Татьяна Ерохина
Завершился 2019 год, объявленный Годом театра в России, закрыта выставка «Среди кулис, среди теней…», посвященная угличской театральной жизни. Но вновь хочется вспомнить яркую торжественную церемонию открытия Года театра в России в первом русском – в Ярославском академическом театре имени Федора Волкова, на которой посчастливилось побывать нам, троим сотрудникам музея. Грандиозное зрелище, академические и современные номера в исполнении знаменитых солистов, приветствие Президента – впечатление незабываемое! В фойе и на сцене театра в невероятном количестве знаменитые лица - Вера Васильева, Николай Цискаридзе, Юрий Соломин, Александр Калягин, Александр Ширвиндт, Олег Меньшиков, режиссеры, актеры…
С вдохновением взялись мы за создание выставки, посвященной театру, музыке в жизни Углича, маленького города, но в истории которого было столько ярчайших моментов. Такие моменты нашлись и в этой теме.
В фондах музея оказалось немало документов, фотографий, мемориальных вещей, связанных с угличской театральной жизнью. О каких-то периодах достаточно сведений, какие-то лишь упоминаются на отдельных страницах.
«Серебряный век» русской культуры не обошел стороной древний город. Культурная жизнь в конце ХIХ-начале ХХ веков вышла из камерности и домашней замкнутости, стала делом и достоянием широкой городской общественности. В 1892 году был создан Угличский музей отечественных древностей, в 1897 году открылась публичная библиотека, в 1906 – вышел первый номер газеты «Угличанин». В 1907 году было создано Общество любителей музыкального и драматического искусств.
Круг почитателей искусства к тому времени уже сложился – театральные постановки в исполнении местных артистов-любителей можно было посмотреть в домах Евреиновых, Серебренниковых. С приездом в Углич Михаила Чехова театральная жизнь оживилась. В 1894 году в доме Евреинова Товариществом русских драматических артистов была показана пьеса А.П. Чехова «Лебединая песня». Подобные представления заезжих гастролирующих артистов в Угличе в те времена были редкостью, угличане остались довольны. Михаила Павловича, как брата автора пьесы, буквально засыпали расспросами и рукопожатиями. Тут же раздавались голоса о том, что существующий угличский драматический кружок лишь прозябает, но не действует, что надо поставить у руководства человека энергичного, живого. Чехову предложили руководство, и он принял его. Сразу выросла и труппа актеров. Николай Дмитриевич Евреинов принял новую труппу и предоставил ей свой зрительный зал. Михаил Павлович был не только актером и режиссером, он выполнял также функции художника-декоратора, костюмера, гримера, бутафора и даже дамского парикмахера. 31 августа 1894 года угличский драматический кружок показал плоды своих трудов. Труппа дала спектакль, зрителями стали местная интеллигенция и именитое купечество. Были показаны водевили «Ворона в павлиньих перьях» М. Куликова (Крестовского) и «Женское любопытство» Л.Яковлева. Успех был исключительным, информация появилась даже в «Ярославских губернских новостях».
Круг почитателей искусств расширялся. 2 июня 1907 года Ярославским губернским по обществам присутствием был утвержден Устав Угличского Общества любителей музыкального и драматического искусств. По Уставу Общество делилось на отделы: драматический, вокальный (хор), музыкальный и литературно-научный. На первом собрании присутствовали 23 человека, председателем правления был избран Иосиф Федорович Богомолов. Приняли решение арендовать «помещение в доме Евреинова с платою 720 рублей с отоплением и освещением от хозяина». Общество поставило перед собой «задачу просвещения народа и проведение в его среду искусства».
Организационная работа развернулась достаточно активно, но денежные средства были скудными. Вместе с городским Комитетом попечительства о народной трезвости создается хор, в котором насчитывалось приблизительно десять женских и двадцать мужских голосов. От угличан начали поступать пожертвования на приобретение рояля. И уже 22 февраля 1908 года в афише концерта с гордостью указано: «Новый рояль фирмы Шредер». Первые созданные коллективы были музыкальными: оркестры мандолинистов, балалаечников.
Молодое общество приступает к театральным постановкам. Спектакль по пьесе С. Найденова «Дети Ванюшина» был назначен на 2 сентября 1907 года. Выбор серьезной пьесы, в которой социальные проблемы были воплощены в форме интимной психологической драмы, вызвал скептическое отношение у местной просвещенной интеллигенции. Но дебют оказался удачным. Местная газета писала: «Приятно отметить, что правление Общества выбором такой пьесы сразу устанавливает серьезный взгляд на искусство». Следом начались репетиции пьесы Островского «Лес». Премьера в новых декорациях вызвала восторженные отзывы. Но постановка «Дяди Вани» Чехова оказалась неудачной. В газете «Угличанин» 14 ноября 1907 года читаем мнение «Голоса из публики»: «Бедный, бедный дядя Ваня… Исполнение из рук вон плохо… Общество берется за пьесы, которые, во-первых, ему не по силам, а, во-вторых, совершенно чужды жизни нашего края».
Сохранился отчет Общества любителей музыкального и драматического искусств за 1914-15 годы. В год начала Мировой войны перед Обществом встал вопрос: возможно и уместно ли продолжение деятельности при условиях военного времени. Было решено работу продолжать, и в 1914 году было поставлено 14 спектаклей, состоялись 3 литературно-музыкальных вечера, а в репертуаре числилось 12 пьес, среди которых «Снегурочка» и «Горячее сердце» Островского, «Мнимый больной» Мольера. Спектакли ставились и в селах уезда, декорации, костюмы и бутафорию везли из Углича, а в ролях статистов выступали местные крестьяне. Любопытно, что в эти годы одним из членов правления Общества был Николай Николаевич Улиссов, в революционном 1917 году, назначенный угличским уездным комиссаром Временного правительства.
Наступил 1917 год. Революционные потрясения прервали работу Общества. Но уже 3 ноября 1918 года на первой странице газеты «Угличская правда» появилось такое объявление: «Угличское Общество Любителей Музыки и Драматических Искусств приступая к своей дальнейшей культурно-просветительной деятельности, приглашает лиц, желающих работать в этом направлении записываться в члены общества. Запись принимается: Здание реального училища верхний этаж от 10 до 12 час. Дня нов. врем. Ежедневно, кроме воскресений. Членский взнос 1 руб. в год. Правление Общества Муз. и Драм. Искусств».
Послереволюционная деятельность Общества была бурной. Несмотря на огромные трудности, вызванные гражданской войной, разрухой, голодом, потребность в театральном искусстве была велика, по всей стране возникали сотни новых театров и театральных студий. В 1920-е годы в театр приходит новая эстетика, ставятся спектакли в новых революционных формах. Но угличане предпочитают классические постановки. Некоторое время угличский театр работал даже на правах профессионального под руководством отдела Народного образования. Известно о выступлениях струнного оркестра Угличского педагогического училища, о постановках местного театра с участием актеров братьев Федора, Алексея и Николая Красносельских, Михаила Лебедева, актрис Марии Кулаковой и Ольги Носковой. В пьесе Горького «На дне» роль Луки исполнил Владимир Алексеев - бывший председатель Угличского уездного исполкома (похоронен на территории Угличского кремля).
В эти годы в любительских спектаклях участвовали профессиональные актеры. Василий Смирнов учился в Петрограде, в Институте живого слова на театральном отделении, в январе 1920 года он приехал к родным в село Улейма. Узнав о постановке любительских спектаклей, принял в них самое активное участие как режиссер и актер. В списке постановок 1920-х годов насчитываются десятки спектаклей с его участием. С приездом в Углич в мае 1921 года Евгения Платоновича Платова, работавшего к тому времени в театрах пятнадцать лет и ставшего главным режиссером Угличского Народного дома, дело встало на профессиональный уровень. Как актер он выступал в самых разных ролях: от Ивана Грозного до Водяного в спектакле по пьесе Гауптмана «Потонувший колокол».
В те годы спектакли ставились в самом Угличе – в летнем театре в городском саду и зимнем театре в Народном доме, в Супоньевском дворце на Малой стороне, в селах Угличского уезда, выезжали на гастроли в Рыбинск, Мологу, Кашин, Калязин. В это время шла реквизиция имущества у местных помещиков - барона Черкасова, предводителя дворянства Н.Н. Тучкова. Власти разрешили отобрать, что нужно для театра, и удалось нашить костюмов боярских, французских, испанских. Штрих времени – театральное платье могли сшить из церковной фелони…
В конце 1930-40-х годов драматический коллектив работал при городском Доме культуры. В спектаклях «Любовь Яровая» Тренева, «Слава» Гусева в главных ролях выступала Мария Журило. (Любопытно, что в 2019 году Большой драматический театр им. Товстоногова в Санкт-Петербурге поставил спектакль «Слава», посчитав актуальной пьесу «о хороших людях, написанную с пафосом против пафоса» - К. Богомолов).
Театральная жизнь Углича активно продолжалась в 1950-е годы. Сначала в клубе «Октябрь» ставил спектакли драмкружок. 5 декабря 1959 года состоялось открытие театра. Под руководством главного режиссера Бориса Ивановича Боруховича ставились даже музыкальные спектакли – первой постановкой Боруховича стала оперетта «Свадьба в Малиновке». 19 июля 1969 года стало памятной датой для театрального коллектива – ему было присвоено почетное звание «Народный драматический театр». Это многое изменило в деятельности театра, пришлось пересмотреть репертуар, требования к актерскому мастерству, учебно-воспитательную работу. Если драмкружок в течение года выступал не более 10-12 раз, то норма для Народного театра – постановка не менее двух спектаклей и показ их не менее 48 раз. Необходимо было организовать вспомогательные цехи, и все это на общественных началах. В репертуар театра вошли пьесы: «Барабанщица» Салынского, «Чти отца своего» Лавренева, «Русские люди» Симонова, «Последние» Горького. После кропотливой работы на сцене был даже показан образ Ленина. Сохранилась фотография эпизода из композиции «Ленин с нами», поставленной к 50-летию Октябрьской революции. По проходу театрального зала идет актер О. Волков, рабочий часового завода, в гриме Владимира Ильича. На лицах зрителей выражение восторга, будто они увидели живого Ильича. Вот она – волшебная сила искусства!
Коллектив театра выезжал на гастрольные поездки в Крым, на Кавказ, в Молдавию. На сцене увлеченно играли Анатолий Монахов, Марина Журило, Роза Мельникова, Анна Мельникова, Петр Сафронов.
Позднее любительский театральный коллектив ставил спектакли в Доме учителя, руководителем был Борис Георгиевич Ионсен.
Угличане любят театр. Зал Дворца культуры полон в дни гастрольных постановок всеми любимого театра имени Волкова, блистательных спектаклей Имперского русского балета Гедиминаса Таранды, ярких постановок Московского театра оперетты. Появляются и свои театральные коллективы. Продолжение следует?