Евгений Лиуконен
Красота и эстетическое богатство старинной архитектуры в немалой степени ассоциируются с лепным декором. Таково восприятие многих – любая фигурная деталь считается лепниной. Это мнение верно лишь отчасти. Можно отметить, что в местной архитектуре не только лепнина, но и оштукатуривание стен – сравнительно позднее явление. В XVII-XVIII веках декор фасадов традиционно выполняли из фигурного или тёсаного кирпича, либо из более дорогостоящего белого камня. Это были и пояски, и угловые колонки, и изощрённые формы наличников… Порой чрезвычайно сложная и утончённая отделка фасадов, но всегда неизменно связанная с кирпичной кладкой стен.
Подобный декор из одного кирпича либо с белокаменными вставками составлял «дивное узорочье» XVII века, в руках провинциальных мастеров продолжавшее свой творческий путь ещё почти столетие в тесном переплетении с различными интерпретациями барокко. Традиционно стены и своды храмов, палат штукатурили лишь при выполнении фресок, а без них ограничивались известковой обмазкой, сохранявшей выразительную фактуру кирпичной кладки. Таковыми были все без исключения местные храмы XVII-XVIII веков. Известковая штукатурка в Угличском крае начинает активно применяться лишь в конце XVIII века. Вместе со штукатурной приходит и лепной декор, который в середине – второй половине столетия едва ли имел сколько-нибудь значительное распространение. При этом важно отметить, что лепнина в тот период применялась в Угличе преимущественно для оформления интерьеров.
Так, например, в 1793 году крестьянин Яковлевской слободы Толгобольской волости Ярославского уезда Фёдор Иванов Жиров подрядился выполнить штукатурные и лепные работы в Николосухопрудской и Предтеченской церквах. При этом он вытягивал карнизы и тяги по контурам сводов, оконных проёмов. В 1799 году крестьянин Ярославского уезда деревни Мосца, вотчины В.А. Васильчикова Семён Матвеев Костицын также выполняет штукатурные и лепные работы в соборе Покровского Паисиева монастыря. В договоре говорилось: «В главе сделать клеймо, внизу главы сделать карниз особой. Також в алтаре и во всем соборе на стенах и столпах, и в арках сделать карнизы – вверху с сухарями и с меделионами, а в другом ниже, какой назначен будет сложенному около окошек и дверей. Как в главах, так и во всей церкви сделать тяги и в приличных местах положить по четыре репейка на каждом. В алтаре сделать три клейма – одно из них большее, одно поменьше. В церкви сделать шестнадцать клеем в разных местах, какое и где назначены будут. И все оные убрать приличной работой».
В древнем храме XV века в 1799 году по новой штукатурке создавался лепной декор, который включал профилированные рамки для живописных клейм, тяги и карнизы, розетки и алебастровые фигурки херувимов.
В том же году тот же мастер подрядился оформить лепниной интерьеры дома купца Алексея Фёдорова Уткина: «в верхних покоях сделать карнизы гладкие и лучшие». Затем в 1800 году у купца Максима Дмитриева Орешникова «в его каменном доме в квартале 36-м на Ростовском преспекте сделать мне со своими работными людьми внутри щекотурную работу… Карнизы тянутые гладкие, также, где рассудится, в горницах по потолкам вытянуть рамы с лица» (улица Ростовская, № 24/1). Там помимо лепнины предполагалась особая штукатурка-«стюк» (стукко) под росписи.
В 1796 году мастер Яким Александров из той же ярославской вотчины В.А. Васильчикова обязался произвести внутренние и наружные штукатурные работы в Казанской церкви (в пострадавшем от пожара 1793 года верхнем храме), а кроме того, лепные наличники и рамочные клейма для росписей. 2 мая 1797 года последовал заказ от купца Николая Яковлева Ожёгова на штукатурные, лепные и печные работы в строившемся каменном двухэтажном доме. В залах и горницах надлежало выполнить различные карнизы с модульонами, иониками и сухариками. В дополнение полагалось «в верхних покоях сделать около окошек кругом наличники и в тех же покоях восемь киотов». Примечательно, что в июне 1798 года заключается договор на работы в Казанской церкви с другим мастером – угличским посадским Иваном Фёдоровым Бандеевым, который обязуется в верхнем храме «от большого карниза обтянуть около всех окошек наличниками. На трёх стенах вытянуть клейма на шесть углов. В алтаре вверху над престолом вытянуть круг, а в кругу сделать Духа Святого с сиянием. Под пятами свода обтянуть карнизом. Около окошек наличниками. В трапезе вверху вытянуть клеймо на шестнадцать углов, а под пятами свода также обтянуть карнизом. Около окошек и двери обвести наличниками. Окна паперти, свод и стены обтянуть накрасно и подмазать под штук гладко».
В 1800 году И.Ф. Бандеев принимает подряд от причта, старосты и прихожан церкви Входо-Иерусалимской слободы, где в числе прочих работ «над верхними окошками вытянуть карниз, подобный, как в Покровском монастыре, с медалионами в куполе. Внутри церкви вытянуть шестиугольную раму и пониже оной около арок вытянуть рамы же. Во святом же алтаре на перемычке вытянуть филёнку».
Приведённые выдержки из документов позволяют утверждать, что в Угличском крае настоящим расцветом интерьерных лепных работ явились 1790-1800-е годы. В период становления провинциального классицизма оформлялись ранее построенные и возводившиеся храмы. Например, насыщенный лепной декор и целые барельефные композиции, помимо перечисленных, существовали в Ильинской, Крестовоздвиженской, Леонтьевской, Успенской городских церквах и, конечно, во многих сельских храмах.
Примеров подобных работ сохранилось немного, но в большинстве случаев это были карнизы на стыке стен и сводов, профилированные тяги по контуру сводов, арок, оконных и дверных проёмов, а также в световых барабанах. На плоскостях стен выполнялись профилированные рамки для отдельных живописных композиций-клейм. Они могли быть прямоугольными, с арочными завершениями или круглыми. На своде трапезной обычно размещали рамку сложных фигурных очертаний. Лепными филёнками нередко отделывали внутренние откосы окон и опорные столпы.
Применялись различные техники лепных работ. В большинстве случаев тяги и карнизы вытягивали с помощью трафарета по направляющим рейкам – обычно в ходе штукатурных работ. При этом присутствовало поразительное качество – в избежавших ремонтов, реставраций образцах практически не встретить неровностей или искажения линий. Наряду с «тянутыми, гладкими» деталями, содержавшими только продольные линии, выполняли и более сложные, которые требовали формовки, отливки элементов. В них классические профили дополнялись рядами мелких сухариков-зубчиков, иоников. Их вполне могли формовать на месте, прикладывая объёмную форму к пластической массе, но миниатюрные консоли-модульоны и крупные сухари-дентикулы отливали и затем приклеивали к карнизам. Также отливали розетки, фигурки херувимов и другие скульптурные детали.
В книге архитектора-теоретика И.М. Лема «Опыт городовым и сельским строениям», 1802 года, говорится о некоторых технических сторонах лепных работ: «Ежели ж карнизы и прочия украшения деланы будут не из кирпича, то таковыя работы производить на гвоздях с перевивкою проволоки, закладывая крупной уголь, а потом намётывая уже на них алебастром, смешанным с небольшим количеством извести». Выступающие лепные карнизы действительно армированы гвоздями и проволокой, а крупные куски древесного угля закладывали для скорейшего высыхания раствора и во избежание сырости.
После разорения и разрушения храмов в советский период в Угличе в руинированном состоянии сохраняется лепная отделка интерьеров Предтеченской и Казанской церквей. В первом случае декор состоит исключительно из гладких профилей тяг. В Казанском храме помимо обычных тяг присутствуют карнизы сложных форм с модульонами и сухариками. Похожее убранство сохраняется в залах второго этажа дома купцов Серебренниковых на улице Ярославской (№ 12/13) – в Угличе это едва ли ни единственный пример уцелевшего раннеклассического декора в купеческом особняке.
В уникальном памятнике деревянного зодчества первой половины или середины XVIII века – доме Казимировых, изначально принадлежавшем купцам Буториным (ул. Гражданская, 7), – как ни удивительно, тоже присутствует ранний лепной декор. В одной из комнат средняя часть оштукатуренного потолка окаймлена фигурной рамкой с полукруглыми выступами и вогнутыми углами. В рамку вписана круглая орнаментированная розетка, в центре которой размещен барельефный герб – двуглавый орёл. Это не только уникальная реликвия прошлого, но и замечательное произведение прикладного искусства.
Великолепная лепнина когда-то украшала интерьеры усадебного дома сельца Григорьевского. Можно ещё вспомнить лепной декор церкви села Масальского, включающий изящную орнаментацию сводов, тонкие тяги и оконные филёнки. В храме села Знаменского присутствуют разновидности карнизов описанного типа с иониками, сухариками, консолями-модульонами, но декор в немалой степени повреждён, осыпался от небрежения и разрухи. Таков удел многих памятников после бурных событий ХХ века.
Можно добавить, что лепнина в интерьерах храмов и особняков никогда не бытовала отдельно. Практически всегда рельеф сочетался с орнаментальными и сюжетными росписями. Профили и фигурные детали окрашивали, золотили, а гладкие фризы тонировали под мрамор. Интерьер составлял единый гармоничный ансамбль, органично сочетавший расписанные плоскости, иллюзорный декор и подлинный рельеф.
Здесь рассмотрено лепное убранство лишь одного периода. В течение XIX – начала XX веков стиль и разновидности лепных работ продолжали эволюционировать – каждому последующему периоду были присущи собственные особенности, которые также необходимо рассмотреть.