A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикацииДоклады конференции "Музей в культурном пространстве исторического города" 2020 → "История создания Музея Песни ХХ века в Вязниковском районе Владимирской области"

"История создания Музея Песни ХХ века в Вязниковском районе Владимирской области"

Антонова Людмила Викторовна, директор МБУК «Музей песни XX века», г. Вязники, Владимирской обл.


«Музей - это память живая,

стоит на пути пред тобой,

и в нем, ни на миг не смолкая,

песни родные с тобой...»

Уездному городу Вязники чуть более 240 лет. Проходя по улицам города, мы постоянно сталкиваемся с зафиксированными в камне, архитектуре, топонимике или каким- либо другим способом культурно - историческими событиями: вот Аллея боевой славы в честь Победы, а это бюст космонавта Кубасова, здесь мемориальная доска герою-вязниковцу, старинная архитектура здания, в одном из которых открыт музей. Музей — это биография города в экспонатах и документах. Это та реальность, на которой формируется, часто даже незаметно для себя, человеческая личность. Так создается коллективная историческая память, а музей, любой, является важной составляющей этой коллективной памяти

Дом семьи Фатьяновых в 1999 году стал муниципальным музеем. Какие-то музеи в стране строятся изначально на новом месте, в новых современных зданиях, наш музей стал «играть свою роль» в старом здании постройки 1912 года. Как не бывает на свете одинаковых городов, так не бывает и одинаковых музеев. Во всяком историческом городе России есть нечто свое, неповторимое и ценное. Культурное пространство Вязниковского района не мыслимо без музеев, - проводников культурных ценностей. Вязниковский музейный образ вызрел в лирическом мире творчества известного русского поэта - песенника Алексея Фатьянова. Другая его особенность, - он был открыт на рубеже двух веков, на важной «точке» отсчета времени. Архитектура в высшем ее понимании - это не сооружение, которое украшают, а украшение, которое строят. Этим словам полностью отвечает дом, построенный в 1912 году крестьянином Иваном Николаевичем Фатьяновым в центре уездного города Вязники Владимирской губернии. Двухэтажный дом изначально привлекал своей архитектурой: парадная дверь с колоннами и балконами, множество оконных проемов, которые связывали дом с городской средой. Под стать наружному облику здания было и его внутреннее убранство: два больших зала, гостиная, 3 комнаты. Залы были наполнены светом и располагали для общения. Фатьяновы оказались гостеприимными хозяевами, занимались торговлей, любили музыку, устраивали спектакли, музыкальные вечера, имели обширную библиотеку. Весь свой век этот дом был овеян многочисленными историями, связанными и с семьей Фатьяновых, и с событиями, происходящими в ХХ веке в Вязниках. Неизменным оставалось одно - изначально этот дом стал центром культурной жизни горожан. В доме Фатьяновых крутились первые ленты кино, а в 1918 году был открыт первый советский кинотеатр «Прогресс». Каких-то существенных перестроек в доме не проводилось, менялись только владельцы. Когда в 1929 году семья Фатьяновых окончательно покинула этот дом и переехала на постоянное местожительство в Москву, их дом стал принадлежать самым различным городским организациям. За все годы, когда дом «менял» своих владельцев, он утратил некоторые элементы. Последний владелец этого здания - телефонная городская станция (современная АТС). А потом для дома Фатьяновых наступили нерадостные времена. В период перестройки дом осиротел, окончательно пришел в негодность и просто «стоял». И лучшее, что случилось в истории этого дома, - он попал в надежные руки людей, заинтересованных в творчестве Фатьянова, в судьбе этого дома, судьбе Всероссийских Фатьяновских праздников, в продолжении культурных традиций вязниковцев. Сама «Река» времени потребовала обратить внимание на дом в центральной части Вязников. Рождение Музея Песни стало результатом осознанного стремления органов местной власти, творческой интеллигенции к реализации основной задачи — восстановление Дома Фатьяновых - памятника истории, культуры и архитектуры регионального значения. При отсутствии источников финансирования работы стали проводиться методом «народной» стройки. Поддержка приходила от самых добрых людей, понимающих значимость этого благого дела.

Начался процесс реставрации здания в 1997 году. В апреле 1997 года администрация города Вязники обратилась в Союз писателей России, к его руководителю - Галичеву В.Н. с просьбой о выделении средств на ремонт здания Дома Фатьяновых. Смета на то время составляла 900 миллионов рублей, так как износ здания согласно архивных справок составлял около 75 %. Но финансовой помощи ни откуда не поступило. Решено было своими силами восстанавливать здание. К сожалению, в ходе ремонтных работ не проводилось глубокое обследование важных для функционирования дома систем; важнее были сроки ввода этого здания в эксплуатацию. Да и работы проводились без контроля со стороны Госцентра охраны памятников истории, культуры и архитектуры. Но сам факт восстановления Дома Фатьяновых выражал отношение к этому очень многих людей, как к ценности, к естественному завершению признательности и значимости, величия своего земляка - поэта Алексея Фатьянова.

Был подготовлен пакет документов, составлены различные сметы. Разработкой архитектурно-художественного восстановительного проекта руководил Глава города Вязники - Евгений Михайлович Виноградов, а ремонтные работы проводил лучший строитель в городе - Петр Михайлович Муллер. Благотворительную помощь активно оказывали вязниковцы: руководитель АО «Вязниковский леспромхоз» Ю. П. Парсаев, директор АО « Агролесхоз Вязниковский» Г. Я. Нестеров, начальник учреждения ОД ¼ Н. С. Паневин, предприниматель Н. В. Шепуров и многие другие. Дело было поставлено основательно: в сравнительно короткие сроки дом был отремонтирован! Восстановлена кровля, стены, пол и потолки; заменены оконные блоки, реставрирована парадная лестница. Получилось все, как в пословице «С миру по нитке - голому рубаха» ...

Для того, чтобы Дом Фатьянова действительно «ожил», помогали все, кто чем мог: пилолесоматериалы, рамы и двери, гвозди, цемент, рубероид, кирпич, транспорт, люди... Работы проводились в течение трех лет при непосредственном участии и работников культуры (начальник управления культуры - Тамара Александровна Леничева). Информация о ходе работ печаталась в местной газете «Маяк».

Документально музей был открыт 22 января 1999 года. Люди справились с главной задачей: открыть музей к 80-летию со дня рождения поэта Алексея Фатьянова. Алексей Иванович Фатьянов - наш вязниковский поэт — песенник стал именно той отправной точкой, от которого и пошло постижение песенного наследия ушедшего ХХ века. Почему Музей Песни ХХ века? Мы постарались «законсервировать» элементы культуры уже ушедшего от нас века, бесценного пласта культуры, которая постепенно стала исчезать, особенно во время перестройки. Музей был задуман и создан, как живой элемент нашей городской культуры, где можно стало не только посмотреть экспозиции, но и культурно провести время. В организационный период Союз писателей России предложил несколько иное наименование- «Музей русской песни». Но зная богатейшую песенную культуру народов СССР, зная контингент участников Фатьяновских праздников (Украина, Белоруссия, Татарстан, Башкирия, Калмыкия и т. д.) оргкомитет принял решение об открытии «Музея Песни ХХ века».

Своих первых посетителей музей принял в июле, в дни проведения 26 Всероссийского Фатьяновского праздника поэзии и песни. Присутствие первых посетителей сразу расставило свои акценты: восстановленный дом не является просто домом; посетители пришли в Дом-музей, в котором сама королева Песня поселилась и стала диктовать особые музейные правила. К открытию музея были подготовлены афиши, буклеты; была заведена первая Книга посетителей музея. Это долгожданное событие оставило неизгладимый след в памяти присутствующих, среди которых были Министр культуры РФ Егоров, Губернатор Владимирской области Виноградов Николай Владимирович, представители местной власти, коллеги из области, Почетный гражданин города Вязники Муллер Петр Михайлович, вдова поэта Фатьянова Галина Николаевна, сын Никита и дочь Алена. Много было сказано прекрасных слов о значимости, важности открытия такого, пока еще единственного, музея во славу песенного искусства страны. Особо хочу подчеркнуть, что Музей Песни ХХ века в Доме Фатьяновых начинался с «чистого листа», с белых стен, пустых помещений. Когда в 1999 году мы, работники музея (нас было на тот момент трое), приступили к работе, то у нас не было ничего, одни голые стены и потолки. Я не говорю о каких-либо предметах, о музейных фондах - об этом и речи не могло быть. Закупили сразу все, что было необходимо на первое время: люстры, занавески, столы, стулья. Как оказалось, этого было недостаточно. Тогда предприниматель Шепуров Николай Витальевич сделал для музея пять лавок. В Нижнем Новгороде купили большое обогреваемое зеркало и повесили там, где висело такое же в Доме Фатьяновых. И только тогда музей открыл свои двери для посетителей! Временная дистанция от того времени, когда в доме жили Фатьяновы, стала началом периода накопления музейных предметов, неспешного осмысления содержания будущей работы, содержания его «начинки».

Работы предстояло непочатый край. Судьбы многих людей должны были «вписаться» в интерьер нового музея в Вязниках. Сохранить память о своем земляке – поэте Фатьянове, сделать песенную историю страны ХХ века достоянием культурной жизни вязниковцев - стало главной задачей для небольшого коллектива музейщиков во имя созидательного будущего подрастающего поколения. С первых дней работы музея стала формироваться документальная и предметная его основа. Коллектив музея не чувствовал никакого административного давления, никто не торопил нас с результатами, и это позволило вести планомерную работу в архивах, с краеведами, целенаправленно собирать материалы и документы, фотоматериалы, книги, личные вещи и экспонаты.

Любой музей начинается с фондов, то есть с предметов, представляющих интерес для истории. Ни для кого не секрет, что музейные принципы основаны на собирательстве раритетов и их демонстрации, исходя из того, что каждый музей уже тем и интересен.

Первым экспонатом нашего музея стала гармонь, подаренная на открытии музея Розой Киямовой (общественная организация солдатских матерей во Владимире). Постепенно музей стал «наполняться» предметами: фотографиями, книгами, документами, музыкальными инструментами, вещами из семьи Фатьяновых и предметами, связанными с историческими событиями ХХ века. В 2000 году уже была смонтирована первая экспозиция музея - «Рабочий кабинет Алексея Фатьянова», где с помощью подлинных документов и вспомогательных материалов освещалась биография поэта Фатьянова. На эмоциональном и подсознательном уровне факт приобщения к Фатьянову в том месте, где он жил, значит очень многое. Один из первых практиков музея и экскурсий А.В. Герд еще в 20-е годы ХХ века заметил: «Взрослого человека интересует, прежде всего, человеческое. Я не скажу - техническое или хозяйственное, но вообще человеческое, так или иначе связанное с судьбами людей».

В первые годы работы музея, когда функционировал лишь один экспозиционный зал, его уже посетило более 50 тысяч человек. И это дало мощный импульс для дальнейшего развития музея. Ставилась цель - создание новых экспозиций и проектирование выставок.

Другим «краеугольным камнем», легшим в основу нашего музея, стала коллекция виниловых грампластинок для патефонов и проигрывателей, создание тематической экспозиции пластинок.

В музее на то время не было ни музейных витрин, никакого-то другого специального музейного оборудования, ни художников-дизайнеров. Все работы выполнялись руками сотрудников музея (на тот момент их было пять человек). К созданию музея, к его оформлению привлекались работники культуры, молодежных организаций, учащаяся молодежь, творческая интеллигенция, просто неравнодушные люди. Все вместе они олицетворяли собой Добро.

Постепенно немалую ценность стали приобретать в музее документальные источники (письма, свидетельства, грамоты, дипломы альбомы, автографы), в том числе и документы из личного архива семьи Фатьяновых, многих известных поэтов и исполнителей, которые были участниками Фатьяновских праздников.

Не стоит, наверное, подробно излагать каждый этап строительства, создания нашего музея, но хочу заметить, что практически каждый шаг его становления давался с трудом и из-за недостаточного финансирования, и из-за того, что работать в него пришли люди без специального музейного образования, люди, которые когда-то работали кто в школе, кто на фабрике, кто в детском саду. Мы все учились, а музей формировался. Нас всех объединила, сплотила высокая идея создания необыкновенного, нового и уникального музея, в котором предстояло «жить» Песням! Поэтому с первых дней работы музея всем приходилось учиться и работать, работать и учиться. Работать для того, чтобы люди поняли: как гимнастика выпрямляет тело, так песня и поэзия «выпрямляют» душу! Приходилось много ездить, общаться с коллегами-музейщиками, а главное - самим творить и созидать. Девизом для всех нас стали слова неизвестного автора: «Без памяти - нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры -нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа...» Мы до настоящего времени в поиске новых идей, интересных людей, нужных вещей, которые наиболее полно отражают тематику нашего музея и подчеркивают песенный статус провинциального города Вязники, разрабатываем проекты, участвуем в конкурсах. У нас не было и по сей день нет музейной тишины. Год от года музей всё больше и больше наполняется музыкальными инструментами, нотами, редкими интересными книгами и фотографиями. Да, нет у музея той роскоши, что имеется в торговых центрах городов - миллионников, но зато есть способность у коллектива доставлять своим посетителям искреннюю радость, раскрывать их певческие и музыкальные таланты, вызывать блеск в глазах и мелодию в душе.

Сегодня Музей Песни ХХ века показывает своим посетителям подлинные вещи из семьи Фатьяновых, а также интересные предметы, переданные в дар музею посетителями, не только вязниковцами, но и гостями из других городов нашей области и страны, ближнего и дальнего Зарубежья. Музей Песни, площадь которого для экспонирования составляет всего лишь 180 кв.м., насчитывает более 600 единиц основного фонда хранения. К сожалению, не можем не заметить, что традиция безвозмездного дарения постепенно уходит в прошлое, а потому одной из задач музея является целенаправленный поиск интересных экспонатов по профилю нашего музея. Сегодня, в стремительно меняющемся мире, наш музей спокойно реагирует на любые изменения в ситуации и стремится соответствовать новым реалиям. Новое поколение молодых людей, потенциальных посетителей музея, выросло в новой специфической среде, где уходят в прошлое вербальные знаковые системы и предлагают визуальные впечатления. Язык картинок, предметов, цвета, звуков, одним словом, современный культурный фон с муниципальным оттенком становится визуально ориентированным, и это сближает небольшое музейное пространство и подрастающее поколение.

Действительно, музей, стремящийся просто воспроизвести ту или иную обстановку, - скучен. В нем царит обыденность. Наш путь - быть «заодно с гением!», то есть с именем нашего земляка, поэта-песенника Алексея Ивановича Фатьянова и с теми людьми (поэты, композиторы, исполнители), которые создали советские песни и которые продолжают формировать песенное искусство России. Если Поэт утверждает «чувства добрые», то и для Музея Песни ХХ века — это программа, цель, задача и заведомое оправдание всех вложенных в него средств. Конечно, достичь желаемого для музейного пространства, в котором содержание, технические достижения, интерьер станут более привлекательны, еще предстоит не один год.

И всё-таки, невозможно словами описать ту атмосферу, в которую попадают разновозрастные посетители нашего музея. Мы изначально были озабочены тем, как предлагаемое к осмотру небольшое помещение и экспозиции воспринимаются посетителями.

Звучащий, «поющий» музей концентрирует внимание на Слове, Музыке, Песне! Особое значение с первых дней открытия музей придается использованию интерактивных экспонатов, предоставление посетителю возможности подойти, потрогать, включить экспонат, взять в руки, посмотреть, как он работает: послушать его, или сыграть на нем. Это скрашивает процесс познания положительными эмоциями посетителей.

Посетитель, переступив порог нашего музея, «запевает» и совершает путешествие во времени, открывает для себя красоту и значимость основного музейного предмета- Песни! Радость и ностальгические воспоминания вызывают у всех звучание граммофона и патефона, «прослушивание» экспозиций и выставок. Посетитель никогда не бывает пассивным созерцателем или потребителем информации. Музей Песни ХХ века - место встречи с особым «предметом» истории- с «живой», то есть поющейся песней. Люди проявляют интерес к тому, «как песня строить и жить помогала» людям двадцатого столетия. Как девиз мы произносим для всех слова «И тот, кто с песней по жизни шагает, тот никогда и нигде не пропадет!» При этом взрослые восприятия весьма определенно отличается от детского, потому что между поколениями стоит уже значительный отрезок времени.

Основная экспозиция музея была сделана в 2002 году и получила название «Семь нот ХХ столетия». В ней проиллюстрирована, прописана, обобщена песенная история страны, области, города ХХ века. Построенная по историко-хронологическому принципу, она в целом отражает становление и развитие песенной культуры страны Советов.

Позже в музее появились другие стационарные экспозиции: «Кумиры песен ХХ века», «Мир грампластинки», «Музей Музея Песни», «На чем звучит песня». В музее была представлена целая коллекция гармошек, баянов, аккордеонов, советских проигрывателей. Все сотрудники музея изначально являются экспозиционерами, то есть сами монтируют экспозиции. Понимая, что здесь основная задача - выработать современный язык для музейного пространства, в котором содержание, технические достижения и смысл станут привлекательны и понятны для современных людей, мы прикладываем все силы, чтобы муниципальный музей с уникальным профилем через экспозиции был понятен и интересен.

«Великой жаждой созиданья

муниципальный наш музей

всем открывает песен грани

на малой родине своей...»

Другой особенностью музея с момента его открытия стало «граффити» - стена автографов знаменитостей, побывавших в музее, численность которых на сегодняшний день - 126! Среди Почетных гостей музея в разные годы были люди, чьи имена вписаны золотыми буквами в песенный фонд страны: Людмила Зыкина и Владимир Трошин, Людмила Гурченко и Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон и Надежда Бабкина, Сергей Захаров и Робертино Лоретти, и многие, многие другие. Все эти люди шли или продолжают идти по жизни с Песней и с уважением и признательностью восприняли открытие такого музея в провинции.

На фасаде здания висит мемориальная доска, которая информирует людей о том, что «в этом доме жил поэт-песенник Алексей Иванович Фатьянов» и памятный знак, что в этом здании «в 1918 году был открыт первый советский кинотеатр в городе». Памятная доска и знак - не явление Прошлого, а способ выражения отношения к нему Настоящего.

Открытие в конце ХХ века в Вязниках Музея Песни ХХ века создало перспективы для открытия нового привлекательного маршрута для туристов в богатом самобытной культурой, традициями и обычаями Вязниковском крае. Мы сумели органично вписаться в систему музеев Владимирской области.

За 21 год, что работает музей, в нем побывало немало людей. С созданием сайта музея, открытием тематических групп в Интернете, аудитория увеличилась. Социальные сети — мини-представительство музея, где есть возможность оперативно делиться самыми последними музейными новостями, пригласить на экскурсии, а также выложить самую свежую медио-информацию.

Любое произведение искусства, литературы, в том числе и музей предполагает свою зрительскую аудиторию, решает свои задачи. И если музей создан, важно, чтобы его залы не пустовали, чтобы информация, заложенная в экспозициях, работала на имидж территории, на воспитание подрастающего поколения, на поддержание старых и формирование новых традиций культурного пространства города, области, страны. Музей, большой или маленький, - это преодоление времени во имя памяти. Нашей памятью стали песни ХХ века, поэт-песенник Фатьянов и его продолжатели. За прошедшее время муниципальный Музей Песни ХХ века в Вязниках приобрел ценный опыт достижений и неудач, но главный итог сегодняшнего дня - музей состоялся! Мы продолжаем выполнять миссию песенного музея - противостоим «амнезии общества», пытающихся забыть песенные страницы истории нашей страны ХХ века. Сегодня Музей Песни ХХ века позиционирует себя как активный субъект культурной политики Вязниковского района, провинциального городка с 35-тысячным населением.

«Мы будем также искренне и страстно

всю радость сердца людям отдавать,

ведь знаем: нет занятия прекрасней,

чем Песней в людях душу пробуждать!»

Остается верить, что, находясь в постоянном творческом поиске, Музей Песни ХХ века не превратится во что-то азбучно-неизменное, что он продолжит писать славные страницы своей истории и у него будет общественная поддержка для своего дальнейшего развития.

x
Подписаться на новости
X