A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей

"Дни в Угличе. По дневниковым записям И.Ф. Тюменева"

Виктор Анатольевич Никишин-Голандский,

исследователь, коллекционер,

Вице-президент Санкт-Петербургского

Клуба любителей истории открыток


Цель публикации уникальных по содержанию дневниковых записей Ильи Фёдоровича Тюменева – открыть читателю Углич, каким он был не так уж давно – на исходе XIX столетия, к началу века XX. С такой простой задачей очевидно помогут справиться фотографии упоминаемых Тюменевым мастеров светописи Русяева и Бутуса – стоит взглянуть на снимки! Однако достаточно ли этого? Безупречные произведения раннего фотоискусства обладают достоинствами парадных полотен, где в застывшем моменте запечатлено ровно то, что хотелось показать их автору. Нам же мало увидеть церковь – хочется обернуться, глянуть под ноги, заглянуть внутрь и побеседовать с настоятелем. А улица – как мы на неё вышли? Кого встретили? Так ли тих, безмолвен и светел город, каким он показан на снимках? Фотографии не передают смену погоды и течение дня, усталость от дороги или жары. На них обычно не рассмотреть, как закоулки и площади наполняются людьми с их обычными буднями и житейскими заботами. За кадром остаётся и жизнь фотографа здесь и сейчас. Где он остановился, что его заботит, где обедает?

Картины, этюды – им тоже под силу перенести нас в прошлое, благо Углич любили художники. Но и это также, как и фотографии – отчасти, едва, поверхностно. Наши поколения требовательнее предыдущих – нам недостаточно увидеть, хочется погрузиться полностью, задействовать как можно больше чувств и рецепторов. От того нас увлекают свидетельства давно ушедшего времени, сохранившиеся в записях очевидцев, где можно встретить подробности быта, характерные черты персон, подмеченные ситуации. Там всё получает жизненную правдивость – солнце слепит, а пыль заставляет чихать.

Потому для нас невероятно ценны описания путешествий, исполненные художниками. Будучи дополненными набросками и законченными полотнами, в них можно ощутить многомерную глубину впечатления, выражаемую уже не только почерком, но и штрихами, не только литературным живописанием, но и языком кисти. Потому хочется больше прочесть между строк воспоминаний М.В. Нестерова и писем Н.К. Рериха.

Углич посетило немало художников, одни это делали целенаправленно, другие проездом. Их имена в основном знакомы угличанам. Возможно, немногие знают, что город неоднократно посещал и так называемый «Привольский кружок»[1] – группа друзей по «альма-матер» – Императорской Академии Художеств. Центром этой творческой группы был Илья Фёдорович Тюменев – писатель и переводчик, либреттист и композитор, художник и коллекционер… А наиболее известным её членом был живописец Андрей Петрович Рябушкин.

В предыдущей публикации мы говорили о хранящихся в обширном архиве Тюменева в Российской Национальной Библиотеке рисункам, исполненным привольцами, сделали попытку каталогизации части работ из масштабного цикла, названного «По Руси»[2], касающейся собственно Углича. Теперь мы же обратились к дневниковым записям, тщательно составленным Ильёй Фёдоровичем.

Рисунки и записи были результатами ежегодных путешествий, предпринимаемых для знакомства со стариной. Записи велись в отдельные путевые блокноты. По возвращении всё переносилось в чистовые тетради, сюда же вклеивались и натурные наброски, перечерчивались планы и небольшие зарисовки. С некоторых набросков делались чистовые рисунки и акварели. А вот записи шли в основу серии статей в «Исторический Вестник». Если иллюстративный материал следует воспринимать, как результат коллективного творчества, то у текстов автор один – Тюменев.

В своих мемуарах автор раскрывает последовательность работы с путевыми записями: «Путевые заметки (1-18 Июня 1892 г.) Писалось в Приволье по воспоминаниям и данным записной дорожной книжки. Начаты 25 июля и окончены в конце августа. Купленная мною нарочно для путешествия записная книжка была по моей просьбе «обновлена» набросками всех участников поездки: А.П., В.В., В.П. и моими изображениями.»[3]

Эти «путевые книжечки», сохранившиеся в архиве Тюменева, местами сложно прочесть по очевидным причинам – на почерк влияли спешка, отсутствие света, настроение автора, а также, что весьма заметно, тряска конного экипажа.

Упоминание о следующем этапе работы с путевыми записями также находим в рукописи Тюменева: «1893. С 12 мая по 9 Июня. Писал 1-е[4] путешествие по Волге, черняк из дневника для «Исторического Вестника».»[5]

Мы не будем анализировать сходство и расхождения текстов «Автобиографии» и «Исторического Вестника»[6], предоставим это читателю. Заметим лишь, что за печатной версией, обогащённой историческими отсылками и размышлениями автора, заметны некоторые неясности в последовательности перемещений туристов. В путевые заметки вошли справки из купленных тут же «описаний» достопримечательностей и рассказов горожан, для «Вестника» же Тюменев использовал богатейшие материалы своей библиотеки, с работами, в частности, Кисселя Ф.Х., Соловьёва Л.Ф., Ушакова А.Н., Ахимандрита Антония[7] и т.д. Из-за сжатого регламента наша задача сводится лишь к знакомству с любопытнейшими фрагментами рукописи, касающимися посещения Углича, составленными в виде последовательных дневниковых заметок, вставками из писем и рисунков. Так, в «Автобиографии» содержится запись от 17 Апреля 1892 года: «Брат [Николай Ионович[8]] уведомляет, что Верочку [дочь Сашеньки от 1го брака с Иваном Петровичем Лебедевым] отдают в Углич. Жениха хвалят. Саша даёт 25 т.р. приданного.» [Приглашение на эту свадьбу помещаю здесь, как образчик работы провинциальной литографии и изящества того времени. Билет сработан Литографией Фалька в Рыбинске.]»[9]

Текст на роскошном по исполнению билете, вклеенном тут же на странице, гласит: «Михаил Семёнович[10] и Александра Николаевна Путятины Имеют честь покорнейше просить Вас пожаловать на бракосочетание дочери Веры Ивановны с Иваном Александровичем Серебренниковым, сего 26 Апреля 1892 г. в 6 час. по полудни, к обеденному столу и на бал, в зал Общественного собрания в г. Угличе. Венчание имеет быть в Крестовоздвиженской церкви, в 4 ч. по полудни.» Несколько дней спустя, в воскресенье 26 Апреля Тюменев записывает: «Днём послал телеграмму новобрачным Серебренниковым в Углич.»

Упоминание Углича в «Автобиографии» начинается с путешествия Рябушкина в 1892 году – Тюменев переписал несколько писем художника, указав, что они хранятся в его архиве. В этом же году компания под руководством Ильи Фёдоровича отправляется в своё первую поездку «По Руси». В «Автобиографии» описаны всего две[11] поездки в Углич Ильи Фёдоровича «со товарищи» – в 1893[12] и 1896[13] годах. Так нам посчастливилось прочесть первые впечатления о городе этих двух путешественников!

Сразу оговоримся, что мы имеем дело с томами «Автобиографий», сохранившихся в РНБ и охватывающими период с 1870-хх до 1904 года (архив дошел до нас не полностью). Очевидно, что предпринимались путешествия через Углич и позднее в 1900-1910-хх годах, но письменных свидетельств тому пока найти не удалось. По материалам «Перечня живописного и картинного материала»[14] – рукописного каталога, составленного Ильёй Фёдоровичем в 1900-хх годах, можно сделать предположение, что в 1906 году Тюменев и его компания посещала Углич. Об этом свидетельствуют упомянутые там 3 снимка А.Н. Павловича[15], датированные Июнем 1906 года (Церковь св. Димитрия "на крови"; Она же (с крыльца музея); Воскресенский монастырь. Переходы и колокольня.), а также снимок предположительно Тюменева (Набатный колокол во дворце царевича Димитрия.). Известна тем же годом датированная стереопара с видом церкви Воскресения[16], её авторство также приписано Тюменеву.

Материал адаптирован к печати, публикуется впервые.

Октябрь. 2020.


[1] По местонахождению усадьбы И.Ф. Тюменева в Приволье близ Любани, Новгородская губерния.

[2] «По Руси; коллекция набросков из путешествия моих [И.Ф. Тюменева], В.П. Павлова, А.П. Рябушкина и В.В. Беляева и др. Карандашом, пером, тушью, акварелью и масляными красками, всего 2100 лист.». Заметка в «Автобиографии».

[3] РНБ. Ф. 796. Оп. 1 Ед. хр. 17. Моя Автобиография. Т. VI. (1892-1893). С. 45

[4] Исправлена цифра «2»

[5] РНБ. Ф. 796. Оп. 1 Ед. хр. 17. Моя Автобиография. Т. VI. (1892-1893). С. 146

[6] Материалы И.Ф. Тюменева о поездке в Углич опубликованы в журнале "Исторический Вестник". Т. LXVII. Тип. Суворина. СПб. 1897. (Январь: С. 207-233, Февраль: С. 574-604)

[7] РНБ. Ф. 796. Оп. 2 Ед. хр. 76. Библиотека Тюменевых по №№ в порядке поступления. С. 205

[8] Николай Ионович Тюменев [22.11.1823, Рыбинск — 18.2.1897, Рыбинск] Образование получил в С.-Петербургском коммерческом училище. Купец I-й гильдии, благотворитель. В 1866 вместе с теткой А. Д. Сорокиной (урожденной Кожевниковой, сестрой его матери) Н.И. Тюменев пожертвовали в пользу Угличского Богоявленского монастыря имение с землей в Угличе в 58-м квартале на берегу Волги, которое получили по наследству.

[9] Печать золотом: вензеля ЛВ (Лебедева Вера) и СИ (Серебренников Иван). Плотный картон, золотые обрезы. В сложенном виде 8,6 х 11,6 мм. РНБ. Ф. 796. Оп. 1 Ед. хр. 17. Моя Автобиография. Т. VI. (1892-1893). Вклеен на С.95.

[10] Путятин Михаил Семёнович (1842-1899) – доктор медицины. Похоронен в Рыбинске.

[11] Ещё одно посещение Углича в 1895 году не состоялось из-за досадной потери бумажника (Путь пролёг от Рыбинска до Твери, очевидно, без остановок). РНБ. Ф. 796. Оп. 2 Ед. хр. 5. Записная книжка (июнь 1895). С. 82.

[12] Маршрут 2-го путешествия (1893 г.): Любань – Угловка – Боровичи – Посад – Боровичи – Угловка – Заречье – В. Волочек – Ост. Станция – Ржев – Зубцов – Старица – Станция Старица – Ост. Стан – Тверь – Калязин – Углич – Родионово (ст.) – Бологое – Любань. РНБ. Ф. 796. Оп. 1 Ед. хр. 17. Моя Автобиография. Т. 6. (1892-1893). С. 219.

[13] Маршрут 5-го путешествия (1896 года): Тверь - Углич - Мышкин - Молога - Рыбинск - Романов - Ярославль - Кострома - Нижний (выставка) - обратно от Рыбинска. РНБ Ф. 796. Оп. 1. Ед. хр. 19. Тюменев И.Ф. «Моя автобиография». Т. 8 (апрель 1896-1898 г.). С. 295

[14] Ф. 796. Оп. 2. Ед. хр. 84. Тюменев И.Ф. «Перечень живописного и картинного материала (картины, этюды и эскизы масляными красками, акварели, рисунки пером и карандашом, гравюры на меди, на стали, на дереве, гелиогравюры, фотографии, фототипии, цинкографии, цинкографии и пр.) 1900-е гг. Раздел VIII. Стереоскопические картинки. [Стереофотографии] Л. 75 об., Л. 83.

[15] Анатолий Николаевич Павлович (1880 - ?) – фотограф-художник.

[16] Тюменев И.Ф. Стереопара. Углич. Церковь Воскресения. 1906. РОСФОТО КП 787/022. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО"


Дни в Угличе. По дневниковым записям И.Ф. Тюменева

Скачать документы

x
Подписаться на новости
X