Евгений Лиуконен
В структуре города есть места, которые в древности имели огромное значение, а впоследствии оказались практически забыты. На перекрёстке улиц Опарина, Февральской и Чернышевского расположена церковь Святителя Николая Чудотворца «что на сухом пруде», исконно именовавшаяся Николосухопрудской. Искалеченный в советский период когда-то величественный храм даже без глав и колокольни виден на значительное расстояние, облагораживая и украшая городской пейзаж. Заброшенные остатки храмовой площади и деревянные домики создают ощущение тихого захолустного уголка. Можно ли подумать об ином виде и значении?
Сейчас сложно даже представить, что когда-то там проходила бойкая Московская дорога. Это была значительная посадская улица, размещавшаяся наискосок относительно более поздней регулярной Московской улицы. Она начиналась от торговой площади и далее простиралась в юго-западном направлении мимо Петропавловского храма к Николосухопрудскому, где был выезд за посадский вал – на Московскую дорогу. Как известно, до Смутного времени там располагался монастырь Иоанна Богослова «что на Прудицах», на месте которого при восстановлении города основан приходской храм. Соответственно, там же находились и одни из важнейших ворот, и застава с караулом, контролировавшим въезд в Углич.
То место, как и въезды со стороны Ростовской и Ярославской дорог, как переправа через Волгу, можно было назвать лицом города, которое в, первую очередь, видели путники. Московская дорога отмечена многими знаковыми событиями как, например, прибытие в Углич царевича Димитрия с многолюдной свитой весной 1584 года и царя Алексея Михайловича в 1650-х годах с семьёй и «со всем двором своим царским и со многими боляры». Последний останавливался в шатрах близ городской окраины и там принимал угличан. Было немало других почётных и знатных гостей, которых следовало встречать задолго до въезда в город. Также сохранялась память о перенесении мощей царевича Димитрия в 1606 году и встрече святых реликвий в 1630 году.
Попробуем представить, как прежде выглядел городской участок Московской дороги. В южной части торговой площади находилась исключительно важная развилка улиц. От Лесной и Сенной площадей, от небольшого треугольного квартала Пашиной горы и Харчевенной улицы расходился в разных направлениях масштабный «трезубец» средней части территории угличского посада. Солодяная улица (в районе современных Ростовской и Гражданской) была обращена в юго-восточную сторону – к местности Каменного ручья. Богоявленская улица (в районе Первомайской и Ростовской) являлась началом большой Ростовской дороги, а также служила центральной осью дорегулярного плана. В юго-западном направлении была устремлена улица со странным названием Петровский берег, которая и составляла начало пути из Углича в Москву.
Осуществлённая на рубеже XVIII-XIX веков регулярная планировка развела трассы улиц на самостоятельные участки, но и сейчас играет немалую роль эффектный динамизм лучевой системы. Хорошо заметны отходящие от Успенской площади прямые лучи Ростовской и Вознесенской (Первомайской) улиц. С небольшим отрывом, отделённая руслом Каменного ручья, трёхлучевую композицию завершает Большая Васильевская (Гражданская) улица. С западной стороны пролегает Московская (Ленина) улица, сохраняющая значение одной из важнейших магистралей. Вот о её окрестностях далее и пойдёт речь.
Старинная Московская дорога брала начало от прилегавшей к Кремлю западной части торговой площади, проходя вдоль левого берега устья Шелковки. Затем путь пролегал по широкой посадской улице, именовавшейся Петровским берегом. Как возникло это название? Улица действительно являлась берегом – утраченным участком русла Шелковки, вдоль которого и проходила проезжая дорога. Она была существенно шире других посадских улиц. Петровская – производное от Петропавловской церкви.
Если говорить о Шелковке, – то это загадочный полузабытый объект. Память о речке исключительно связана с западной границей кремля и прежней топографией торговой площади. В Угличском летописце сообщается: «Понеже та речка Шалковка, по-за Мироносицкой дороге о левую сторону, с низи, из Ростовцова болотца, текла в город на Петровской погост».
Поскольку низовье речки исчезло в поздний период, можно предположить, что изначально в древности к ней относилось основное русло Троицкого ручья, протекающего ныне от территории Солнечного и окончания Первомайской улицы до моста на улице Ленина и местности Николосухопрудской церкви. Возможно, в древности данный участок русла являлся Шелковкой, а Троицким ручьём первоначально был рукав в районе Волжской улицы, вполне логично получивший название от Троицкого Николопесоцкого монастыря. Конечно, могут смущать резкие изгибы русел, но мы лишь примерно можем представить их древние очертания.
Шелковка, как и сказано в старинном описании, брала исток из Ростовцова болотца, существовавшего к юго-востоку от Солнечного. Также к речке мог прилегать рукав из соснового бора-«Рыжечника», имевший большую протяженность. Этот лесной участок русла соседствовал с Мироносинской дорогой, – по крайней мере, её ближней частью между Солнечным и вокзалом. Там около опушки леса существуют пруды и заводи, которые вполне могли быть связаны с давно исчезнувшим руслом речушки.
Шелковка и Троицкий ручей фактически соединялись в местности Сухого пруда, а далее расходившиеся в разные стороны русла устремлялись к Волге. Правда, следующий участок русла Шелковки постепенно мелеет. В XVIII веке о нём сказано: «А ныне та речка уже илом и землёю заплылась, и тамо мал ручей только». При разбивке генерального плана на рубеже XVIII-XIX веков низовье Шелковки засыпают, сохранив лишь устье около Кремля. При этом в местности Сухого пруда водоток из сохранившегося русла мог быть перенаправлен в Троицкий ручей. При незначительности размеров речушек-ручьёв такие гидротехнические работы не представляли сложностей.
Так сложилась судьба основного ориентира большой посадской улицы – Петровского берега. Если проследить трассу, можно отметить, что она начиналась чуть восточнее будущего перекрёстка Спасской и Московской улиц. На начальном участке на неё выходили Прянишников и Саинский переулки. Далее по правой стороне – Ильинская, Пятницкая и Ново-Воскресенская улицы. Примерно посередине возвышался храмовый ансамбль Петропавловского прихода. В 1730-1735 годах там возводится каменный пятиглавый храм. Композиционно похожий на Корсунскую церковь он являлся одним из наиболее значительных и художественно-совершенных в Угличе. Уже на раннем этапе по линии Петровского берега была сооружена каменная ограда со Святыми воротами.
Завершала улицу треугольная площадь Николосухопрудской церкви. Там же по левой стороне были перекрёстки с Большой Панской и Свистухиной улицами, а далее при выезде за посадский вал располагался мост через Троицкий ручей. Дальняя часть дороги именовалась Сухопрудской улицей. Сменивший деревянный первый каменный храм возводится в 1735-1758 годах. Он также в XVIII веке был обнесён каменной оградой, получив внушительный облик. Существующая величественная церковь поэтапно возведена в XIX веке – в 1854-1855, 1868-1881 годах.
Именно Николосухопрудская и Петропавловская церкви первыми встречали путников при въезде в город. Правда, в дальнейшем ситуация меняется. В соответствии с генеральным планом 1784 года создаётся новая Московская улица, целостно проложенная на местности на рубеже XVIII-XIX веков. В соответствии с регулярным планом трасса была не только выпрямлена, продлена, но и проведена под другим углом. В результате Петропавловская церковь оказалась расположенной на углу Московской и Петербургской (9 Января) улиц. Её видное эффектное расположение подчёркивала дважды возводившаяся в XIX веке ограда с башенками, воротами и часовней. А вот Николосухопрудская церковь оказалась в стороне от трассы Московской улицы – на куда менее значительной периферийной территории. При этом соседнюю Воскресенскую (Опарина) улицу иногда именовали Старо-Московской. По первому варианту генерального плана именно она предполагалась в качестве городского участка Московской дороги. При выезде, как и на Ростовской, намечалась большая прямоугольная площадь заставы, но в итоге выбран вариант соседней улицы.
Улице Московской (Ленина) во второй половине ХХ века также было суждено утратить значение одной из основных дорог, передав его Ростовской, но в XIX веке она, как и славная предшественница, видела немало достопамятных событий. Именно по ней въезжали в Углич со стороны Калязина в 1841 и 1837 годах император Николай I и наследник престола Александр Николаевич (будущий император Александр II), чьи визиты были очень памятны горожанам.