A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Кузницы городских обывателей

Кузницы городских обывателей

Евгений Лиуконен

Издревле и вплоть до ХХ столетия кузнечное дело являлось одним из основных, исключительно важных ремёсел. Гужевой транспорт, строительство, изготовление орудий труда и бытовых вещей не могли обойтись без участия кузнецов. В Угличском летописце при описании посада и слобод XVIII века сообщается: «Притом же есть и кузниц немало числом на городской и заволжской стороне, при дорогах Московской и Ярославской, и Петербургской». В статистических описаниях при перечислении местных товаров многократно упоминалось, что угличане в Тулу и Казань вывозили на продажу безмены. В начале XIX века при больших дорогах насчитывались 32 кузницы и также особенно отмечалось безменное производство.

Сложно сказать, чем именно было столь примечательно забытое ныне устройство – неравноплечные рычажные весы с крюком и противовесом на концах стержня, внешне напоминавшее оружие-булаву. Тем более, что использование безменов русского типа в торговле запрещено ещё в 1797 году. В XIX веке кузницы располагались не только при выездах из города, но и непосредственно в центре. Для них были отведены сводчатые подвалы построенных в 1804-1805 и 1806-1809 годах Филипповского и Соборного мостов. Под первым помимо арки для протока Каменного ручья находились три подвала, куда были съезды с берегов. Соборный и вовсе располагался на сухом месте, пересекая полузасыпанный кремлёвский ров и небольшой овраг. Под ним помимо небольшой арки для стока воды с Успенской площади, имеются два подвала. Данные мосты являлись собственностью города, а сдача в аренду подвалов служила статьёй дохода. Для этой цели по предписанию губернатора в Городской Думе проводились торги. Упоминавшиеся в публикациях купцы Мокровы были в числе постоянных арендаторов.

Приведём характерные примеры. В июне 1848 года «при переторжках за содержание впредь на три года второго подвала, состоящего под Филипповским мостом», победил угличский 3-й гильдии купец Николай Дмитриев Мокров. В итоге он заключил контракт с Градской Думой на право «содержать взятый им при переторжках по высшей объявленной против прочих цене подвал с 1 июня 1848 и по 1 июня 1851 года с платежом годовой платы серебром 43 рублей 30 копеек». Арендную плату следовало представлять в Градскую Думу вперёд за каждую треть года. Снятый в содержание подвал без разрешения городских властей никому не передавать. По истечении срока аренды сдать во всей исправности. И наконец «в обеспечение исправного платежа и содержания подвала купец Мокров на означенные сроки представил собственный свой деревянный дом, свободный от залога, состоящий на Ярославской улице в 6-м квартале». Полная стоимость аренды составляла 129 рублей 90 копеек.

29 июля 1860 года он вновь победил в публичных торгах и взял «в арендное содержание две кузницы, состоящие под каменным Филипповским мостом под №№ 2 и 3 с платою за оные 18 рублей 20 копеек и 17 рублей 20 копеек серебром в год, а всего за три года за оба номера 106 рублей 20 копеек серебром».

В июле 1863 года Николай Дмитриевич Мокров, к тому времени ставший купцом 2-й гильдии, также взял с публичных торгов в оброчное содержание две кузницы под Филипповским мостом – с 1 января 1864 по 1 января 1867 года за 35 рублей 60 копеек в год. «Обязан принять от командированного Градскою Думою гласного и иметь за целостию их и чистотою наблюдение от себя, а не от Градской Думы». Примечательно, что впоследствии Мокровы стали арендовать кузницы под Соборным мостом, ведущим с Успенской площади в Кремль. В их имении на Ярославской улице проживали одиннадцать работников – девять кузнецов и два колёсных мастера. Преимущественно это были крестьяне Мышкинского уезда из ближайших к Угличу волостей. Имели возраст от шестнадцати до тридцати восьми лет. Надо полагать, основным профилем кузнечных мастерских Мокровых было изготовление принадлежностей для повозок и экипажей, подковывание лошадей. У них имелась торговля экипажами на Успенской площади.

Отнюдь не только Мокровы арендовали общественные кузницы под каменными мостами. В июне 1848 года угличский купец 3-й гильдии Иван Петров Пивоваров взял в содержание на три года (по 1 июня 1851 года) подвал № 3 под Филипповским мостом. Тогда же в июне 1848 года мещанин Тимофей Матвеев Кошкин получил сразу три кузницы – первую под Филипповским мостом и две под Соборным. Случались и условия субаренды – 5 сентября Т.М. Кошкин, в свою очередь, заключил контракт с купцом Фёдором Ульяновым Митрофановым, которому сдал на два года и четыре месяца подвал под Филипповским мостом «и при нём два ковальные станка, равно и в подвале горн». При этом кузница сдавалась с явным убытком – если Городской Думе следовала ежегодная плата 25 рублей серебром, то Митрофанов платил лишь 20 рублей.

Мещанин Тимофей Матвеев Кошкин на публичных торгах 15 октября 1854 года смог вновь получить общественные кузницу и подвал, состоящие под Соборным мостом. Когда же он умер, права аренды были переданы крестьянину Угличского уезда Никольской волости Переславцевского сельского общества деревни Шанькова Ивану Тимофееву Кузнецову – с 1 июля 1856 года по 1 января 1858 года. Позднее он неоднократно продлевал аренду.

Встречаются сведения о многочисленных деревянных кузницах на больших дорогах в окрестностях города. Так, в декабре 1840 года мещане Николай Михайлов Истомин и Михайло Петров Пивоваров заключили условие, по которому первый взял во владение у второго кузницу на Московском поле, в свою очередь, арендованную у мещанской вдовы Катерины Сергеевой Лобашковой. Кузница сдавалась на два года за 18 рублей серебром. Плату следовало вносить ежемесячно по 75 копеек. При этом Пивоваров отдавал в пользование свою наковальню весом 2 пуда 20 фунтов. Если Истомин в апреле 1841 года заплатит 2 рубля 85 копеек, «то ему оная наковальня остаётся в вечное владение». В числе оборудования имелись ещё меха и ремённые подъёмы.

В октябре 1849 года мещанин Алексей Михайлов Пивоваров продал мещанину Александру Васильеву Паршину собственную деревянную кузницу об одном растворе, состоящую на городской земле близ Ростовской дороги. Как принадлежности перечислены горн, меха, наковальня, молотки и два станка. Помимо выплачиваемой в два этапа суммы 20 рублей следовало при наступлении нового года внести в Градскую Думу 2 рубля за городскую землю.

6 октября 1859 года содержатели кузниц на Московской дороге шесть угличских мещан – Василий Александров, Алексей Александров, Николай Фёдоров, Василий Фёдоров Ожеговы, Иван Васильев Гнидин и Александр Егоров Клюкин – заключили контракт с Городской Думой. На публичных торгах, состоявшихся 19 июля, они получили шесть мест городской земли «на выгонной земле по Московской дороге, на пространстве каждое место на 4-х саженях под постройку кузниц сроком на три года». Как и в предыдущем случае, плата составляла по 2 рубля в год за каждое место, которые следовало вносить «вперёд за год при наступлении онаго сполна».

И в заключение ещё один пример. 29 февраля 1860 года мещанин Василий Васильев Сурин сдал в аренду на три года мещанам Михаилу Дмитриеву Пятунину и Григорию Николаеву Коровину «собственную свою состоящую по Ростовской дороге на городской земле деревянную кузницу с двойными дверями на железных петлях и подставах (из них одна створчатая со стёклами), с имеющейся в ней весом четыре пуда наковальней и прочим кузнечным инструментом – именно: молот боевой один, ручник один, клещей пять и один обушник». Ежегодно требовалось платить по 15 рублей серебром. При этом акциз за городскую землю оставался обязанностью хозяина. Ему же не запрещалось в период аренды заниматься в кузнице собственным мастерством. «А в случае, если кузница эта от неосторожности содержателей Пятунина и Коровина или их служителей сгорит, то они обязываются отдать мне Сурину сто рублей серебром, кроме оброчной суммы за время содержания. А в случае от власти Божией или от соседей, в таком случае нам Пятунину и Коровину не ответствовать».

Таковы реалии жизни прошлого. Вероятно, уже никто не помнит небольшие деревянные постройки при въездах в город. Кузнецы трудились в тесных, низких и тёмных зданиях, внешне не отличавшихся от сараев. Перед бревенчатой стеной размещался станок для подковывания лошадей. Полвека назад был утрачен Филипповский мост – наиболее значительный и красивый в Угличе. Соборный мост подвергался различным перестройкам. Его арки были превращены в прямоугольные ворота. В первоначальном виде их восстановили при реставрации 1974 года.

x
Подписаться на новости
X