Евгений Лиуконен
Недавно прошедшая Светлая пасхальная седмица предоставляет прекрасный повод обратиться к одной из наиболее ярких и содержательных тем – местных колоколен и колоколов. В прежние времена они в огромной степени определяли облик Углича – как и множества других старинных русских городов. Живописная панорама множества разнообразных колоколен, могучие многоголосые звоны составляли характерный образ Руси. Разрушительные катаклизмы ХХ века изрядно обеднили городские пейзажи.
Протоиерей Серафим Слободской о духовном значении колокольных звонов писал:
«Звуки одного церковного колокола представляют собою нечто возвышенное, торжественное, а если раздаётся звон нескольких более или менее согласованных между собою колоколов, то происходит ещё более величественное благозвучие. Мощный колокольный звон, действуя на наше внутреннее чувство, пробуждает наши души от усыпления духовного.
Какими скорбными, удручающими, а чаще всего раздражающими тонами отзывается колокольный звон в душе злого нечестивого отступника. Чувство беспокойства, душевного томления вызывается колокольным звоном в душе постоянно грешной. Между тем, как в душе верующей, ищущей мира с Господом Богом, церковный колокольный звон возбуждает светлое, радостное и мирное настроение».
К началу ХХ века Углич украшали 26 колоколен, построенных в XVII-XIX веках. На них находилось около двухсот колоколов, среди которых благовестники, как правило, имели вес 100-200 и более пудов. В ближайших окрестностях города также имелось немало колоколен – в Покровском Паисиевом монастыре, Входо-Иерусалимской слободе, сёлах Золоторучье, Чурьякове, Красном, Димитриевском «на Орлеке»… Ныне уже невозможно представить величавый и художественно-совершенный звон, который слышали наши предки. К сожалению, они оставили слишком мало описаний. Для них это была обыденность – едва ли могли и представить, что создававшиеся столетиями культурные богатства исчезнут в одночасье.
Над Угличским кремлём возвышается внушительная соборная колокольня. Здание сохранилось, но существующий набор колоколов в середине 1980-х годов собран из нескольких сёл. Это были последние уцелевшие остатки – незначительная доля процента. Не вызывает сомнений, что Спасо-Преображенский собор обладал одним из лучших в городе наборов колоколов. Приведём выдержку из описи имущества 1829 года:
«Колокольня, особо стоящая, каменная, о двух сводах, покрыта над колоколами и часами окрашенным железом. Шея и глава обиты жестью, на коих яблоко и крест железные вызолоченные. В ней внизу палатка, где хранится ветхая утварь церковная. Во 2-м этаже так же палатка, где хранятся бумаги Угличского Городового Магистрата. В 3-м этаже восемь окошек, у коих в пяти решётки железные, а в трёх балясы деревянные. Там висят 10-ть колоколов, из коих в 1-м 312 пудов, во 2-м 108 пудов, в 3-м 81 пуд 20 фунтов, в 4-м 30 пудов, в 5-м примерно 4 пуда, в 6-м примерно 2 пуда, в 7-м примерно 1 пуд 20 фунтов, в 8-м 1 пуд, в 9-м примерно 35 фунтов, в 10-м примерно 20 футов. Во всех оных колоколах весу полагается 541 пуд 15 фунтов».
Можно сравнить – в утраченном прежнем наборе имелось десять колоколов, из которых большой весил 312 пудов (5,1 т), за ним следовали ещё два весьма значительных. В существующем наборе шесть колоколов, из которых большой весит 55 пудов 23 фунта (910,3 кг). По меркам XIX века средний вес третьего колокола, но отнюдь не главного.
В панораме города столь же важная роль принадлежит Казанской церкви. Величественная колокольня в классическом стиле возведена взамен первоначальной в 1808-1814 годах. Документы первой половине XIX века содержат следующее описание: «Над папертью колокольня каменная трёхъярусная, на ней купол и фонарь с пролетными окнами, шпиль железной, обит листовым лужёным белым железом, крест железной. Купол и прочие на ней крыши покрыты листовым железом и выкрашены зелёною краскою. Внутри колокольни семь лестниц деревянных столярной работы. В третьем ярусе оной в окнах перила железные крашеные, и висят восемь колоколов».
Среди них большой – весом 195 пудов (3,19 т). Был приобретён в Казани на средства, пожертвованные строителем колокольни посадским Яковом Михайловым Бычковым. Второй колокол, весивший 99 пудов 16 фунтов, куплен на Ростовской ярмарке в феврале 1817 года. При этом 4000 рублей пожертвовал мещанин Василий Васильев Кожевников, а 1000 рублей купец Михаил Иванов Зимин. Далее следовали меньшие колокола – весом 30 пудов, 12 пудов, 4 пуда, 1 пуд, 30 фунтов и 20 фунтов.
Можно сделать вывод, что на колокольне Казанской церкви тоже находился значительный набор колоколов, достойный её внушительного облика. Также возможно обратить внимание, что в описи 1819-1831 годов в качестве завершения упоминается шпиль – он действительно существовал. На фотографии М.П. Настюкова 1867 года, запечатлевшей вид центральной части Углича с Волги, видно, что над сохранившимся без изменений куполом с люкарнами находился высокий барабан-фонарь с открытыми проёмами, а над ним поднимался значительный шпиль. Такое завершение придавало колокольне подчеркнуто вертикальные пропорции. Шпиль сохранялся до урагана 14 января 1882 года. Далее вместо него установили небольшой барабан и чашевидную главу.
Настоящими жемчужинами Углича являлись Успенская и Филипповская церкви, формировавшие великолепный ансамбль центральной части города – торговой площади и начала Ярославской улицы над устьем Каменного ручья. Это была подлинная феерия красоты, отблеск которой сохраняют лишь старинные фотографии. Помимо выразительного живописного облика и важнейшего градостроительного значения храмы имели многовековую историю.
Колокольня Успенской церкви (1795-1799) была восьмигранная четырёхъярусная и представляла весьма интересный тип, бытовавший в городе и уезде на рубеже XVIII-XIX веков. Особенность этих колоколен – четыре несущих столпа со срезанными углами и декоративными арками. Верхний ярус звона имел восемь сквозных проёмов. Подобные колокольни сохранились в сёлах Спасском «на Корожечне» и Губачёве. Их ярусы утончённо оформлены тонкими полуколоннами, пилястрами, карнизами и небольшими фронтонами. Объёмы наделены стройными выверенными пропорциями.
На колокольне Успенской церкви находились восемь колоколов. Большой благовестный весил 217 пудов 14 фунтов, железный язык – 8 пудов 32 фунта. Колокол был приобретён в 1837 году за 10.518 рублей 55 копеек ассигнациями, также в уплату пошло 40 пудов меди на 2663 рубля 85 копеек. Второй колокол весил 89 пудов 16 фунтов, третий – 25 пудов 26 фунтов, четвёртый 10 пудов 37 фунтов, пятый – 6 пудов 8 фунтов, шестой – 3 пуда, седьмой – 1 пуд 20 фунтов и восьмой – 33 фунта.
Колокольня Филипповской церкви, возведённая в 1813-1821 годах, была наиболее значительной в Угличе. Гигантский четырёхгранный столб, величаво устремлённый ввысь, завершался тонкой иглой шпиля. Общая высота могла составлять около восьмидесяти метров. Композицию ярусов формировали арочные проёмы и портики с парными пилястрами и колоннами. В контексте времени, в понимании угличан колокольня могла являться монументом побед Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода русской армии. На это может указывать торжественный и подчёркнуто величественный облик.
На берегу Волги недалеко от пристаней возвышается церковь Флора и Лавра. В 2008 году было восстановлено пятиглавие, но храм так и не обрёл ещё один важнейший элемент. Примерно в пятнадцати метрах юго-западнее располагалась отдельностоящая столпообразная колокольня. Она являлась слегка уменьшенным повторением кремлёвской – аналогично последней имела восьмигранный столп основного объёма с арками звона и двумя ярусами малых восьмериков. Единство облика формировало исключительно интересный ансамбль набережной – волжской панорамы города. В описи 1837 года перечислен довольно скромный набор колоколов: «На ней повешено шесть колокол: 1-й) 52 пуда, 2-й) Семь пудов, 3-й) Три пуда, в 4-м, 5-м и 6-м три пуда».
Это лишь краткое фрагментарное рассмотрение небольшой части местных колоколен. В наше время практически невозможно представить весь объём культурных богатств, уничтоженных в 1920-1930-х годах. Достаточно сказать, что Углич потерял замечательные памятники архитектуры, городской ансамбль лишён многих выразительных элементов. Колокола являлись отнюдь не простыми отливками из бронзы – они имели выверенное звучание и художественную орнаментацию. В собрании музея имеется осколок колокола XVII века Ильинской церкви с изумительно тонким декором – один из немногих остатков, наглядно иллюстрирующий огромную ценность утраченного.