Старинный каменный мост является важной частью архитектурного ансамбля Угличского кремля. Средневековая крепость, утратившая укрепления и военное значение, в первой трети XIX века подверглась значительным изменениям в соответствии с регулярным планом, в результате которых была органично включена в новый классицистический ансамбль города. Основополагающими изменениями являлись перепланировка территории с созданием Городского сада, системы аллей и Соборной площади и строительство каменного моста. Последний связал кремль с торговой площадью, став важной частью городских коммуникаций и мощным градостроительным акцентом.
Несмотря на то, что данный мост является одной из основных составляющих архитектурного ансамбля кремля, а также одним из немногих сохранившихся до нашего времени старинных мостов Углича, он не становился предметом изучения – не установлены точная датировка и обстоятельства строительства. Имеющаяся в наличии информация на деле оказывается условной и сомнительной. Например, в обосновывающих материалах к проекту генерального плана Углича 2008 г. указано, что вновь выявленный памятник «Мост Никольский» построен в 1820 г. (1). Б.М. Кириков пишет, что «проект моста выполнен в 1807 г., подряд на строительство взял осенью 1808 г. крестьянин Иерусалимской слободы Николай Петрович «с товарищи» (2).
Приведенные сведения, несмотря на использование архивных документов, оказываются сомнительными и неточными. Установить истину позволяет продолжение изучения архивных материалов, в частности такого важного источника, как Приходо-расходные книги Угличской Городской Думы. В результате устанавливаются точная датировка и широкий круг лиц – исполнителей работ.
Существующий каменный мост является преемником деревянных крепостных мостов. В частности, в Писцовых книгах города Углича 1674-1676 гг. сообщается: «Ров в глубину от городской стены у Никольских ворот восемь сажен, через ров мост сосновой на режу, с перилы, вдоль осмнатцать сажен, поперег три сажени. Против мосту башня о шести углах, а в ней ворота» (3). Деревянные башни и стены угличской крепости постепенно обветшали и были разобраны во второй половине XVIII века, но мост сохранялся на прежнем месте.
В реестре «о состоявших в городе Угличе мостах и гатях» 1804-1805 гг. приводится следующая характеристика моста, значащегося в реестре под № 1: «К соборной церкви чрез ров первой от Успенской церкви – на столбах, состоящей от плоскости моста донизу семь аршин». Длина данного моста была 15 саженей, а ширина 3 сажени (32х6,5 м). Он пересекал основное пространство крепостного рва. Ближе к торговой площади через небольшой овраг было проложено продолжение моста: «От того моста до Успенской церкви по земле». Этот мост имел длину 30 сажен и ширину 2 сажени 1 аршин (64х5 м) (4).
Как свидетельствуют многочисленные планы города Углича рубежа XVIII-XIX веков, начиная с плана 1784 г. (5), кремлевский мост при введении регулярного плана планировалось перенести на другое место – с середины южной стороны несколько восточнее, в створ вновь создаваемой Ростовской улицы, центральной оси плана. Такой перенос решал важные градостроительные задачи, но создавал технические сложности, поскольку на трассе моста оказывался не только ров, но и впадавший в Каменный ручей небольшой овраг. По этой причине на нескольких планах обозначены проектируемые не один, а два последовательно расположенных моста (6).
Примерно в 1804-1805 гг. был построен каменный Филипповский мост через Каменный ручей, в начале Ярославской улицы, – наиболее важный в системе городских коммуникаций. Следующим по важности оказывается кремлевский мост «через ров к собору», как его нередко обозначали в документах. Городские власти без промедления приступают к реализации нового важного проекта.
17 января 1806 г. представители Угличской Градской Думы заключили договор с подрядчиком каменных дел крестьянином Нижегородской губернии Балахонской округи деревни Урково Петром Ивановым. В соответствии с договором подрядчик обязался «своими рабочими людми выстроить на отведенном от правительства [месте] при выстроенном каменном мосте по данному от Думы плану и фасаду о двух етажах со сводом дом. Так же к собору каменной по плану ж мост с одною аркою или, как от той Думы приказано будет, во всем без упущения архитектурии самою прочною работою».
В договоре помимо кремлевского моста отмечен еще один планируемый объект – каменный дом около Филипповского моста. Это здание находится по адресу – ул. Ярославская, 1. В нем в разные периоды размещались Полицейское Управление, Комиссариат Временного правительства, первая советская милиция, архив. В настоящее время находится Галерея «Под Благодатным Покровом». Но изначально оно строилось городским обществом под герберг или городской питейный дом, затем, начиная с 1820-х гг., его неоднократно арендовала квартирная комиссия для военных нужд. Это здание строилось одновременно с мостом, и денежные платежи отмечены параллельно в Приходо-расходных книгах.
Крестьянин Петр Иванов, происходивший из Балахнинского уезда, на рубеже XVIII-XIXвеков являлся крупнейшим в Угличе строительным подрядчиком. Им были построены такие важные объекты как Филипповская и Федоровская церкви, корпуса торговых рядов, купеческие особняки, уже неоднократно упоминавшийся Филипповский мост, поэтому неудивительно, что он оказывается строителем и кремлевского моста. Его родственники и земляки работали в Угличском крае вплоть до начала 1840-х гг., выполняя не менее важные и значительные заказы.
По договору Петр Иванов должен был представить на работу двенадцать человек и начать строительство с 15 мая 1806 г.: выкопать рвы под фундамент, забутить крупным диким камнем, прощебенить, залить известковым раствором, выровнять по ватерпасу и начать кирпичную кладку, используя на лицевые стороны наиболее качественный кирпич. Перила моста могли включать башенки и яблоки, которые для прочности следовало сделать на железных веретенах. Определялись расценки на разные виды работ. Так, обычная кирпичная кладка должна была стоить 2 рубля 80 копеек за тысячу штук, кирпичная теска по 4 к. с аршина, гладкая теска белого камня по 15 к., а карнизная теска – по 30 к. с аршина.
Работы следовало окончить к сентябрю того же 1806 г., но по решению заказчиков предусматривался вариант переноса строительства моста на следующий 1807 г. Все строительные материалы, ушаты, ночвы, заступы, лопаты и ломы должны быть предоставлены от Думы. При заключении договора подрядчику выплачен задаток в размере 25 рублей (7).
Еще до заключения договора в 1805 г. была начата заготовка материалов. 6 ноября угличским посадским Ивану Иванову Рудееву и Федору Гаврилову Омячкину за изготовление ста тысяч кирпичей для моста и питейного дома в число договорной суммы выплачено Думой 200 рублей. Следующие выплаты в размере 100 и 335 рублей были сделаны 22 декабря и в марте 1806 г. Угличские купцы Василий Иванов и Петр Иванов Кашины в декабре и марте осуществили перевозку кирпича от заводов к месту стройки (8).
В 1806 г. продолжалась заготовка материалов. В мае крестьянину Угличского уезда села Золоторучье вотчины подполковника Ф.В. Сухово-Кобылина Ивану Федорову Минееву «с товарищи» была оплачена поставка для строительства моста трехсот возов бутового камня. В августе 21.000 кирпичей поставил посадский Петр Иванов Рудеев. Четыре тысячи кирпичей поставлены посадским Иваном Ивановым Пятуниным. В сентябре 1806 г. по Приходо-расходным книгам оплачено еще несколько партий кирпичей, произведенных на заводах угличских посадских: от П.И. Рудеева 14.000 шт., от Ф.Г. Омячкина 30.400 шт., от Дмитрия Алексеева Омячкина 4700 шт., от И.И. Пятунина 14.250 шт. Еще 4200 кирпичей им были поставлены в октябре. Тогда же посадская Ирина Михайлова Омячкина поставила 7300 штук. В ноябре 14.400 штук поступили от Петра Васильева Пятунина. Каждая тысяча кирпича стоила в основном 6 рублей 85 копеек, хотя, конечно, были и различия в стоимости.
В августе угличскому купцу Андреяну Иванову Пятунину была оплачена поставка 48 пудов полосного железа для связей по 1 р. 16 к. за каждый пуд. В сентябре купцу Андрею Васильеву Пивоварову оплачена сварка железных связей, решеток, подстав и крюков на сумму 14 р. 60 к. Тогда же посадский Михаил Степанов Шапошников «с товарищи» получил 64 р. 20 к. за земляные работы – разравнивание городского вала и наноску земли на мост. В октябре купец Иван Николаев Ожегов получил оплату за 395 четвертей обожженной извести для раствора по 90 к. за четверть и 167 штук белого камня по 35 к. за каждый.
Перевозку кирпича, бутового и белого камня, извести, песка, воды и др. большей частью осуществлял купец П.И. Кашин, но также работы выполняли посадские Алексей Степанов Кожевников, Михаил Иванов Кашин, Иван Андреев Панков, Иван Алексеев Пушников, крестьяне деревни Высоково Иван Дмитриев и Игнатий Иванов и др.
В декабре купец Федор Семенов Верещагин получил оплату за двести досок для кружал и лесов и 250 пудов алебастра. Гвозди приобретались у посадского Амплея Дмитриева Молосникова, а необходимый инвентарь (лопаты, заступы, лотки, бадьи, ушаты, ведерки) – у купца Андрея Александрова Ожгихина.
Как уже упоминалось, основным производителем работ являлся подрядчик каменных дел Петр Иванов. В марте 1806 г. ему был выплачен положенный по договору задаток – 25 рублей. Затем в октябре произведен полный расчет за работы, среди которых была кладка 140.000 кирпичей, теска белого камня для контрфорсов и др. Выплаченные суммы сложно назвать, поскольку одновременно с мостом было оплачено строительство городского питейного дома (9).
Так закончился первый строительный сезон. На основе данных Приходо-расходных книг Городской Думы можно установить, что большей частью мост был возведен в течение 1806 г.
В следующем году велись менее значительные завершающие работы, для чего была начата заготовка материалов. Так, в декабре 1806 г. от крестьянина Мышкинского уезда деревни Кокаево Трефилия Стефанова поступило сорок возов каменьев для мостовой. Затем в феврале и июне ему же были оплачены еще двести и сто возов. В июне также были оплачены 275 возов мостового камня крестьянину Угличского уезда села Золоторучье Ивану Федорову. Затем в августе еще триста возов.
В июне 1807 г. угличский посадский Иван Федоров Дехтярев «с товарищи» получил оплату за мощение на вновь сделанном каменном мосту – 120 квадратных сажен по 35 копеек за каждую, а всего 42 рубля.
В тоже время велось оборудование двух сводчатых подвалов, находящихся под мостом, под кладовые. Для этого приобретались замки, гвозди, железные крюки и лапы, были изготовлены четыре затвора, под которыми, вероятно, надо понимать створки ворот. В декабре подрядчик каменных дел Петр Иванов за плату 10 рублей 10 копеек разобрал кружала под сводами подвалов (10).
Все эти работы завершили строительство моста, но необходимо понимать, что был выстроен только мост через основную часть рва длиной 14 и шириной 6 саженей (30х12,8 м). Это лишь треть существующего моста, имеющего длину около 90 метров.
Вопрос о продолжении строительства рассматривался на заседании Городской Думы. 12 августа 1807 г. в журнал было записано решение: во исполнение повеления ярославского гражданского губернатора действительного статского советника князя Михаила Николаевича Голицына для удобства проезда к соборной церкви через овражек построить еще один мост, обозначенный на генеральном плане, по сделанным плану и фасаду, на сумму из градских доходов. Данный вопрос с приложением плана и фасада следовало представить на рассмотрение губернатору. 15 августа было получено предложение, содержавшее следующий текст:
«Основываясь на представлении оной Думы и признавая с моей стороны нужным постройку новаго моста чрез овражек, впадающий в Каменной ручей, позволяю я построить оной мост каменной по прилагаемому у сего и утвержденному мною плану и фасаду, употребя на то потребную сумму из городских доходов, со всевозможным хозяйством и бережливостию. И представил ко мне в свое время обстоятелной отчет, сколько издержано будет на сие денег».
В тот же день предложение гражданского губернатора М.Н. Голицына было приобщено к собранию указов и постановлено приступить к заготовлению надлежащего количества материалов (бутового камня, кирпича, известки). Постройку начать с середины мая 1808 г. под наблюдением и управлением Думы. По окончании строительства рапортовать губернатору с указанием использованных средств «общественной суммы» (11).
Уже в июне 1807 г. в Приходо-расходных книгах Городской Думы отмечена оплата купцу Ивану Денисову Кашину за провоз 5000 кирпичей для строения вновь моста через отлив Каменного ручья. Затем в декабре заплачено сто рублей священнику Петропавловской церкви Николаю Петрову и старосте Федору Сахарнову за приобретенные у них в церковной ограде 20.000 кирпичей «для делания при Соборном мосте другаго». Кирпичи, вероятно, остались после строительства теплого Борисоглебского придела.
Затем у купца Тихона Иванова Ожегова приобретен белый камень за 16 рублей. У старосты Успенской церкви посадского Дмитрия Васильева Русинова за 65 рублей куплен церковный лес (бревна, слеги и тес), а также дикий камень для мостовой, снятый с одной из упраздненных дорегулярных улиц.
Следующие расчеты были произведены в течение декабря 1808 г. Так, 1 декабря вновь приглашенному для ведения работ подрядчику каменных дел крестьянину Балахнинского уезда Петру Иванову заплачены 247 рублей 63 копейки за кладку 68.500 кирпичей, за теску 172 аршин белого камня, за теску 172 аршин кирпича для карнизов и за положение под фундамент 180 нетесаных камней.
Далее перечислим закупленные строительные материалы:
- 2 декабря купцу Ивану Николаеву Ожегову за 452 штуки белого камня заплачено 99 р. 44 к.;
- Тогда же посадской Катерине Васильевой Рудеевой заплачены 35 рублей за 5000 кирпичей;
- 4 декабря посадскому Федору Гаврилову Омячкину заплачены 126 рублей за 18.000 кирпичей;
- В тот же день получили оплату посадский Федор Семенов Омячкин за разный лес, купец Иван Денисов Кашин за провоз камня, кирпича, извести, леса, песка, воды, купец Матвей Сергеев Сурин за разный железный товар;
- 14 декабря купец Иван Николаев Ожгихин получил 278 р. 70 к. за 217 четвертей известки;
- В тот же день посадскому Ивану Васильеву Коновалову заплачены 155 рублей за 22.100 кирпичей.
Можно также отметить, что различный инвентарь (ведра, ушаты, веревки и др.) поставляли посадские Иван Федоров Сахарнов и Андрей Александров Ожгихин, а за земляные работы 8 декабря было заплачено посадскому Алексею Михайлову Молчанову и крестьянину Угличского уезда Иерусалимской слободы Николаю Петрову «с товарищи» (12).
О последнем необходимо сказать особо – именно крестьянина Петра Иванова Б.М. Кириков называет строителем моста, но данный вопрос нуждается в уточнении. 16 октября 1808 г. Угличская Градская Дума заключила договор с обозначенным крестьянином на следующие работы: «в зделанном чрез овраг каменном мосте навалить землю и имевшейся из под прежней Успенской церкви мусор, так, дабы означенной мост во всем был выровнян, для чего землю и мусор брать, где приказано будет. Тоже наваливание земли иметь плотно, утаптывать, как наивозможно крепче. Почему то выровняние и сделать, как от оной Градской Думы приказано будет. А потому все оное и произвесть в нынешней осени окончателно. Кою работу и производить со всяким успехом добропорядочно».
Стоимость работы составляла 75 рублей, которые следовало получить по окончании. Сверх обозначенного было положено навозить необходимое количество мостового камня – по 50 копеек с каждой квадратной сажени (13).
Таким образом, на основе документов устанавливается, что крестьянин Иерусалимской слободы Николай Петров «с товарищи» в действительности выполнял земляные работы и осуществлял перевозки. Он заполнял грунтом внутреннее пространство между каменными стенами моста и пазухи сводов. В дальнейшем на уплотненный грунт укладывалась мостовая.
В следующем 1809 г. велись менее значительные завершающие работы, расчет также производился в декабре. Так, посадскому Ивану Федорову Дехтяреву «с товарищи» за укладку 230 квадратных сажен мостовой заплачено 138 рублей (по 60 копеек за каждую). Крестьянин Николай Петров получил расчет за перевозку тех самых 230 сажен дикого камня и за разравнивание буераков и холмов на месте снесенных зданий около моста.
Крестьянин Угличского уезда экономической деревни Иванисово Яков Афанасьев получил 45 рублей за сделанные крыши и перила. Посадскому Василию Иванову Буренину заплачено 25 рублей за крашение крыш и перил на Филипповском и Соборном мостах. Посадский Лука Коровников за 18 рублей вытачивал и прилаживал какие-то детали к перилам.
Для различных нужд приобретались лес и железный товар, а также и кирпичи для доделки и ремонта мостов. Например, 15.000 кирпичей были куплены у посадского Федора Омячкина; 1500 кирпичей и два лагуна извести – у посадского Якова Михайлова Бычкова (14).
Таким образом, на основе приведенных сведений устанавливается точная датировка кремлевского моста – часть надо рвом была построена в 1806-1807 гг., а расположенная ближе к площади часть в 1808-1809 гг. Точный облик моста в тот период неизвестен, поскольку пока не выявлены чертежи – обозначенные в документах фасад и план. Можно предположить, что уже при достройке в 1808-1809 гг. две части были соединены в единое целое, и мост получил единую, а не двойную структуру, как предполагалось изначально. Целостным мост изображен на плане Углича 1832 г. Но также не исключено, что целостным мост стал при последующих перестройках, поскольку на известных планах города 1810-х гг. он обозначен двойным.
Также можно обратить внимание на название моста. В записях Приходо-расходных книг он в большинстве случаев именуется каменным мостом «чрез ров к собору». Данная формулировка является условной, определяя основное назначение – служить путем к находящемуся в бывшей крепости Спасо-Преображенскому собору. В декабре 1807 г. впервые встречается название – Соборный мост, которое и следует считать основным. Оно нередко встречалось в документах последующих десятилетий XIX– начала XXвеков. Название «Никольский мост» в большей части характерно для советского периода. Оно обозначало связь с прежним деревянным крепостным мостом. Но здесь необходимо учитывать, что прежний мост располагался несколько западнее, а построенный в начале XIX века каменный мост имел собственное название – Соборный.
В данной статье также установлены персоналии – широкий круг лиц-поставщиков материалов и исполнителей работ. Выясняется, что в большинстве случаев работы выполнялись угличанами – подрядчиками и мастеровыми людьми из числа купцов, посадских и окрестных крестьян. Они изготавливали кирпич, обжигали известь, поставляли лес и железные изделия, осуществляли все необходимые перевозки, укладывали мостовые. Но основные строительные работы были выполнены подрядчиком каменных дел крестьянином Нижегородской губернии Балахонской округи Петром Ивановым. Что и неудивительно, поскольку его артели каменщиков с конца XVIII века получали в Угличском крае наиболее значительные и ответственные заказы.
Приведенная информация, несомненно, имеет ценность – устанавливается история строительства важной составляющей исторического облика города и архитектурного ансамбля Угличского кремля.
Примечания.
1) Материалы по обоснованию проекта генерального плана Углича. СПб – Углич, 2008. С. 190.
2) Кириков Б.М. Из истории кремлевского ансамбля в начале XIX века. // Исследования и материалы по истории Угличского Верхневолжья. Вып. 3. Углич, 1993. С. 118.
3) Писцовые книги стольника Михаила Федоровича Самарина и подьячего Михаила Русинова 1674-1676 гг. // Труды ЯГУАК. Вып. 2. М., 1892. С. 30.
4) УгФ ГАЯО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 459. ЛЛ. 28, 36, 44.
5) УГИАХМ. Коллекция документов. Ед.хр. 2371.
6) Там же. – Ед.хр. 2021; Ярославская губерния в начале XIX века. Ярославль, 2008. Карты и планы.
7) УгФ ГАЯО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 428. ЛЛ. 5 об. – 6.
8) УгФ ГАЯО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 430. ЛЛ. 13, 16, 18; Д. 495. Л. 4.
9) Там же. Д. 495. ЛЛ. 3-25.
10) Там же. Д. 495. Л. 24; Д. 550. ЛЛ. 3-10.
11) Там же. Д. 561. ЛЛ. 2 об. – 6 об.
12) Там же. Д. 550. ЛЛ. 5, 10, 11; Д. 583. ЛЛ. 5-10.
13) Там же. Д. 561. Л. 1.
14) Там же. Д. 646. ЛЛ. 6-9.