отчасти напоминают воплощённый в дереве изразцовый и кирпичный декор знаменитых ярославских храмов XVII века. Оттуда могут происходить кессонированная структура и фигурные розетки. Композицию завершают многочисленные резные вставки и утончённое кружево наверший. Не менее уникальны наличники, у которых внутренний контур «бриллиантового руста» окаймлён эффектным орнаментом боковин, а завершением служит сложная многочастная композиция сандриков. На широких прорезных досках не только растительный орнамент и розетки, но и фигуры птиц с пышными хвостами. В составе декора не менее важна выполненная с большим вкусом и тактом многоцветная раскраска, выделяющая детали резьбы.

В качестве печального итога приходится констатировать, что дом пребывает не в лучшем виде. Уже нет великолепного наличника слухового окна, утраченного при замене крыши, нет карниза и других важных элементов композиции. Здесь можно вспомнить ещё один уникальный памятник народного искусства – резные ворота, стоявшие около дома Меховых. Прежде они располагались у дома № 6 по улице Островского, но в начале 1980-х годов были отреставрированы и установлены на новом месте, став одной из достопримечательностей Углича. Вспоминаются нарядные лучевые розетки, витой декор столбов, многочастные резные подзоры. Но в дальнейшем ворота обветшали, не раз повреждались при наездах разворачивавшихся грузовиков. Уже двадцать лет как их нет. Может быть где-то сохраняются хотя бы фрагменты.

x
Подписаться на новости
X