A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикацииДоклады конференции "Музей в культурном пространстве исторического города" 2020 → "Коллекция шпалер в музее «Замковый комплекс «Мир»: комплектование, реставрация, изучение"

"Коллекция шпалер в музее «Замковый комплекс «Мир»: комплектование, реставрация, изучение"

Татьяна Ивановна Кожух

заведующий отделом по научной работе,

музей «Замковый комплекс «Мир», г.п. Мир (Беларусь, Кореличский р-н)

Мирский замок, построенный в 1520-е гг. – сегодня один из самых популярных туристических объектов Беларуси. Его возрождение из руин началось в 1983 г. Согласно распоряжению Министерства культуры БССР, замок стал отделом Государственного художественного музея[1], а затем его филиалом[2]. Поэтому сначала работу по комплектованию фондов и подготовке экспозиций филиала вели сотрудники Государственного художественного музея Республики Беларусь. В 2000-ые, когда реставрация замка вошла в завершающую стадию, им удалось закупить более 1500 экспонатов, среди которых были уникальные для музейного фонда Беларуси предметы – западноевропейские шпалеры[3]. Предпосылкой для размещения сюжетных ковров в залах дворцовой части замка послужили сведения об их наличии в резиденциях бывших владельцев князей Радзивиллов. Ввиду недостатка на тот момент архивных данных о конкретных произведениях, формирование музейной коллекции началось с закупки аналогичных тем, что были в резиденциях европейской знати на определенный период времени.

В день открытия экспозиции 16 декабря 2010 г. фламандские шпалеры «Охота» (КП-000060) и «Шпалера на тему Троянской войны (?)» (КП-000043) украшали соответственно реконструированную на конец XVI начало XVII вв. Столовую избу и восстановленный на период 1740–1750-х гг. Портретный зал. Там они экспонируются и в настоящее время.

1 апреля 2011 г. музей Замковый комплекс «Мир» сменил статус – стал самостоятельным музеем. После чего Национальный художественный музей передал шпалеры на постоянное хранение в Мирский замок. Так было положено начало сбору их коллекции.

Перед экспонированием шпалера «Сюжет на тему Троянской войны» подверглась укреплению, консервации и сухой чистке в Комбинате декоративно-прикладного искусства им. А.М. Кищенко. Появившиеся впоследствии провисания и деформационные волны устраняли в Реставрационном центре им. П. Гудинаса в Литовском художественном музее[4].

Для атрибуции произведения понадобилось несколько лет, несмотря на то, что удалось отыскать аналогичную по сюжету шпалеру, проданную в 2013 г. на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке. В каталоге она значилась как «Фламандская мифологическая шпалера XVII в.» с припиской «Возможно, с изображением похищения Елены Троянской». Дальнейшая атрибуция проводилась Кожух Т.И. на основе доклада Нелло Форти Граццини о коллекциях высокопоставленных особ и знаменитых семейств Милана. В нем исследователь представил две шпалеры с таким же сюжетом из разных серий «Историй Тесея». Обе назывались «Борьба между Тесеем и Тавром перед Миносом и Ариадной»[5]. Детальное изучение мифа о Минотавре и его иконографии, жизнеописаний греческого героя Тесея позволило идентифицировать изображенных на полотне людей, присвоить произведению название, одноименное с озвученными Граццини. Время и место создания шпалеры – Брюссель, последняя четверть XVII в. – уточнялось после консультаций со специалистом по фламандским шпалерам, профессором Гаем Дельмарселом. Результаты исследований были представлены на проходившей в Москве в 2017 г. V научно-практической конференции «Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI–XX вв.»[6].

На этой же конференции К.А. Бернацкая и Н.А. Ковалевич представили новые сведения о фламандской шпалере «Охота»[7]. Они определили, какие гравюры и каких художников использовались при создании композиции центрального поля шпалеры, породы изображенных на шпалере собак, персонифицировали аллегорические фигуры на бордюрах.

Пока шло изучение первых шпалер, от Брестской региональной таможни в апреле 2013 г. были получены еще две фламандские шпалеры. Одна, с изображением сцены из античной истории с предполагаемым сюжетом «Истории Александра Великого» (КП-000403), разместилась в Сенях, вторая – «Шпалера-ламбрекен для дверного проема» (КП-000404) требовала масштабной реставрации и не экспонировалась. Отсутствие части верхнего бордюра и почти половины шпалеры по высоте значительно затрудняло атрибуцию шпалеры со сценой из античной истории. В результате исследований Н.А. Ковалевич выявила источники и гравюры, которые могли быть использованы в качестве прототипов для бордюров и фоновых изображений. Сюжетная основа поддалась расшифровке, когда А.К. Бернацкая отыскала в каталоге XIX в. изображение аналогичной шпалеры и было установлено, что на шпалере из музейной коллекции – королева Зенобия перед императором Аврелианом. Перипетии атрибуции шпалеры представлены в октябре 2019 г. в Москве на VI научно-практической конференции «Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI–XX веков». Данная шпалера изготовлена примерно в 1600 г. в Брюсселе, входила в серию «Истории Зенобии» из 8 произведений[8].

«Шпалера-ламбрекен» имела многочисленные утраты, разрывы и выцветания нитей, была сшита из фрагментов бордюров, два из которых оказались загнутыми и подшитыми с изнаночной стороны. Было принято решение о разъединении сшитых частей, реставрации двух крупных фрагментов и консервации остальных. Ввиду отсутствия в Беларуси собственного реставрационного центра декоративных тканей и специалистов соответствующей квалификации, реставрацию проводили также в Центре П. Гудинаса. Отреставрированные фрагменты бордюров, получившие названия «Термина» и «Канефора» с мая 2015 г. экспонируются в Портретном зале.

Отправной точкой в их атрибуции послужили фотографии комнаты в Палаццо Калонна, на стенах которой были шпалеры с аналогичными изображениями на бордюрах[9]. По словам Флоренс Патрици, использовавшей фотографии в качестве иллюстраций для доклада о коллекциях Калонна[10], такие бордюры использовались в серии «Истории Моисея», сотканных по картонам Абрахама ван Дипенбека в мастерской Михеля Ваутерса между 1660–1679 гг. Полученные сведения позволили Кожух Т.И. выявить на аукционах и в музеях шпалеры с аналогичными бордюрами из мастерских Антверпена и Брюсселя, разобраться в хитросплетении отношений между ткачами и художниками, чтобы определить время создания частей, проверить версию об авторстве Абрахама ван Дипенбека[11]. Вопрос о мастерской остался открытым.

В декабре 2013 г. у частного коллекционера была приобретена еще одна шпалера с историческим сюжетом. Согласно экспертному заключению на ней изображен Александр Великий в момент индийского похода[12]. Стилистически шпалера имела сходство со шпалерами серии «Истории Готфрида Бульонского». Обнаруженная К.А. Бернацкой гравюра Антонио Темпесты с аналогичным сюжетом, служившая иллюстрацией к поэме Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» (1575 г.)[13], позволила установить сюжет шпалеры и дать ей название «Триумф Готфрида Бульонского и сдача Альтамора» (КП-000484). По типу бордюра она относится к мастерским Обюссона второй половины XVII в. Открытым остается вопрос об авторе картона и заказчике. По одной из версий картон к шпалере мог выполнить Исаак Муайон (1614–1673) или художник из его круга.

В декабре 2014 г. музейную коллекцию дополнили две шпалеры XVII в. также из обюссонских мастерских Франции. Шпалера «Царица Савская перед царем Соломоном» (КП-000781) стала в ней первой с библейским сюжетом. Богатая иконография и описания встречи Савской с основателем знаменитого Иерусалимского храма совпадала с изображением на тканом полотне. Попытки установить автора картона и заказчика не увенчались успехом. В ходе подготовки статьи о шпалерах для журнала «Беларускі гістарычны часопіс» Н.А. Ковалевич пришла к выводу, что авторм картона мог быть Иссак Муайон[14].

Другая шпалера, поступившая под названием «Роксана и Александр» (?) из серии «Сцены из истории выдающихся женщин»[15] (КП-00078), расширила мифологическую тематику коллекции. Изображения то ли собак, то ли свиней в левом верхнем углу шпалеры и наличие в руках у сидящей справа женщины волшебной палочки заставили усомниться в сюжете. Со сценой на тканом полотне в точности совпадало лишь описание пребывания Одиссея у волшебницы Цирцеи, сделанное Гомером в «Одиссее». Дальнейшая атрибуция основывалась на сравнительном анализе и выявлении общих типологических признаков шпалер, экспонировавшихся в музеях Франции. Стилистика изображения человеческих фигур на исследуемой шпалере напоминала манеру французского художника Исаака Муайона. Шпалеры, идентичные исследуемой отыскали в посвященной его творчеству монографии Николь де Рейние и Сильвии Лавесьер, а также в замке Грамон[16]. На происхождение шпалеры указывает вшитое в нижнюю часть бордюра тканое клеймо «M*R* DAUBUSSON*P», что означает «Королевская мануфактура Обюссон». Буква «Р», по мнению исследовавшей шпалеру Н. А. Ковалевич, может обозначать мастерские Габриэля Плантади[17]. Результаты исследований она представила на IV научно-практической конференции «Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI–XX веков» в Москве[18].

Следующим приобретением музея в июне 2015 г. стала единственная шпалера машинного производства начала XX вв. «Мушкетёры» (КП-000972, ДПИ-00101, рис.1). Она выполнена в технике жаккардового плетения. Поступила на подрамнике размером 98х130 см. Цветовая гамма от песочно-жёлтого до темно-коричневого и зеленоватого оттенка создает впечатление старинного полотна. На отдельных участках лицевой стороны мелкоузорчатый рисунок приобретает дополнительный объем. Оборотная сторона гладкая, без остатков нитей, с характерными для таких шпалер продольными цветными полосами. На шпалере изображена компания трех мушкетеров за столом в таверне, которая весело приветствуют вошедших уличных музыкантов. Экспонировалась на международной выставке “Ultima ratio regum. Беларусь у Паўночных войнах сярэдзіны XVII – пачатку XVIII ст.» в апреле 2017 г. Поиски сведений о мастерской и художнике-картоньере продолжаются.

В ноябре 2016 г. музей закупил у коллекционеров ещё две шпалеры обюссонских мастерских Франции 2-ой пол. XVII в.: «Торжество Мардохея» (КП-001766, ДПИ-00109) и «Битва Александра на реке Граник» (КП-001769, ДПИ-00110). «Торжество Мардохея» (рис. 2) – вторая в коллекции шпалера с библейским сюжетом, и вторая, где на подогнутом нижнем бордюре указано место изготовления – «M*R*DAUBUSON». Она поступила в удовлетворительном состоянии, со следами реставрационных чинок. Её размер – 269х348 см. В ходе изучения произведения было установлено, что данная шпалера могла входить в серию «История Эстер» из 4-х ковров, а именно: «Эстэр перед Артаксерксом», «Осуждение Амана», «Коронация Есфири», «Торжество Мардохея». В замках и соборах Франции, музее прикладного искусства в Праге и аукционах выявлено шесть аналогичных шпалер. Сюжетом для них послужил эпизод, описанный в 6 главе Книги Эстер. Услышав разговор евнухов о намерении убить персидского царя Артаксеркса, привратник Мардохей предупредил его о готовящемся покушении. Спустя время Артаксеркс решил отблагодарить спасителя и спросил у царедворца Амана, какую почесть может оказать тому, кого хочет отличить. Аман, думая, что речь о нем, сказал, что надо одеть человека в царские одежды, возложить на голову царский венец и вывести его на царском коне на городскую площадь. И приказал царь Аману проделать все это с привратником. Мардохей как триумфатор въехал на городскую площадь Сузы. Популярность сюжета и серии «Истории Эстер» в XVII в. объяснялась тем, что проводились параллели с торжеством добродетели и борьбы против испанского владычества.

Сюжетной основой шпалеры «Битва Александра на реке Граник» (рис. 3) послужило сражение Александра Македонского в 334 г., в ходе которого была одержана победа над армией персидского царя Дария III. На шпалере, размер которой 282х348 см, изображен кавалерийский рукопашный бой. Солдаты во главе с Александром Македонским верхом на лошадях выходят на бой из реки. На характерном для обюссонских мастерских бордюре скомпонованы военные и музыкальные трофеи, гирлянды цветов. Прототипом шпалеры служит живописное полотно «Переход через Граник» и гравюры по одноименнной шпалере Шарля Лебрена. Картина была одной из пяти, входивших в знаменитый цикл живописных полотен «Истории Александра», который c 1667 по 1689 гг. не менее 8 раз повторили по картонам Шарля Лебрена на мануфактурах Гобеленов[19]. Шпалеры имели огромный успех. С 1676 по 1765 гг. их неоднократно повторяли в мастерских Обюссона и Фелетена во Франции, Брюсселя и Антверпена во Фландрии. В различных музеях и аукционах нами выявлено 8 шпалер, аналогичных представленной в музее «Замковый комплекс «Мир». Установлены имена трех художников, причастных к их изготовлению, но доказательной базы пока не хватает, чтобы назвать автора картона исследуемой.

Недавно музей приобрел 2 французские вердюры. Наряду с сюжетными шпалерами с библейской, мифологической, исторической тематикой тканые полотна с изображением пейзажа получили широкое распространение в западноевропейских странах. В декабре 2018 г. поступила шпалера размером 205х127 см (рис. 4), под названием «Пейзаж с мельницей» (КП-002055, ДПИ-00116). На дальнем плане, в соответствии с композиционными канонами таких шпалер, изображена архитектура – водяная мельница, на переднем – фазан. Оживляет пейзаж река с водопадом и фигурка рыбака на втором плане справа. В рамках возвращения культурных ценностей в Беларусь в мае 2019 белорусское посольство во Франции вместе с представителями белорусской диаспоры реализовало проект по приобретению для музея вердюры «Замок в лесу» (КП-002081, ДПИ-00118) размером 272х317 см (рис. 5). Композиция пейзажа на ней построена по принципу кулис. Тканые полотна с изображением пейзажа ценили за создаваемое ими впечатление пребывания на природе. Но их редко ткали по картонам известных художников. Поэтому возможность установить автора картона и мастерские для таких шпалер маловероятна.

В сентябре 2019 г. состоялась покупка шпалеры «Королева Артемисия» (КП-602095, ДПИ-00119), одной из серии «Истории Артемисии». Размер шпалеры 290х445 см. В композиции шпалеры (рис. 6), совмещены два эпизода из жизни Артемисии, жены царя Мавсола. Скорбя по умершему мужу, она подмешивала его прах в свое питье, поэтому ее всегда изображали с кубком для вина в руке и кубком с прахом рядом. Такой Артемисия предстает в левой части шпалеры. Для увековечивания памяти Мавсола, она построила в его честь величественный мавзолей в Галикарнасе, ставший одним из семи чудес света. На правой стороне шпалеры изображена сцена, где архитектор представляет Артемисии проект будущего мавзолея, а сам мавзолей зритель видит на втором плане. Тема «Сильной женщины античности», которая была выражена в серии «Истории Артемисии», была очень популярной в XVI в.

Таким образом, за 10 лет со дня открытия экспозиций в Северной части дворца Мирского замка создана коллекция из 14 тканых произведений, тематика и сюжеты которых пользовались популярностью у европейской знати. Шесть вышеперечисленных шпалер рассматриваются впервые. Атрибуционные работы по ним продолжаются. Приобретенные в 2018–2019 гг. нуждаются в серьезной реставрации и в настоящий момент не экспонируются. Достигнутые договоренности с литовскими реставраторами о проведении комплекса работ по этим произведениям[20], дают надежду на их скорое размещение в залах музея. В настоящий момент можно увидеть десять.

Формирование коллекции велось в соответствии с заложенным в период становления музея принципом – отбирать те предметы, которые имеют или могут иметь отношение к владельцам замка, пусть и не из самого замка; а также тех, которые отвечают времени существования замка как магнатской резиденции[21]. Подтверждением этому служат упоминания в архивных документах о наличии у владельцев Мирского замка Радзивиллов шпалер с мифологическими и историческими сюжетами, со сценами охоты, ландшафтами, а также серии «Истории Александра» и «Истории Тесея»[22].

Изучение шпалер из собрания музея «Замковый комплекс «Мир» проводилось на основе зарубежных монографий, посвящённых произведениям разных стран Европы, каталогов государственных и частных коллекций, временных выставок, публикаций атрибутивного характера. В настоящий момент начата работа над каталогом музейного собрания.


[1] Усава, Н.М. Фарміраванне калекцый музея «Замкавы комплекс «Мір» у 1989–2011 гг. / Н.М. Усава // Фарміраванне калекцый музея «Замкавы комплекс «Мір» (1989 – 2015) // Аўт. Тэксту: В. Папко, Н. Усава; навук. рэд. В.М. Папко; фота Віталь Раковіч. – Мір: Музей «Замкавы комплекс «Мір», 2016. – С. 23.

[2] Там же. С. 27

[3] Усава, Н.М. Рарытэты музейнай калекцыі / Н.М. Усава // Мастацтва. – 2011. – № 3. – С. 8.

[4] Документация технологических исследований и подготовки гобелена к экспонировыанию, проведенных в Центре реставрации им. П. Гудиноса. – Вильнюс, Художественный музей Литвы. – 22.06.–29.06.2012. – С.13.

[5] Grazzini N.F. On the tapestries in seventeenth-century Milan: some new findings / Nello Forti Grazzini //Tapestry in the Baroque: new aspects of production and patronage / edited by Thomas P. Campbell and Elizabeth A.H. Cleland. – New York: Metropolitan Museum of Art, 2010. – P. 171.

[6] Кожух, Т.И. Шпалера «Борьба между Тесеем и Тавром перед Миносом и Ариадной». Проблемы атрибуции и интерпретации сюжета / Т. И. Кожух // Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI –XX веков. Материалы V науч.-практ. конф., г. Москва, 25-27 октября 2017 г. / сост. М. В. Ворожбитова, Д.В. Шполянская. – М.: Государственный Исторический музей, 2019. – Труды Государственного Исторического музея. – Вып. 212. – С. 339–353

[7] Бернацкая, К.А. Сюжетная атрибуция фламандской шпалеры конца XVI в. «Охота» из собрания Музея «Замковый комплекс «Мир» / К.А. Бернацкая, Ковалевич Н.А. // Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI –XX веков. Материалы V науч.-практ. конф., г. Москва, 25-27 октября 2017 г. / сост. М. В. Ворожбитова, Д. В. Шполянская. – М.: Государственный Исторический музей, 2019. – Труды Государственного Исторического музея. – Вып. 212. – С. 313–323.

[8] О шпалере рассказывает научный сотрудник музея Ковалевич Наталья Александровна [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=x_Tb5fWBVX0. – Дата доступа: 22.06.2020.

[9] Кожух, Т.И. К проблеме атрибуции фрагментов шпалер из собрания музея «Замкавы комплекс «Мир» / Т.И. Кожух // Мастацкія вырабы магнацкіх мануфактур XVII – першай паловы XIX ст. у музейных калекцыях: аспекты даследавання матэрыяльнай культуры Беларусі: матэрыялы Міжнар. навук.-практ. канф., Мірскі замак, 23 лістап. 2017 г. / Музей «Замкавы комплекс «Мір»; навук. рэд. І.М. Скварцова. – Мір, 2018. – С. 79.

[10] Campbell, T. Tapestry in the baroque: new aspects of production and patronage / T. Campbell, E. Cleland. – New York: Metropolitan Museum of Art, 2010. – P. 244.

[11] Кожух, Т.И. К проблеме атрибуции фрагментов шпалер из собрания музея «Замкавы комплекс «Мир»…С. 94.

[12] Экспертнае заключэнне. Серыя НММ РБ 001049.

[13] Бернацкая, К. Триумф Готфрида Бульонского и сдача Альтамора – популярный сюжет в шпалерном искусстве XVII века / К. Бернацкая // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. – 2016. – Выпуск 4 (16). – С. 106.

[14] Кавалевіч, Н.А. Шпалеры па кардонах Ісаака Муаёна ў калекцыі Музея «Замкавы комплекс «Мір» / Н.А. Кавалевіч // Беларускі гістарычны часопіс. – 2016. – № 9. – С. 60.

[15] Экспертнае заключэнне. Серыя НММ РБ 001040.

[16] Ковалевич, Н.А. Исследование шпалеры «Одиссей и Цирцея» / Н.А. Ковалевич // Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI–XX веков. Материалы IV научно практической конференции20–22 октября 2015 г. // Труды ГИМ / Сост. Н.Н. Гончарова. – М., 2017. – Вып.208. – С. 341.

[17] Там же. С. 337.

[18] Там же. С. 334–344.

[19]La Tenturure de L’Histoire d’ALexandre Le Grand / Catalogue de l’exposition «Alexandre et Louis XIV: le tissage de la gloire», présentée à la Tapisserie Gallery du 2 septembre 2008 à mars 2009. – Paris, Éditions de la Réunion des musées nationaux, 2008. – P. 19.

[20] Денис, Е. Вторая жизнь предметов / Е.Денис // Беларускі музей. – 2020. – № 3. – С. 39.

[21] Фарміраванне калекцый музея «Замкавы комплекс «Мір» (1989—2015) / [аўтары тэксту: В. Папко, Н. Усава. –Мір: Музей «Замкавы комплекс «Мір», 2016. – С. 53.

[22] Фарміраванне калекцый музея «Замкавы комплекс «Мір» (1989—2015) / [аўтары тэксту: В. Папко, Н. Усава. –Мір: Музей «Замкавы комплекс «Мір», 2016. – С. 53.

x
Подписаться на новости
X