A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Награды на старинных портретах

Награды на старинных портретах

Евгений Лиуконен

В экспозициях Угличского музея представлено немало уникальных и ценных предметов. Среди наиболее значимых собрание провинциальных портретов, приобретшее всероссийскую известность. Работы угличского живописца Ивана Васильевича Тарханова (1780-1848) и других мастеров с подчеркнутым реализмом передают личности портретируемых, многие бытовые и символические детали. Хорошо известно, что на старинных портретах все не случайно – положение рук, позы, особенности одежды отображали общественный статус. Заказ портрета имел цель не только сохранить память о себе, но и продемонстрировать заслуги и достижения, атрибуты которых прекрасно понимали современники.

Портретируемые нередко держат в руках книгу или письмо, но основное значение имели детали одежды. Если женские портреты обычно демонстрировали богатство и яркость тканей, великолепие украшений, то мужская одежда зачастую маловыразительна и скупа. Что же тогда? На темных кафтанах, сюртуках выделялись награды – медали и ордена. Наряду с реалистично и психологически точно переданными лицами именно наградам придавалось особенное значение. Реалии XIX века давно ушли в прошлое, исчезла в буре революции система прежних отечественных наград и ныне нам мало понятны висящие на шее золотые и серебряные медали с профилями императоров, разноцветные муаровые ленты и куда более сложные орденские знаки. Постараемся провести экскурс в одну из сторон жизни прошлого. Но начнем с портретов наиболее значительных персон.

Один из них – портрет императора Петра I в латах, предположительно выполненный угличским живописцем XVIII века Иваном Ивановичем Бурениным. По стали кирасы через правое плечо проходит широкая голубая лента. Кто-то не заметит небольшую деталь, а кто-то сразу поймет, что это атрибут ордена Андрея Первозванного – старейшей и высшей награды Российского Государства, учрежденной Петром в 1698 году.

Фигурной барочной рамой окаймлен небольшой портрет императрицы Екатерины II – фрагментарная копия работы Д.Г. Левицкого «Екатерина II в виде законодательницы в храме богини Правосудия». На фоне светло-желтого платья красная лента с черными полосами по краям, принадлежащая 1-й степени ордена Святого равноапостольного князя Владимира. Это была высокая награда, выручавшаяся за государственные заслуги. Императрица имела право на этот орден, поскольку учредила его в 1782 году. Кроме того, он соответствовал символическому содержанию картины.

На другом портрете представлен великий князь Константин Павлович в детстве. Ему не довелось стать ни греческим, ни российским государем, а потому личность не самая известная. На фоне ярко-красного кафтана можно видеть тщательно выполненные орденские знаки. Потемневшая, когда-то голубая лента ордена Андрея Первозванного и сверкающая бриллиантами восьмиконечная звезда. На шее, под кружевным жабо знак ордена Святой Анны на узкой красной ленте с желтой каймой. Это ранняя разновидность знака – со стеклянными вставками на концах креста и без деления на степени.

Куда более представителен портрет Александра II. На темном мундире все та же спускающаяся волнами и складками голубая муаровая лента. У левого бедра на прорезных концах закреплялся орденский знак, но там видны концы и другой ленты – Святого Владимира, обычно носившейся под мундиром, и привешенный к ней крупный орденский крест 1-й степени. На левой стороне груди восьмиконечные звезды двух орденов. Повыше размещена колодка с несколькими знаками. Среди них четко виден орден Георгия Победоносца 4-й степени, а далее, вероятно, три иностранные награды. Ниже колодки знак отличия беспорочной службы – цифра «ХХ» в дубовом венке на фоне военной георгиевской ленты.

Помимо императорских портретов в собрании музея присутствуют и другие. Наиболее соответствует теме статьи портрет местного помещика, владельца усадьбы Родичево Алексея Петровича Пятова. Молодой дворянин с усами, бакенбардами и всклокоченными волосами представлен в гусарском мундире. Из-под мехового мерлушкового воротника выступает знак ордена Святой Анны 2-й степени на соответствующей ленте. Рядом в петлице, на фоне золотых шнуров доломана, – Владимир 4-й степени. Видна и третья награда – темный крест с прорезными концами, золотой каймой и надписью. Нечеткий рисунок затрудняет атрибуцию. Вероятно, это прусский военный орден «Пур ле мерит» (За заслуги). Судя по составу и виду наград, портрет был выполнен не ранее второй половины 1810-х годов, а офицер имел чин не ниже майора.

Также можно отметить портрет Дмитрия Евгеньевича Кашкина (1770-1843) – представителя известного дворянского рода, владельца обширной усадьбы – сельца Бурмасово. В первую очередь внимание привлекают выразительное лицо, сосредоточенный взгляд. На фоне черного сюртука хорошо заметна восьмиконечная звезда – атрибут ордена Святой Анны 1-й степени. Под сюртуком, ниже белоснежных складок галстука и стоячего воротника, через левое плечо проходит широкая красная орденская лента.

Д.Е. Кашкин сделал быструю и блистательную карьеру – в возрасте 26 лет был произведен в генерал-майоры. Командуя егерским полком, участвовал в Италийском и Швейцарском походах А.В. Суворова, – в частности, в знаменитой битве около Чертова моста в Альпах. Умелые и героические действия, выдающаяся храбрость и отличные подвиги Д.Е. Кашкина были отмечены в реляции Суворова. Наградой стал упомянутый орден Святой Анны 1-й степени. Известно, что Д.Е. Кашкин имел еще орден Святого Иоанна Иерусалимского (мальтийский крест), врученный императором Павлом I примерно в 1800 году; нередко именовался командором. Но он не пользовался благоволением следующего государя – вскоре последовала отставка. На склоне лет после череды различных неурядиц провинциальный помещик с горечью писал: «Готовился быть фельдмаршалом, а стал бирюком деревенским. Что делать, не так живи, как хочется, а как Бог велит».

Старинные награды имели четкую сословную принадлежность. Великим князьям высшие ордена вручались при крещении – фактически входили в число императорских регалий. Аристократам тоже не составляло особой сложности стать кавалерами наиболее почетных орденов. Но большинство чиновников и офицеров заслуживали награды длительными трудами и ратными подвигами. При этом закон гласил: «Мещанам и лицам сельского состояния ордена не испрашиваются». Среди лиц недворянского происхождения, не состоявших на государственной службе, особое значение имело купечество, представители которого могли получать награды за благотворительную деятельность и участие в городском управлении. Им последовательно вручалась череда серебряных и золотых медалей на различных орденских лентах. – Обычно это были медали «За полезное» с портретом императора на аверсе. Только после получения нашейной золотой медали на андреевской ленте следовало награждение орденом Станислава 3-й степени.

Государство было скупо на награды для лиц третьего сословия – ограничивало продвижение купечества к орденам и дворянству. Так, на портрете купца 2-й гильдии Александра Васильевича Кожевникова (1744-1823), как известно, на свои средства отремонтировавшего Палату дворца угличских удельных князей, в петлице темного кафтана рядом с фигурными застежками помещена небольшая золотая медаль на аннинской ленте. Более продвинулся в данном отношении Павел Матвеевич Сурин – при мундире Городового Магистрата с золотым шитьем и купеческой саблей можно видеть нашейную серебряную медаль на аннинской ленте. У Василия Михайловича Зимина аналогичная, но золотая медаль. У Василия Андреевича Пивоварова (1798-1860) – две нашейные золотые медали «За полезное» с профилем Николая I на аннинской и владимирской лентах, а также в петлице знак ордена Станислава 3-й степени. Позднее он был награжден еще орденами Анны 3-й степени и Станислава 2-й степени. Пивоваров являлся одним из крупнейших благотворителей – на протяжении 1830-1850-х годов постоянно оказывал различную поддержку учебным и богоугодным заведениям Санкт-Петербурга и Углича. Петербургский университет сохранил благодарную память об этом замечательном человеке, происходившем из Углича и никогда не забывавшем родной город.

Старинные награды – это обширный пласт культуры своего времени. Представленные на портретах медали и ордена – свидетельства заслуг и общественного статуса выдающихся личностей. Важно знать эти заслуги и понимать сложный язык наградных знаков. В них присутствует связь с событиями нашей истории.

x
Подписаться на новости
X