A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Макет Угличского кремля

Макет Угличского кремля

Начало 2020 года ознаменовалось долгожданным событием – в древнейшем памятнике архитектуры нашего города – Палате княжеского дворца – завершается работа над одним из комплексов исторического отдела. В парадном зале верхнего этажа размещена экспозиция, посвящённая истории Угличского края X – начала XVII столетий. В экспозиции представлены многие уникальные предметы, реликвии прошлого. В оформлении применены интересные дизайнерские решения, разработанные ведущими ярославскими художниками-экспозиционерами.

Одним из центральных элементов экспозиции является макет Угличского кремля. Его создание явилось наиболее долгожданным событием – многие годы облик древней крепости можно было представить только на основе живописных и графических работ И.Н. Потехина, П.Д. Бучкина и старинных планов. Необходимо отметить, что талантливый педагог, художник и краевед Иван Николаевич Потехин сделал немало для изучения угличской крепости, создал картины, рисунки и схемы, характеризующие её облик. В наше время работа прежних исследователей получила продолжение и нам доступна великолепно выполненная объёмная реконструкция, предоставляющая максимальную наглядность во всех возможных ракурсах.

Макет выполнили ярославские художники Игорь Валерьевич Зуб и Илья Петрович Соколов. При этом использованы современные технологии 3D-моделирования, несколько видов принтеров и материалов. Вначале создавалась виртуальная модель, проводился долгий процесс согласований и корректуры и лишь затем детали макета получали материальное воплощение. Здания тщательно окрашены, тонированы под цвет естественных материалов: дерева, кирпича, тесовых кровель. Территория представляет зимний пейзаж с имитацией снега и замёрзших водоёмов. Макет получился живописным и выразительным и, несомненно, имеет не только научную, но и художественную ценность. Научные материалы для работы предоставлены сотрудниками музея. Ими всецело координировался процесс, проводились необходимые согласования.

Можно отметить, что условно был создан макет кремля второй половины XV-XVII столетий – крепости в наиболее развитом и совершенном виде, сформировавшейся после реконструкции князя Андрея Большого. Но отдалённый период отражён в крайне малом числе источников, поэтому основным материалом для макета послужили Писцовые книги города Углича 1674-1676 годов, предоставляющие подробное и детальное описание. На их основе реконструированы стены и башни, возведённые при последнем строительстве крепости в начале 1660-х годов под руководством князя Михаила Кугушева, а также многие другие здания. При этом можно полагать, что аналогичная структура крепости существовала и ранее – до трагических событий Смутного времени.

Поскольку макет условно представляет крепость на протяжении длительного периода, присутствуют некоторые хронологические несоответствия. Например, Богоявленский монастырь при строительстве укреплений в 1661 году был выведен с территории кремля и в реальности не существовал одновременно с описанными в Писцовых книгах крепостными стенами. Также в последней крепости не были сооружены Флоровские ворота и мост, – но они традиционно существовали в предшествовавший период, с древнейших времен. Поэтому в макете они также представлены. Здание княжеских палат в период составления Писцовых книг находилось в руинированном состоянии, без крыши, но в макете, выполнено в виде целостного здания. Данные несоответствия признаны уместными, чтобы сформировать собирательный образ кремля, существовавшие на протяжении длительного времени основные элементы.

В Писцовых книгах 1674-1676 годов даётся следующее описание крепости: «Город Углич на реке на Волге на берегу, на осыпи, рубленой в две стены в сосновом лесу, обломы тёсаны в брус, крыт тёсом. Ров в глубину от городовой стены у Никольских ворот 8 сажен. Через ров мост сосновой на режу, с перилы, вдоль 18 сажен, поперёк 3 сажени. Против моста башня о шести углах, а в ней ворота, затворы деревянные на пятах… А городовой стене вышина и с обломы по 3 сажени с полусаженью, а в ином прясле и больше; а по всему городу во всех пряслах поперёк городовой стены меж стен 2 сажени, а против обломов 2 сажени с четью. Город и башни и проезжия ворота крыты тёсом. По городу ж на всех пряслах и в башнях лестницы потайныя выходныя… да в башнях же и в проезжих воротах с городовой стены проходныя двери, да по всему же городу против обломов изнутри перила дощатые, забраны в бабки…»

Крепостные стены имели среднюю высоту более трёх саженей и ширину две сажени. Внешняя и внутренняя стороны срубов соединялись частыми перерубами. В верхней части располагалась боевая галерея, из-за характера плотницкой работы, выступа с внешней стороны названная «обломом». Прясла стен имели дверцы на пятах и внутренние «потайные» лестницы для доступа к бойницам. Кроме того, имелось «восемь лестниц больших всходных» – для подъёма с территории крепости на верхнюю галерею, по две с каждой из четырёх сторон.

Угличский кремль насчитывал девять основных башен. О них сказано: «А Никольския и Спаския ворота и наугольныя, глухия башни рублены в лапу о шести углах». Некоторые башни имели названия. Среди них главенствующее значение имели южные Никольские и западные Спасские ворота, расположенные в средних башнях. При этом первая, как известно, получила название по церкви Николы Подстенного, располагавшейся на площади справа от крепостного моста, – это был зимний храм Успенского прихода. Спасская башня, вероятно, получила название по Спасо-Преображенскому собору, к которому вёл проезд по внутреннему мосту, перекинутому через пруд. Юго-восточная и северо-восточная башни были Филипповская и Флоровская – по расположенным напротив них значительным посадским храмам. Северо-западная наугольная башня называлась Волжской, а юго-западная – Алексеевской. Последнее название произошло от располагавшегося поблизости на территории крепости осадного двора Алексеевского монастыря. Три глухие средние башни (по берегам Волги и Каменного ручья) особых названий не имели.

Помимо перечисленных основных башен была ещё десятая – Выходная, с калиткой к Волге, рубленная «о четырёх углах в лапу». Эта башня, располагавшаяся вблизи церкви Царевича Димитрия, была преемницей древних Флоровских ворот. Она же, очевидно, оказалась наименее долговечной, поскольку отсутствует в более поздних описаниях и на планах XVIII века. Все башни имели три яруса бойниц, выступающие боевые площадки-«обломы» и шатровые завершения. На некоторых имелись дозорные вышки-караулки.

В крепость вели два моста – Никольский и Спасский. Это были довольно значительные сооружения на «ряжевых» основаниях. Ряжами именовали бревенчатые клети, заполненные камнями или землёй, служившие устоями мостов или иных сооружений. Примечательно, что Никольский мост подходил к башне не напрямую, а к юго-западной грани, в которой был прорублен проём ворот. Крепостные ворота, как правило, имели не прямые, а изогнутые, коленчатые проезды, что усиливало оборону. В каменных крепостях изогнутые проезды встречались практически повсеместно. На примере Углича можно отметить, что они бытовали и в крупных деревянных крепостях.

Перечисленные особенности укреплений, легшие в основу макета, представлены в довольно подробных описаниях, а также на подлинных планах 1751 и 1767 годов. На этих фиксационных чертежах обозначены расположение башен, структура перерубов, особенности сопряжения башен и стен. А также различные разрушения, характерные для последних лет бытования обветшавшей деревянной крепости, как известно упраздненной и разобранной во второй половине XVIII века. 

Важнейшим зданием Угличского кремля был каменный Спасо-Преображенский собор, возведённый при князе Андрее Большом примерно в 1480-х годах. В Писцовых книгах сообщается: «В городе ж соборная церковь Преображения Господня каменная на высоких папертях, об одной главе, своды с перепетивьем столбов, развершена с закомарами, покрыта по закомарам тёсом, а глава на деревянных дугах покрыта чешуёю деревянною… У соборной церкви у паперти стены и столбы каменные без сводов, мосты деревянные. Да на той же паперти колокольница рубленая шатровая». Это описание даёт представление о структуре храма, но его недостаточно, для целостной реконструкции облика. Для последней использованы проекты реставрации близких аналогов – соборов Спасо-Каменного и Ферапонтова монастырей. На их основе со значительной долей условности воссозданы формы храма и паперти-галереи. Деревянная колокольня с башенными часами, также с долей условности, помещена над юго-западным углом галереи.

Большую сложность вызвали формы княжеского дворца, объёмная реконструкция которого ещё не создана специалистами – археологами, архитекторами. В данных обстоятельствах комплекс дворца показан в виде оснований стен, выявленных раскопками 1985-1989 годов под руководством В.А. Булкина, дающих представление о структуре ансамбля. Чтобы не перекрывать точно зафиксированные фундаменты не были выполнены северный участок галереи собора с приделом Похвалы Богородицы и деревянная тёплая Алексеевская церковь, очевидно, стоявшая над одним из дворцовых подклетов. Здания представляли собой многочастный корпус, вытянутый вдоль берега Волги. С запада на восток он включал крупное башнеобразное здание, напоминавшее сохранившуюся Палату; внутренний укреплённый двор, куда выходили ворота и северный участок галереи собора. Восточнее комплекс зданий ступенчато сужался и включал помимо ряда помещений переход на закруглённых столбах. Возможно, дворцовый комплекс был более вытянут в восточном направлении, чем сохранившиеся фрагменты. Возможно, на утраченном участке берега располагался ещё ряд помещений.

Примечательно, что Писцовые книги, конкретно не упоминая, зафиксировали остатки разрушенного в Смутное время дворца – «место пусто от соборныя деревянныя тёплыя церкви Алексия человека Божия до церкви Архангела Михаила вдоль двадцать три сажени». Это распространенный способ изложения Писцовых книг, в которых не было принято описывать разрушенные здания. Этот же фрагмент текста позволяет точно установить местоположение двора воеводы: «поперёк от городовой стены до воеводскаго двора десять сажен с третью». На основе данного сообщения можно сделать вывод, что резиденция важнейшего должностного лица города и уезда располагалась около древней княжеской палаты, в десяти саженях от крепостной стены.

Воеводский двор конкретно не описан, но для реконструкции был использован подлинный чертёж из собрания Российского государственного архива древних актов, относящийся к началу XVIII века. На его основе выполнен сложный комплекс жилых и хозяйственных построек. В центре расположены хоромы с парными комнатами, разделёнными сенями с передним и задним крыльцами. К основному объёму с боковой стороны примыкал обширный зал. План даёт представление даже о расположении окон, дверей, печей. Прямоугольный участок двора был обнесён забором, по линии которого располагались избы людские, поварня, баня, погреб, сарай и конюшня.

Таким был воеводский двор. К нему от Никольских ворот вела большая улица. Вероятно, вблизи ворот располагалась Съезжая изба, являвшаяся канцелярией воеводы. О ней в Писцовых книгах сказано: «Да в городе ж съезжая изба с прирубом, на подклете, с сеньми, рубленые, покрыты тёсом». На основе этого краткого описания выполнена примерная реконструкция. Также по соседству с Никольскими воротами находилась караульная изба, служившая помещением для городской стражи.

Ещё одним важным зданием был «погреб казённый», построенный из соснового леса незадолго до составления Писцовых книг, предназначенный для хранения боеприпасов. Он располагался за прудом, около Спасской башни и внутреннего моста. Пороховой склад имел особенности конструкции, определявшие надёжность. Погреб с примерными размерами 3х3 сажени был углублён в землю, укреплён каменным выходом. Сверху располагался крытый тёсом амбар – именно он представлен в макете.

На мысу при впадении в Волгу Каменного ручья в период составления Писцовых книг располагались деревянные храмы, предшествовавшие каменной церкви Царевича Димитрия. «Да в городе ж церковь благовернаго царевича князя Димитрия деревянная, рублена о шести углах, шатровая, об одной главе. Да на колокольне благовестной колокол полчетверти пуда, да в двух зазвонных колоколах тридцать две гривенки. Церковь огорожена забором в реж. Другая церковь тёплая деревянная, построена вновь, во имя Архистратига Михаила». Шатровый храм, как известно, был возведён в 1630 году по указу царя Михаила Феодоровича. Зимнюю Архангельскую церковь построили примерно в 1661 году. Конечно, необходимо учитывать, что в 1638 году было начато строительство каменного храма, который длительное время бытовал в виде подклета, но он не был представлен, поскольку Писцовые книги не дают полного представления о храмовом ансамбле. Располагался ли подклет отдельно, либо на него была поставлена одна из деревянных церквей?

Также в кремле размещался Богоявленский монастырь, известный с конца XVI века. В Угличском летописце сообщается: «В городу ж был тогда и монастырь девичь Богоявления Господня, за прудом в углу, наполдни пригорожен к стене городовой. И в нём церкви, и кельи, и всё строение монастырское, деревянное ж». В обители находились две церкви: Богоявления Господня с приделом Иоанна Милостивого и Смоленской иконы Божией Матери с приделом Святителя Иоанна Златоуста. Второй храм был тёплым. Ещё в монастыре были кельи инокинь, житницы, хлебни, столовые и трапезные избы.

Рядовую застройку крепости составляли около двадцати дворов знатных горожан, стрелецких голов, пушкарей и прочих жителей. Среди них были и дворы нескольких монастырей: Троице-Сергиева, Новоспасского, Николо-Улейминского, Алексеевского и Кирилло-Белозерского. Дворы имели различные земельные участки (от очень малых до весьма значительных), но, к сожалению, конкретно не описаны, поэтому точный состав строений неизвестен. Необходимо отметить, что не все дворы были целостные – имелись и незастроенные места. Один двор, в разное время принадлежавший Богдану Ушакову и Третьяковым, был каменный. О нем крайне мало сведений, но с большой долей вероятности можно полагать, что он был построен на основе руин дворцовых зданий, с использованием некоторых помещений. По этой причине каменный двор не отражён в макете.

По обе стороны большой улицы, с отступом от собора на четырнадцать саженей, располагались лавочные места. По всей видимости, они являлись отголоском древнего торга, находившегося на территории крепости, дополнявшего основную торговую площадь при устье Шелковки.

Конечно, в структуре макета доминирует кремль, но представлены и небольшие участки периферии. Около Никольского моста, на переднем плане расположен деревянный клётский храм Николы Подстенного. К западу располагались, таможня, изба выборная, «избушка пищая» и кружечный двор с амбарами и подсобными постройками. Их расположение условно передаёт небольшая группа строений. К востоку, за Каменным ручьем, представлен шатровый храм с колокольней Филипповского прихода. При этой церкви традиционно располагались богадельни для нищих – упоминаемые в Писцовых книгах «двор богаделенной ружной на посадской земле», житницы, колодец.

Таковы основные детали макета Угличского кремля. Созданный макет позволяет наглядно представить облик средневекового города, – каким он был на протяжении столетий. Города-крепости, видевшего наиболее значительные события своей истории, ратные подвиги и становление.

Евгений Лиуконен    

x
Подписаться на новости
X