Валерий Витальевич Денисов,
старший научный сотрудник ГАУК ЯО «Угличский
государственный историко-архитектурный
и художественный музей
Изучение культурного наследия Русской Православной церкви по сути своей не является процессом, направленным лишь на понимание более или менее отдаленного прошлого, способствуя должному осмыслению роли церкви в историческом прошлом нашей страны. Для современной ситуации важно и то, что подобные исследования дают необходимый материал, позволяющий оценить социокультурное значение православия в наши дни, и перспективы его развития на ближайшие годы. Автором для анализа были отобраны те направления деятельности монастырей, которые имели широкое распространение в исследуемый период и носили массовый характер.
Примером целостного архитектурного ансамбля, построенного в классицистическом стиле, на территории Тверской епархии служил комплекс тверского Христорождественского девичьего монастыря. Хотя эта обитель существовала давно, до второй половины 1760-х гг. все ее постройки были деревянными. Поэтому ее первым каменным храмом стал Никольский собор, освященный только в 1775 году [i]. В конце XVIII – начале XIX в. взамен деревянной ограды была сооружена новая кирпичная с угловыми башнями и двумя воротами. По проекту губернского архитектора А.А. Трофимова над восточными воротами появилась в 1808 г. колокольня, над западными воротами в 1800 – 1805 гг. – Спасская надвратная церковь с настоятельским и трапезным корпусами. В 1820 г. на месте деревянной Христорождественской церкви был выстроен новый одноименный собор, а в 1830 – 1832 гг. сооружена Троицкая церковь с больничным корпусом [ii].
Во второй половине XIX в. территория монастыря увеличилась вдвое в южном направлении и была застроена деревянными кельями и жилыми домами. Новый участок обнесли кирпичной оградой с угловыми башнями. В то же время появилось несколько деревянных келейных корпусов и на старой территории, а к Троицкой церкви был пристроен больничный корпус. Вместо пострадавшей от урагана Никольской церкви с внешней южной стороны ограды возвели одноименный храм для рабочих (1882 г.). В начале XX в. вне старых границ монастыря появились Воскресенский собор и часовня [iii].
В середине XVIII в. произошли существенные изменения в архитектурном ансамбле мужского монастыря Тверской епархии – осташковской Нилово-Столобенской пустыни. В описях имущества того периода упоминаются каменные храмы – соборная Богоявленская церковь и церковь Всех Святых, колокольня, жилые и хозяйственные постройки [iv]. Селижаровским мастером Фомой Павловым в обители были возведены две надвратные церкви: в честь преподобного Нила (1751 – 1755 гг.) и в память апостолов Петра и Павла (1764 г.) [v]. Одноэтажные монастырские кельи перестраивались в двухэтажные.
На протяжение XIX в. территория Ниловой пустыни продолжала увеличиваться в размерах, а ее облик в этот период еще более изменился. В центральной части обители в 1821 – 1833 гг. по проекту архитектора И.И. Шарлеманя появился ранее упоминавшийся Богоявленский собор. С западной стороны собора вознеслась трехъярусная колокольня. Кельи и связанные с ними службы опоясывали главный храм обители с трех сторон. С южной стороне обители монастыря располагался братский корпус и казенная палата. К церкви Нила Столобенского примыкали архиерейские кельи.
С середины XVIII в. в Ниловой пустыни проводились масштабные берегоукрепительные работы, автором проекта гранитных набережных являлся губернский архитектор И.Ф. Львов. На северо-восточной оконечности острова Столобный в 1843 г. была возведена Светлицкая башня, нижний ярус которой служил воротами в монастырь, а в верхнем помещались кельи привратника и сторожа.
Значительные изменения произошли в ансамбле Гефсиманского скита, принадлежавшего Ниловой пустыни. Его территория была обнесена деревянной оградой, главный вход украшали Святые ворота в виде часовни. В 1907 –1909 гг. в обители возвели Успенскую церковь и колокольню, а с юго-западной стороны – деревянную кухню и трапезную с церковью во имя преподобного Нила Столобенского, а двумя годами позже – настоятельский дом и девять маленьких деревянных домиков-келий [vi].
Меньше повезло другой известной обители Тверской епархии – оршину Вознесенскому монастырю, находившемуся окрестностях Твери. В первой половине XVI в. на его территории был построен соборный храм Вознесения Господня (1567 г.), который относился к числу наиболее значительных каменных соборов Тверской земли того времени, но был разорен в период польского нашествия [vii]. В монастырской описи середины XIX в. имеется краткое описание Вознесенской церкви и деревянной колокольни [viii].
После преобразования оршиной Вознесенской обители в женский монастырь в его архитектурном ансамбле произошли существенные изменения. Были отреставрированы церковь Вознесения Христова, игуменский корпус, строились деревянные кельи и хозяйственные постройки, церковно-приход-ская школа, приемный покой для амбулаторных больных, а во время первой мировой войны – приют для детей погибших воинов. В 1913 г. в память 300-летия Дома Романовых, с которым тесно связана история оршина монастыря, следующая настоятельница монастыря, игуменья Сергия возвела в Твери каменную часовню, освященную в честь Феодоровской иконы Богоматери.
Активное строительство велось в основанном в середине XIX в. вышневолоцком Казанском монастыре. К 1872 г. на средства предводителя вышневолоцкого дворянства князя А.С. Путятина в монастыре были построены два двухэтных келейных корпуса, больница, трапезная, кухня, просфорня, два деревянных дома, баня, хозяйственные службы [ix]. Годом позже в келейном корпусе произошло освящение домовой церкви Казанской иконы Богоматери, а к началу 1881 г. открылись больница, иконописная школа, мастерские.
В конце 1870 – 1880 гг. каменное строительство в обители велось на средства купцов Е.Н. Сивохина и Г.Н. Германова. По проекту архитектора А.С. Каминского возведен холодный Казанский собор (1882 г.) [x]. На средства купца В.А. Китайцева Казанская часовня была перестроена в загородную церковь. В 1886 – 1888 гг. построена колокольня с храмом в память преподобного Ефрема Сирина и мученицы Неонилы на втором этаже. В двухэтажном больничном корпусе (1890 г.) освятили храм во имя пророка Илии и великомученика Пантелеймона, а в сентябре 1901 г. собор Андрониковой иконы Богоматери, построенный по проекту московского архитектора Н.П. Маркова.
К началу XX в. в вышневолоцком Казанском монастыре находились двухэтажный деревянный игуменский корпус, соединявшийся с колокольней, больничный корпус с богадельней, восемнадцать двухэтажных корпусов, две гостиницы, школа, одиннадцать деревянных домов. За оградой были расположены четыре дома для священников, двухэтажная гостиница, хозяйственные дворы, сады и огороды [xi].
Среди вновь основанных обителей Тверской епархии следует упомянуть бежецкий Благовещения Пресвятой Богородицы женский монастырь. Земельный участок пожертвован обители бежецким купцом И.М. Неворотиным. Первое кирпичное здание на территории монастыря (1878 г.) – настоятельский корпус с домовой церковью в честь святых Косьмы и Дамиана. В августе 1895 г. в обители был освящен главный престол Благовещенского собора, а 11 октября того же года – придел во имя преподобного Иоанна Рыльского и мучениц Веры, Надежды, Любови [xii].
В 1885 г. на средства действительного статского советника М.Г. Петрова монастырь обнесен кирпичной оградой с четырьмя угловыми башнями и надвратной колокольней с западной стороны. Позже возведены и другие келейные корпуса, стены некоторых из них одновременно служили оградой. Вблизи восточной границы обители построили несколько деревянных домов, принадлежавших монастырю. Рядом с монастырем находились церкви: деревянный храм Митрофания (1869 г.) и кладбищенская церковь Зачатия св. Анны с приделами святых Захария и Елизаветы, Михаила и Федора Черниговских (1881 г.) [xiii]. Тогда же в Санкт-Петербурге на средства В.А. Аристова приобретен дом, в котором была устроена домовая церковь во имя святого Николая Чудотворца в память чудесного спасения царской семьи во время крушения поезда 17 октября 1888 г., где впоследствии открылось подворье бежецкого Благовещенского монастыря.
Одной из обителей Тверской епархии, ансамбль которой полностью построен в самом конце XIX – начале XX в., являлся калязинский Александро-Невский женский монастырь. Сразу после учреждения обители в 1892 г. в ней на средства калязинского купца И.Д. Бачурина началось создание архитектурного ансамбля [xiv]. В ведомости о состоянии монастыря за 1915 г. упоминаются две культовых постройки [xv]. Центральное место в ансамбле обители занимал каменный соборный храм святого благоверного князя Александра Невского (1897 г.), с правой стороны к которому примыкал придел святителя Николая Чудотворца, а с левой – преподобного Иоанна Лествичника. Рядом с собором находилась четырехъярусная колокольня. Домовой храм во имя иконы Богоматери «Утоли мои печали» (1895 г.) сначала был построен в дереве, а в 1903 г. – переведен в верхний этаж каменного двухэтажного корпуса, нижний этаж которого занимало училище для детей.
На территории калязинского Александро-Невского монастыря имелось также значительное число жилых и хозяйственных построек [xvi]. Первый корпус занимали покои настоятельницы, ее послушницы и экономики. Во второй аналогичной постройке размещались монастырская трапезная, келарская, квасная и хлебопекарная. Третий корпус занимали регентша с монастырским хором. Четвертый был отведен для сестер, занимающихся рукоделием. Пятый корпус обители построила на собственные средства казначея Августа. Одна его половина была занята кельей казначеи, а во второй – находилась монастырская канцелярия. В шестом корпусе проживали сестры, а в седьмом таком же старицы-монахини. Ряд жилых домов и основная часть хозяйственных построек находились за монастырской оградой дома: дома для священников, для странников, каменный двухэтажный корпус с домовой церковью, школой, просфорней и кельями для просфорниц [xvii].
В Санкт-Петербурге, в двухэтажном каменном доме, подаренном санкт-петербургским почетным гражданином М.Г. Полуяновым, располагалось подворье калязинского Александро-Невского монастыря [xviii]. На его территории находилась деревянная церковь священномучениц Веры, Надежды, Любви (1910 г.). В 1912 г. началось строительство каменного храма во имя святителя Алексия Митрополита, который на момент составления описания еще не был завершен. Кроме того, там располагались школа и мастерская для шитья церковных облачений.
[i] ГАТО. Ф. 193. Оп. 1. Д. 58. Л. 1.
[ii] ГАТО. Ф. 193. Оп. 1. Д. 58. Л. 1 об.
[iii] Там же. Д. 67. Л. 1.
[iv] Там же. Ф. 476. Оп. Д. 1628. Л. 1 – 2 об.
[v] Историческая записка о Ниловой пустыне, что на озере Силигере. Тверь, 1853.
[vi] Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. Ч. 2. С. 454 – 455.
[vii] ГАТО. Ф. 187. Оп. 1. Д. 78. Л. 4.
[viii] Там же. Д. 83. Л. 1.
[ix] Кочетов Д.Б. Вышневолоцкий в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь // Православная энциклопедия. Т. 10. М., 2005. С. 122.
[x] Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. Ч. 2. С. 463.
[xi] ГАТО. Ф. 205. Оп. 2. Д. 13, 18 и др.
[xii] Справочная книга по Тверской епархии на 1915 г. Ч. 2. С. 461.
[xiii] Емченко Е.Б. Бежецкий в честь Благовещения Пресвятой Богородицы женский монастырь // Православная энциклопедия. Т. 4. М., 2000. С. 440 – 441.
[xiv] ГАТО. Ф. 209. Оп. 1. Д. 4. Л. 1.
[xv] Там же. Л. 2.
[xvi] Там же. Л. 2 – 2об.
[xvii] ГАТО. Ф. 209. Оп. 1. Д. 4. Л. 3 – 3об.
[xviii] Там же. Л. 3 об – 4.