Е.А. Лиуконен
Одним из наиболее интересных и уникальных элементов исторической застройки нашего города, несомненно, является корпус торговых рядов, расположенный в восточной части Успенской площади – на перекрестке улиц Ростовской и Ярославской (улица Ростовская, № 1). Для стороннего наблюдателя это, казалось бы, обычное рядовое здание, напрямую связанное с размещавшимися в нем магазинами: «Художественным салоном», обувным, «Лабазом» и другими. Такое же значение имеет и примыкающая к нему пристройка (улица Ростовская, № 3), где также расположено несколько торговых точек.
Внешний вид здания кажется заурядным и непримечательным, – но лишь на первый взгляд! Если внимательнее рассмотреть его историю, становится очевидным его исключительное значение. Во-первых, важно отметить, что, по сути, это единственный в Угличе сохранившийся до наших дней подлинный корпус торговых рядов. Хотя он и утратил галерею, но невозможно упускать из вида особенности облика и первоначальное назначение. Во-вторых, важен возраст здания, насчитывающий более двухсот двадцати лет. Это одно из первых сооружений Углича, возведенных в соответствии с генеральным планом 1784 года, формировавших новую регулярную среду. Далее рассмотрим и другие уникальные особенности.
Дорегулярное прошлое территории
Здание расположено в местности с богатой и насыщенной историей, которая достойна отдельного рассмотрения. В XIX-XX веках данная территория в первую очередь ассоциируется с центральной площадью города, но вплоть до конца XVIII столетия это была территория посада на границе с Лесной торговой площадью. Там находился компактный массив посадской застройки между Солодяной улицей и берегом Каменного ручья. Примерно в районе существующего здания кварталы пересекал небольшой, но тесно застроенный Дурасов переулок. Севернее (уже на территории проезжей части, Успенской площади и здания Галереи) размещалась извилистая многочастная Скокова улица. От нее (в районе нынешнего Музея быта) был съезд на Большой Красный мост через Каменный ручей.
В результате можно сделать вывод, что данная территория не была открытой, как в настоящее время, а находилась в глубине посадской жилой застройки. Поблизости располагались перекрестки крупнейших улиц, служивших дорогами в Ярославль, Ростов и Москву, и один из основных мостов, – т.е. исключительно важная местность в системе городских коммуникаций. Как и в наши дни, двести-триста-четыреста лет назад это было одно из наиболее оживленных мест Углича.
Рассмотрим, кто исконно проживал на данной территории. В Писцовых книгах 1674-1676 годов в «переулке Дурасовом к Каменному ручью» значатся 7 дворов и 2 дворовых места. Спустя полвека, по Переписным ландратским книгам 1717 года, также было 9 дворов. Там исконно проживали горожане Вороновы, занимавшиеся красильным ремеслом. Они были не особо состоятельными людьми, пребывавшими в категории бобылей. Еще один хозяин – «молодчий человек» Алексей Елистратов сын Иконник. В отличие от бобылей и нищих он относился к категории полноправных посадских людей, которые по степени достатка делись на младших, средних и лучших.
Алексей Елистратов владел не только двором с огородом, но и участком луговины по берегу Каменного ручья. Фамилия вовсе не случайна – Иконниковы и впоследствии занимались иконным ремеслом. А вот Алексей Елистратов позднее стал священником и получил сан протоиерея Спасо-Преображенского собора, фактически став главой местного духовенства. Еще одним домовладельцем в тех местах был палач Никифор Корнильев. В 1717 году там же преемственно значился его сын – заплечный мастер Андрей Никифоров. В реалиях XVII-XVIII веков обычное должностное лицо. В Съезжей приказной избе воеводы и других учреждениях уездного города был необходим работник для следствия и телесных наказаний.
Также в Дурасовом переулке находился двор кузнеца Петра Кошкина. Его соседом был «жилец» Андреян Гурьев Волынцов, который относился к категории не посадских, а знати. Жильцы – разряд служилых людей, набранных из лучших дворян и детей боярских, направлявшихся в Москву для охраны государя и несения придворной службы. Примечательно, что двор на посаде дан его деду в 1616 году воеводой князем Иваном Волконским. В период составления Ландратской книги 1717 года тот двор принадлежал уже сыну – помещику Федору Андреянову Волынцову. В качестве управляющего-«дворника» там проживал угличанин кирпичник Тимофей Федоров Братцов.
В 1670-х годах одним из дворовых мест в Дурасовом переулке владел осадный голова Салтан Петров Демьянов. Он входил в число высших должностных лиц города – помощник или заместитель воеводы, ведавший крепостью и гарнизоном. Позднее там жил подьячий (мелкий чиновник) Петр Прокофьев Сахарутин. Завершал череду служилых людей площадный подьячий Иван Прокофьев, должность которого подразумевала весьма важную работу – по заказам местного населения составление челобитных и прочих документов. В 1717 году в том дворе проживал другой чиновник – подьячий Угличской провинциальной канцелярии Борис Иванов Терентьев. В 1770-х годах значится его сын – отставной подканцелярист Филипп Борисов.
Обилие чиновников и разных служилых людей на небольшой территории вовсе неудивительно, поскольку местность в самом центре города непосредственно соседствовала с административными учреждениями, традиционно размещавшимися на торговой площади и в крепости. Там же по соседству жили и представители духовенства. Похожий состав населения был и на Скоковой улице.
10-й землемерный квартал
Практически в неизменном виде местность бытовала до исхода XVIII века. Далее в соответствии с генеральным планом 1784 года предполагаются радикальные преобразования. Важнейшим из них явилось следующее обстоятельство – значительный массив посадской застройки между Дурасовым переулком и кремлевским рвом отводился под открытое пространство площади. Трасса Ярославской улицы выпрямляется, а новый Филипповский мост проектируется выше по течению Каменного ручья, чем прежний Большой Красный мост. Таким образом, исключительно важная в системе городских коммуникаций трасса дороги смещалась вплотную к местности Дурасова переулка.
На той территории создается 10-й землемерный квартал, ограниченный линиями новых широких и прямых улиц – Ростовской, Крестовоздвиженской (Октябрьской), Большой Васильевской (Гражданской) и Успенской площадью. Как и в других кварталах, образующих периметр площади, с лицевой стороны следовало построить каменный корпус торговых рядов – «лавки, над коими домы». Позади рядов надлежало провести «проулок для въезда в лавочные дворы». Проходя по периметру площади, он обособлял лицевую часть каждого из кварталов. Позднее за ним закрепилось название Зарядского или Грязного переулка.
10-й землемерный квартал занимал исключительно важное место. Он прилегал к Ростовской улице – центральной оси городского плана. Лицевая линия Успенской площади одновременно являлась началом улицы Ярославской. Таким образом, передняя часть квартала оказывалась обращенной не только к торговой площади, но и к перекрестку двух главных и крупнейших городских улиц.
Разбивка 10-го квартала была начата в 1795 году. 14 августа угличские купцы Алексей Васильев Скорняков, Михайло Тихонов Латышев, Михайло Андреев Пятунин, Иван Алексеев Панков и посадский Иван Михайлов Орешников подали в Городовой Магистрат прошение следующего содержания:
«Приобрели мы именованные покупкою у угличского посадского Василия Михайлова Кочурихина и Угличского уездного казначейства сторожа Алексея Иванова землю, состоящую по нынешнему распланованию в 10-м квартале, подходящую под строение лавочное. На котором и желаем выстроить мы четыре каменные с домами лавки. Из нас мы Алексей Скорняков, Михайло Пятунин и Иван Панков по лавке каждому особо, а Латышев со Орешниковым одну общую».
При межевании квартала не обошлось без земельных споров. Так, один из владельцев земель купец Тимофей Иванов Русинов 17 декабря 1795 года тоже подал прошение: «Собственная крепостная моя земля, доставшаяся мне по наследству после родителей моих, пришла принадлежащею для построения лавок с домами в 10-м квартале, на которой я и желаю произвести построение двух каменных лавок с домом».
Сложно понять всю подоплеку дела, но вышеперечисленные пять горожан (Скорняков, Латышев, Пятунин, Панков и Орешников) объединились в группу компаньонов, чтобы совместно построить корпус торговых рядов из четырех лавок. При этом они частично приобрели куски дорегулярных земельных участков и претендовали на приоритетное право выкупа остальных. При этом Т.И. Русинов желал сохранить собственный участок, перемежевать в новых границах и также намеревался построить лавки.
Довольно обширный участок Т.И. Русинова оказывался в середине отведенной под корпус части квартала. Общие земли просителей прилегали к лицевым сторонам Успенской площади и Ростовской улицы – по действовавшим тогда правилам это давало приоритет в случае земельных споров. Далее, 10 апреля 1796 года, группа из пяти горожан направляет новое прошение, в котором обозначает точное распределение лавок:
«По данным в Угличский Городовой Магистрат прошениям просили мы отведения и утверждения нам для построения четырех лавок с домами в 10-м квартале от Ростовской дороги вообще. А как ныне мы между собой положились иметь места, считая от Ростовской дороги: первое Скорнякову, второе Латышеву и Орешникову, третье Панкову и четвертое Пятунину, то по сему и просим».
Общее присутствие Городового Магистрата и угличского городничего Ф.Н. Касаткина рассмотрело вопрос и 1 июля постановило разрешить строить лавки при условии предоставления двух недостающих крепостей на земельные участки. Тогда же выдан план, определявший стандартные размеры четырех участков, – по лицу и позади по 3 сажени, а в длину с обеих сторон по 21 сажени. Таким образом, участки должны были иметь размеры 6,4х44,8 метров. Ширина каждой из четырех секций лавок также составляла 6,4 метра.
В постановлении Общего присутствия определены следующие стандартные условия: «…означенные места за просителями утвердить на вечное и потомственное владение, дать данные со взятием указных пошлин… Строить лавки три года. В первый год заготовили все потребные материалы, во второй приступили к построению, а в третий непременно окончили под опасением за неисполнение сего отдачи тех мест другим желающим выстроить в означенный срок».
В приведенной цитате документа обозначен срок строительства каменных лавок – три года. Такие условия действовали для деревянных домов, а каменные по правилам надлежало возвести в течение пяти лет. В других случаях встречается вариант строительства каменных лавок тоже в течение пяти лет. Данные нюансы противоречивы и не вполне ясны.
Очевидно, просителям удалось решить большинство земельных вопросов с прежними владельцами. За ними были закреплены четыре земельных участка для строительства лавок, но в составе квартала так и оставались земли других владельцев. Например, участок по Успенской площади до Большой Васильевской (Гражданской) улицы в середине XIX века принадлежал наследникам после мещанина Николая Русинова. Значит, так и не были построены планировавшиеся Тимофеем Ивановым Русиновым две каменные лавки. Участок на углу Большой Васильевской улицы и Зарядского переулка принадлежал мещанину Михаилу Пивоварову. Также были два небольших участка других владельцев по Зарядскому переулку.
Возникали сложности и у некоторых из числа пяти просителей. Например, в мае 1796 года купец Михаил Андреев Пятунин обратился с жалобой к ярославскому генерал-губернатору П.В. Лопухину. В ответ 23 мая направлено предложение в Городовой Магистрат: «Угличский купец Михайло Пятунин, явясь ко мне, приносил жалобу, что еще в последних числах апреля сего года подано от него в сей Магистрат объявление о даче ему плана под построение нового дома с лавками в 10-м квартале на земле, купленной им у разных соседей своих, но от Городового Магистрата доселе еще никакого определения не последовало. А как он приуготовил уже к строению материалы и нанял работников, почему и терпит чрез то изнурение, то, во-первых, просит моего предписания о немедленном ему позволении строиться; во-вторых, желает для удобнейшего прохода к лавке сделать галерею шириною вместо трех аршин в четыре, лавку ж одним аршином уменьшить, то равно и об оном просит моего предписания. Вследствие чего предлагаю Городовому Магистрату, буде нет никаких законных препятствий, то во самоскорейшем времени дать ему план и позволить произвесть строение нового с лавками дома на просимой им земле. В противном же случае, если от долговременной недачи претерпит он какие убытки, то присутствующие сего Магистрата должны будут удовлетворить его Пятунина за оные собственным капиталом. В рассуждении же постройки галереи шириною в четыре, а не в три аршина, поелику сие общего плана не нарушает, то ему просителю, так и прочим желающим позволить строить галерею шириною в четыре аршина». В документе среди прочего говорится об увеличении ширины галереи до 2,85 метра, что, очевидно, и было сделано.
Учитывая, что уже в мае 1796 года упоминается начало строительных работ, а в июле дано официальное разрешение, а также нормативный срок строительства в три года, обозначенное здание можно датировать 1796-1798 годами, хотя, конечно, при строительстве каждой из четырех лавок могло возникнуть множество индивидуальных факторов. Но при наличии достаточных средств каменные здания вполне могли возводиться за два строительных сезона, традиционно длившихся с мая по октябрь. Внутренние отделочные работы могли вестись и в зимнее время, а отделка фасадов иногда выполнялись и годы спустя после начала использования здания.
Корпус «лавок с домами»
Можно еще раз повторить, что рассматриваемое здание является единственным в Угличе сохранившимся до наших дней подлинным корпусом торговых рядов. По этой причине оно позволяет наглядно проследить архитектурные особенности и пластику фасадов. Также очень важно, что оно всецело соответствует типологии корпусов торговых рядов, формировавших облик торговой площади Углича. Соседний корпус Малого Мучного ряда не только является реконструкцией начала 1990-х годов, но изначально и в процессе перестроек выделялся индивидуальными особенностями. Все прочие корпуса были разрушены после пожара апреля 1921 года, унеся с собой одну из важнейших составляющих облика города.
В экспликации к генеральному плану 1784 года особо указывалось, что «купеческия с лавками домы [строить] по фасаде под № 6-м». Это был один из шести «примерных» фасадов, приложенных к плану города Углича. Их авторство приписывается известному архитектору-теоретику, градостроителю Ивану Михайловичу Лему, в 1774-1796 годах возглавлявшему Комиссию о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. В числе прочих работ, под его руководством разработан и генеральный план Углича 1784 года. В составе публикуемой подборки «примерных» фасадов присутствуют три, предназначенных для торговых рядов. № 6 – «каменным домам с лавками». Это фасад секции с тремя узкими арочными проемами в нижнем ярусе и тремя окнами второго этажа. Нижний этаж обработан рустом, окна второго оформлены рамочными наличниками с чередующимися прямыми и треугольным сандриками. № 7 – «торговым лавкам на первый случай в один этаж». Это фасад двойной секции с образующими встроенную галерею двумя широкими полуциркульными арками, обработанными рустом. № 8 – фасад аналогичной двойной секции, дополненной вторым ярусом. При этом арки второго яруса оформлены лопатками, угловыми вставками и замковыми камнями.
Ранние чертежи торговых рядов Углича неизвестны, поэтому затруднительно установить, какие именно «примерные» фасады выдавали владельцам лавок. Можно предположить, что для Углича был разработан усредненный вариант, сочетавший в себе элементы обозначенных проектов. Так, стандартная секция имела на уровне нижнего этажа участок встроенной галереи с одной широкой аркой, оформление которой воспроизводило верхний ярус фасада № 8. Второй этаж имел три окна, но внешнее оформление выполнялось в местных традициях провинциального раннего классицизма. По обозначенному принципу были построены корпуса Больших Гостиных и Мучных рядов, рассматриваемый корпус из четырех лавок в 10-м квартале и одноэтажные Малые Гостиные ряды, но при этом каждый корпус имел индивидуальные особенности.
Характеризуя архитектурные особенности корпуса торговых рядов на углу Успенской площади и Ростовской улицы, отметим типичные черты, сближавшие его с другими торговыми рядами Углича. В составе стандартной секции «лавок с домами» на первом этаже располагались участок единой галереи с одной аркой и помещение торговой лавки с обращенными в проход галереи окнами и входом. Второй этаж, имеющий по фасаду три окна, мог служить конторой, складом или жилыми помещениями. Позади лавок были земельные участки, выходившие в Зарядский переулок. На этих участках могли сооружаться каменные или деревянные складские здания, амбары. К задней дворовой стене лавок на более поздних этапах бытования могли делаться различные пристройки.
Здание имеет два этажа. Нижний этаж вдоль Успенской площади включал встроенную галерею с четырьмя крупными полуциркульными арками, которые в советское время были заложены, но сохраняются архитектурные детали. Так, простенки между арками обработаны широкими лопатками. Над арочными проемами выполнены замковые камни. По сторонам угловые выступы в виде рамок. Во внутреннем пространстве галереи присутствуют поперечные стены с арками и деревянные перекрытия. Внутренняя фасадная стена галереи полностью разобрана, поэтому ее облик малоизвестен. Там находились входы в лавки и широкие витринные окна.
Как и в других корпусах торговых рядов, пол галереи был существенно выше уровня прилегавшего тротуара. При этом в первой арке от Ростовской улицы выполнен высокий кирпичный парапет, а в остальных имелись деревянные лестницы для входа в пространство галереи.
Второй этаж имеет по главному фасаду двенадцать окон, которые соответствуют четырем секциям. Все простенки обработаны лопатками. Проемы оформлены простыми кирпичными рамками, в нижней части образующими филенки со средними выступами. Над окнами помещены углубленные прямоугольные филенки, дополняющие единую структуру рамочных наличников. Важными элементами композиции также являются узкий междуэтажный поясок и венчающий карниз с городками-дентикулами.
Боковой фасад по Ростовской улице имеет на нижнем этаже торцевую арку галереи (в настоящее время вход в магазин) и два витринных окна. Под пояском находятся две круглые ниши-филенки. Их назначение непонятно, – вероятно, они являются элементами искаженной перестройками первоначальной структуры стены. Второй этаж имеет шесть оконных проемов, композиционно идентичных фасаду по Успенской площади. Угол на стыке фасадов выделен закругленной вставкой в виде четверти колонны. Подобные элементы были широко распространены в местной архитектуре, заменяя полноценные закругленные углы. Часто в виде декора применялись у не угловых зданий.
Если фасады по Успенской площади и Ростовской улице имеют значение лицевых сторон, то обращенная к Каменному ручью восточная стена едва ли может быть признана фасадом. Очевидно, она предназначалась для пристройки следующих секций лавок, но купец Тимофей Иванов Русинов по неизвестной причине так и не построил свои две лавки. В результате корпус не заполнил всю линию квартала по Успенской площади, фактически оставшись незавершенным. На восточной стене хорошо заметно отсутствие архитектурных деталей. При этом неравномерные боковые лопатки странным образом оформлены белокаменными вставками в виде многочастных профилей. Такие детали обычно использовались в качестве капителей пилястр.
Завершая обзор облика корпуса торговых рядов на углу Успенской площади и Ростовской улицы, интересно проследить происхождение композиции фасада. Было уже отмечено, что нижний этаж схематично воспроизводит верхний ярус «примерного» фасада № 8, разработанного архитектором И.М. Лемом. При этом заметны отличия от оригинала. Так, вертикальные выступы в простенках вполне логично заменены простыми лопатками. Вместо тройных замковых камней выполнены одинарные. Угловые выступы по сторонам арок весьма оригинально интерпретированы как контурные рамки. При этом у других корпусов торговых рядов они выполнялись именно как выступы – лишь здесь появились контурные треугольные рамки.
Второй этаж, едва ли имеет связь с обозначенной серией «примерных» фасадов. Он скорее является местной самодеятельной интерпретацией раннего классицизма, получившей широкое распространение в каменном строительстве Углича второй половины 1790-х – 1800-х годов и ставшей местной традицией. Конечно, нам неизвестен весь набор образцовых проектов, бытовавших в Угличе на рубеже XVIII-XIX веков, и вместе с тем невыяснено происхождение многих архитектурных форм. При этом с большой долей вероятности композиция фасадов с лопатками в простенках, прямоугольными рамочными наличниками и филенками позаимствована из оформления усадебного дома сельца Григорьевского. Местным строителям грех было не использовать блестящий образец столичной архитектуры, волей судьбы во второй половине XVIII века воплощенный около Заволжской слободы Углича.
В усадебном доме присутствует похожая композиция лопаток (охватывающих два этажа), рамочных наличников и филенок, карниза с дентикулами, правда, воплощенная в совершенных формах и выверенных пропорциях. Строители торговых рядов, как смогли и сумели, повторили композицию, применив к верхнему этажу. При этом можно отметить, что обозначенный корпус является наиболее полным и детальным воспроизведением. У Большого Гостиного ряда, находившегося в западной части площади, не был выявлен подоконный участок стены, а Большой Мучной ряд в середине XIX века подвергся перестройке и его первоначальные формы неизвестны. Подобная композиция в различных вариациях многократно использовалась и при строительстве купеческих особняков.
Несмотря на то, что здание является единым корпусом, в нем присутствуют признаки строительства отдельных секций. Так, заметно выделяется первая лавка от Ростовской улицы (купцов Скорняковых). В ней на втором этаже в составе рамочных наличников горизонтальной тягой намечены подоконники и введена ступенчатая полочка в верхней части каждой филенки. Во второй и четвертой лавках замковые камни над арками имеют ступенчатые завершения. Также во второй лавке неизвестно с какой целью нижние филенки преобразованы в дополнительные квадратные окна.
В завершении фасада четвертой лавки кирпичные дентикулы карниза имеют простые скосы вместо фигурных выкружек у остальных лавок. На восточной стене, вероятно, когда стало окончательно ясно, что завершающие секции корпуса так и не будут построены, были пробиты пять окон, обрамленных лепными рамками (в советский период эти проемы заложены, а боковые наличники сбиты).
Примечательной деталью облика корпуса является единый деревянный подшивной карниз, выполненный под широким выносом крыши. Он включает тесовую обшивку, профилированный торцевой брус и поперечные ребристые накладки – сухари-дентикулы. Подобные карнизы являлись характерным элементом местной классицистической архитектуры. В настоящее время в Угличе сохраняются лишь единицы данных деталей.