Евгений Лиуконен
На протяжении XVIII века в Угличе, как городе с консервативным укладом, продолжали жить многие традиции допетровских времён. Архитектура храмов и посадских домов зачастую воспроизводила технические и стилистические приёмы прошлого. Декор фасадов выполнялся из тёсаного или фигурного кирпича, а внутри стены и своды штукатурили только под фресковые росписи. Лишь на исходе XVIII столетия в рамках стиля барокко и раннего провинциального классицизма в интерьерах начинает использоваться лепной декор.
В предыдущей статье были описаны многие примеры подобных работ. Богатое и разнообразное лепное убранство вплоть до советского периода сохранялось в усадебном доме сельца Григорьевского. Интерьерный декор включал лепные пилястры и колонны, сложные многочастные карнизы различных форм. В 1799 году интерьер собора Покровского монастыря тоже получил насыщенное лепное убранство. Например, там были карнизы с сухариками и фигурными миниатюрными консолями – модульонами. В основании центрального барабана карниз выполнен поверх кирпичного пояска.
В церкви Илии Пророка, в верхнем храме, существовал уникальный по красоте и богатству лепной декор. В описаниях XIX века он представлен следующим образом: «стены внутри выщекотурены с каменною алебастровою резьбою», «рамы для живописи и около окон сделаны лепные из алебастра и отзолочены, что ещё более возвышает достоинство внутреннего убранства храма». А.К. Гусев-Муравьевский в 1921 году обратил особенное внимание на лепнину: «Отмечаем как интересное явление, сохранившееся до наших дней… – это лепные орнаментные украшения в стиле барокко; на арках над окнами, карнизы и в куполе, но в позднее время закрашены масляною краскою и распещрены бронзою на масле». О верхнем храме Крестовоздвиженской церкви в 1808 году сказано, что «внутри убрано штуком с клеймами». Напомню, что стюком или «штуком» в местных условиях именовали особый сорт штукатурки под росписи. Учитывая оригинальное и чрезвычайно богатое убранство фасадов, можно только представить каким мог быть внутренний лепной декор, который, вероятно, включал карнизы, тяги и фигурные рамы для живописных клейм.
В Угличском крае 1790-1800-е годы были особым периодом, когда создавалось сложное и насыщенное убранство интерьеров. Но уже в 1810-х годах в русле зрелого классицизма и ампира лепной декор становится предельно лаконичным, строгим. Как правило, он ограничивался карнизами по периметру помещений. Существенно изменилась форма карнизов, которые теперь выполнялись на плоскостях стен и потолка, обычно включая широкий фриз в сочетании с рядами тяг. По краю потолка структуру обычно завершал профиль-«гусёк». Характерные образцы сохранились в здании Городской Думы, Богоявленском соборе Угличского кремля и ряде купеческих особняков.
Как и прежде, лепные профили зачастую вводили в композиции орнаментальных росписей, где реальный рельеф усиливал выразительность иллюзорного. Вместе с тем, при создании храмовых росписей могли частично сбивать прежнюю насыщенную лепнину, заменяя иллюзорными живописными орнаментами. Такие изменения нередко происходили в середине XIX века – они затронули и Покровский собор, и Леонтьевскую церковь…
Что ни маловажно, в местном строительстве первой половины XIX века лепной декор выходит на фасады. Правда, в большинстве случаев он ограничивался лишь внешней отделкой вытесанных из кирпича профилей карнизов, поясков. Редкое исключение – особняки купцов Буториных и Хорхориных, Ожгихиных (на Ярославской улице и площади Пушкина), где присутствует немало типовых фигурных отливок. Это и акантовые листья коринфских капителей, розетки карниза, львиные маски, горельефные композиции с фигурками грифонов. Если дом Буториных отреставрирован в 1996 году, то у второго особняка значительная часть лепного декора, к сожалению, утрачена, а сохранившийся пребывает в безобразном состоянии.
Большинство возводившихся в Угличе зданий в период классицизма и эклектики имели довольно простой аскетичный облик, где лепнина ограничивалась вытягиваем поясков, обрамлений окон и редко чем-то большим. Кардинальные изменения происходят на более позднем этапе. Во второй половине 1860-х годов строится роскошный особняк купцов Истоминых на углу Московской и Петербургской улиц. Вероятно, уже при завершении строительства он получает насыщенный лепной декор, формирующий сложные композиции двух основных фасадов. Декор включает рустовку, фактурную штукатурку «под шубу», пилястры, мужские и женские маски в оформлении окон, многочисленные орнаментальные вставки и строгий карниз дорического ордера. Проект архитектора А.К. Савельева дополнила высококлассная работа лепщиков.
«Купеческий дворец» долгое время оставался неподражаемым. Экономический упадок Углича не позволял вести значительное строительство, но на исходе XIX столетия увлечение лепным декором становится массовым – практически одновременно выполняется отделка фасадов сразу нескольких зданий. Можно привести следующий список: дома Дружининых, Погудаловых и Мозжухиных на Спасской улице (№ 15, 17, 25), Ожёговых на Советской площади (№ 6), Кашиновых на улице Ленина (№ 47), Хорхориных на улице Островского (№ 4), полукаменный дом Истоминых на улице Шаркова (№ 6). Конечно, были и другие, давно утраченные здания, о которых остались незначительные сведения.
Главенствующее место в списке должен занимать дом Н.Д. Евреинова на Успенской площади. Внушительное торгово-представительское здание построено в 1892-1896 годах, на завершающем этапе выполнена отделка фасадов. Его облик можно признать величественным и строгим. В композиции нижнего этажа, боковых выступов-ризалитов и наиболее выразительной угловой части превалирует рустовка. Стены второго этажа оформлены стройными ионическими пилястрами и эффектными обрамлениями высоких арочных окон. Завершает композицию карниз с двойными и тройными консолями-модульонами. Отдельного внимания заслуживает убранство парадных помещений – в особенности главного зала и лестницы.
Можно отметить, что в Угличе известны лишь два здания с насыщенным и композиционно цельным лепным убранством интерьеров – дома Истоминых и Евреиновых. Если в первом потолки покрывает пышная лепнина в стиле рококо, то во втором облик помещений формирует представительный неоклассический декор. Возможно, в прошлом в Угличе существовали и другие роскошно отделанные интерьеры, но были утрачены в первые годы-десятилетия советской власти. Среди них могли быть особняки купцов Жареновых на Троицком ручье и Посновых на Спасской улице. Нет сведений об оформлении других коммерческих зданий, – например, «Центральной» гостиницы А.К. Поснова, где имелись ресторан, большой зал и кабинеты на верхнем этаже.
При этом внутренняя отделка большинства местных зданий периода эклектики была довольно скромной. По крайней мере, лепной декор по-прежнему обычно ограничивался карнизами по периметру потолков. Правда, их форма в сравнении с периодом классицизма видоизменилась – возникла новая композиция. Как правило, карнизы состояли из угловой выкружки и узких тяг на плоскостях стен и потолка, размещённых отдельно или сложными группами. В центре потолка нередко размещали круглую розетку в виде концентрических колец. В зале розетка могла дополняться несложным фигурным обрамлением.
Вероятно, в подражание убранству дома Евреиновых был оформлен лепниной фасад старинного особняка купцов Кашиновых на Московской улице. Там можно видеть рустовку и филёнки с фактурной отделкой «под шубу», тонкие каннелированные пилястры и широкий карниз с крупными консолями-модульонами. Масштаб карниза выглядит не в меру крупным для обычного особняка, но его формы придают представительность и солидность.
Важными характерными чертами перечисленных зданий являются следующие обстоятельства: зачастую это было не новое строительство, а перестройка старых домов; декор сплошным ковром покрывал поверхность фасадов, в корне меняя представление о простой гладкой штукатурке; в эклектичных формах декора использовались элементы неоклассицизма и ренессанса. В словесном перечислении набор деталей вполне стандартен, но одна только рустовка содержала множество разновидностей – имитация кладки из каменных блоков с профилированными швами, «бриллиантовые» грани и часто применявшаяся в тот период зернистая фактура «шуба», вписанная в аккуратные рамки. Эту фактуру обычно выполняли из колотых кусочков кирпича.
Рустовке вторят разнообразные рамочные филёнки, обычно занимавшие подоконные пространства. Особенным классическим благородством выделяются филёнки с кольцевидными вставками. Даже при незначительном числе декорированных зданий весьма разнообразны формы пилястр и карнизов, обрамлений окон с профилями тяг, арочными архивольтами и замковыми камнями. Фантазия мастеров и обширный арсенал классических форм насыщали фасады множеством других менее заметных деталей.
Этот период в местной архитектуре был хронологически краток, очевидно, охватив 1890-1900-е годы. Некоторые здания не получили спроектированную отделку из-за недостатка средств и последовавших революционных событий. В местной архитектуре на смену эклектике не пришёл модерн, образцы которого практически отсутствуют в Угличском крае. Но пышный декор тех нескольких перечисленных домов стал важной составляющей облика города, вошёл в число наиболее выразительных и привлекательных элементов городской среды.