Евгений Лиуконен
Ранее мне уже довелось писать, что важным и долгожданным событием 2020 года стало открытие одного из комплексов исторического отдела Угличского музея. На верхнем этаже Палаты удельных князей размещена экспозиция, посвящённая истории Угличского края X – начала XVII столетий. Экспозиция действует на протяжении нескольких месяцев – угличане и гости города имели возможность ознакомиться с результатами кропотливой работы сотрудников музея и художников-экспозиционеров. Несомненной доминантой комплекса является макет кремля второй половины XV-XVII веков. Помещенный в пирамидальную витрину образ древнего Углича неизменно привлекает внимание, служит наглядной иллюстрацией многовековой истории.
Дотоле стоявшая пустой соседняя стеклянная пирамида 31 июля, наконец, дождалась заполнения – был привезён и установлен второй макет. Он представляет город XIII столетия – периода становления Угличского удельного княжества. Как и первый макет он был изготовлен ярославскими художниками под руководством Игоря Валерьевича Зуба.
Новый макет имеет свои особенности. В частности, его отличает значительная доля условности. Если при создании первого макета были взяты за основу Писцовые книги 1674-1676 годов и подлинные чертежи, то в данном случае крайне мало источников. Скудные упоминания не способны дать представление о расположении и облике зданий, структуре местности. Первостепенное значение имеют данные археологии. Многолетнее изучение территории кремля и центральной части города Угличской экспедицией Государственного Эрмитажа позволяет осветить многие вопросы. Сотрудники музея очень благодарны С.В. Томсинскому за консультации в ходе работы, подготовку схем территории в различные периоды. Но здесь ещё раз повторим, что большинство объектов отражено условно, с использованием аналогий – наиболее достоверной частью является территория с характерным ландшафтом, берегом Волги, руслами Каменного ручья и речки Шелковки, древним крепостным рвом.
В местном Летописце так повествуется об основании Углича: «И начатся строится при самой реце Волге, на месте, приуготованном на то вышним Промыслом Божиим, именуемый, не пременяя от перваго оуглян жителства звания создаша, и нарицаемыи Оуглич… в пристойном весма и равнополистом месте, где же доныне, благодатию Божиею сохраняем, стоит благолепне и непревратне».
Ф.Х. Киссель, описывая священное для угличан место, оставил следующие проникновенные слова: «Какие думы теснятся в душу, когда проходишь бывшею крепостию? Здесь каждый шаг земли облит кровью наших предков, здесь каждый шаг освящён стопами святых, здесь на каждом шагу некогда сражались и умирали за веру и верность. Здесь все угличские князья оставили свою память: тот копал крепостной ров и насыпал огромный вал, другой созидал церковь, третий воздвигал стены и башни, четвёртый и даже всякий из них перестраивал дворец своего предшественника…»
Изготовленный макет позволяет наглядно представить, как мог выглядеть город времени князя Владимира Константиновича и святого Романа, переживший нашествие монголо-татар, неоднократно терпевший разорения от пришлых врагов и княжеских междоусобиц. Примерно таким был город и на протяжении XIV – середины XV веков – вплоть до масштабной реконструкции Андрея Большого.
Рассмотрим и охарактеризуем основные детали макета. Вдоль берега Волги видна протяжённая площадка. Это нижняя береговая терраса, на которой возникло и развивалось первое поселение. Во второй половине I-го тысячелетия там располагалось крупное финно-угорское поселение племени меря, возможно, носившее название Куткобал, являвшееся центром прилегавшей территории. Затем на раннем этапе славянской колонизации края, примерно в первой трети IX века, там поселились славяне. Углече Поле уже тогда, наряду с Ростовом и другими древнейшими славянскими поселениями, являлось важным центром колонизации и опорным пунктом славян, шедших в отдалённые залесские земли в верхнем течении Волги. Примерно в середине Х века, в 30-50-х годах, сюда прибыла дружинная группировка, имевшая цель установить в данном регионе власть Рюриковичей и организовать сбор дани. Это событие описано в известном предании об основании Углича в 937 году княжичем Яном Плесковичем.
В ранний период город в основном располагался на нижних береговых террасах Волги в районе устьев Каменного ручья и Шелковки. Будущая территория кремля (плато мысовой площадки) являлась периферийным районом «зоны расселения». Там по берегу Каменного ручья, в восточной части территории располагалось курганное кладбище. Отдельные участки некоторое время подвергались распашке – служили полем. К востоку от кремля на правом берегу Каменного ручья в X-XI веках тоже могло существовать курганное кладбище, о чём свидетельствует топоним «Могилицы».
В первой трети XI века произошло важное событие, определившее историю и облик города. Застройка пострадала от военных действий, была уничтожена пожаром. После случившегося поселение уже не было восстановлено на прежнем месте – перенесено на верхнюю мысовую площадку, а нижние береговые террасы оставлены. Тогда же были возведены первые дерево-земляные укрепления. Так, местность из простого центра поселения превратилась в крепость-детинец – основу древнерусского города. Зимой 1148 года Углече Поле подверглось разорению. Затем примерно в первой трети XIII века становится центром формирующегося удельного княжества. Внук Всеволода Большое Гнездо Владимир Константинович получает город в самостоятельное владение. Этот период и отражает вновь изготовленный макет.
Кремль преимущественно располагался на мысовой площадке при впадении Каменного ручья в Волгу – имел треугольную, отчасти закруглённую форму. С других сторон проходил дугообразный ров, примерно касаясь будущего места Богоявленского собора. Лишь при Андрее Большом территория будет существенно расширена в южном и западном направлениях. С юга будет прорыт новый ров, а западная сторона пройдёт вдоль берега Шелковки. Старый ров постепенно будет засыпан, северо-западная оконечность станет прудом.
Периметр территории венчает невысокий вал, на гребне которого возвышаются деревянные стены, рубленые «тарасами», т.е. сплошным рядом срубов. До появления огнестрельного оружия стены следовали рельефу местности – без чёткой геометрии. Их дополняют три угловые башни и одна воротная, расположенная с южной стороны. В современной ориентации древние ворота могли располагаться близ западной части Богоявленского собора.
На территории представлены два деревянных храма: Спасо-Преображенский собор и Константино-Еленинская церковь. Спасский собор упоминается в Лаврентьевской летописи в связи с погребением в 1249 году угличского князя Владимира Константиновича. Возможно, он был первым и древнейшим местным христианским храмом. Собор обозначен в западной части кремля – в районе более поздних каменных зданий. Сведения о Константино-Еленинской церкви происходят из преданий. Возможно, она, как и в более позднее время, являлась домовой княжеской церковью, а потому поставлена на мысу около дворца. В России не сохранились деревянные храмы домонгольского периода, поэтому достоверные аналоги отсутствуют. Собор выполнен крестообразным с шатровым завершением, а церковь – клетского типа. Такой выбор форм обоснован гипотезой, что основные типы деревянных храмов сформировались в ранний период. Около собора в первой половине XI – середине XV веков существовало кладбище, где погребали представителей местной знати. Оно также обозначено на макете.
Ещё одним важным объектом является княжеский дворец, расположенный на берегу Каменного ручья. Его формы условны – включают башню-повалушу и разнообразные постройки. На территории кремля размещено несколько жилых дворов.
Большое значение имеет периферия крепости, где с южной стороны, за ручьём и Шелковкой, показаны отдельные дворы формирующегося посада. На высоком волжском берегу обозначена торговая площадь, которая по предположению С.В. Томсинского уже во второй половине X-XI веках могла размещаться «к юго-западу от устья Шелковки, но ближе к Волге». Там же выполнены пристани, к которым направляется ладья со щитами по бортам, вёслами и парусом. Грозные стены и башни отражаются в зеркальной глади воды. Их отражение словно окно в далёкое прошлое.