A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Клейма на старинных кирпичах

Клейма на старинных кирпичах

Евгений Лиуконен

Улицы нашего города украшает немало старинных зданий, сохраняющих характерные признаки архитектуры различных периодов. Среди них посадские дома XVIII века, сочетающие в своём облике элементы столичного барокко и давние исконные традиции. Также классицистические, ампирные особняки со строгими благородными фасадами. Образцы стиля эклектики с насыщенной лепниной. Архитектура прошлого на редкость разнообразна, всегда примечательна и эстетична.

Каменные здания в основном оштукатурены, но встречаются и с открытыми краснокирпичными фасадами. Даже на фоне насыщенных расколеровок современной архитектуры они всегда выделяются яркими цветовыми пятнами. Солнечные лучи играют на живописной фактуре кладки, высвечивая красно-коричневые, алые, сизые, серые цвета старинной терракоты в сочетании с белёсыми известковыми швами. Палитра кирпичей чрезвычайно разнообразна – в условиях ручного кустарного изготовления зачатую зависела от степени обжига и качества глины.

Некоторые из неоштукатуренных зданий – недостроенные классицистические особняки, которые по каким-либо причинам завершали в упрощённом виде. Но в большинстве случаев это образцы так называемого «кирпичного» стиля, популярного в конце XIX – начале XX веков. Впрочем, и среди них в действительности немало зданий, оставшихся незавершенными, вопреки проектам не получивших штукатурку и лепной декор. Данные обстоятельства нимало не вредят облику, раскрывая старинные строительные технологии и другую важную черту – содержащиеся на кирпичах клейма изготовителей. Многие здания удивительным образом уподобляются письменным документам, повествуя о местных мастерах, помогая определить точную датировку.

Следует отметить, что клеймение кирпича – чрезвычайно давнее явление, бытовавшее и в Вавилоне, и в Древнем Риме. Считается, что в России клейма стали применяться с середины XVII века. Изначально это были условные геральдические изображения – двуглавый орёл, единорог. Их бытование неудивительно, поскольку производство кирпича являлось делом государственной важности. Позднее стали использовать буквенные обозначения изготовителей, в различных вариациях существовавшие вплоть до начала ХХ века. Если ранние клейма в основном характерны для столичных регионов, то более поздние образцы в течение XIX века приобретают повсеместное распространение и широкое разнообразие. Благодаря трагедии Мологи стали широко известны кирпичи завода крестьянина Михея Михайловича Ватутина, действовавшего в 1898-1914 годах. Для него характерны крупные углубленные клейма на «постели» кирпича с полным написанием фамилии.

В Воскресенском ските Валаамского монастыря хорошо заметны клейма на «ложке» кирпича: «ВМ 1909» (1905, 1908). Там обозначали даже годы изготовления, а клейма, если оказывались на лицевой стороне, старались размещать в перевёрнутом виде. В селе Ильинском Угличского района на старинном здании, превращенном в школьный спортзал, присутствуют тычковые клейма: «Г» и «Г.К». Известны ли они жителям? Можно отметить, что в деревне Медведево местного прихода существовал завод крестьянина Голубкова, а в деревне Борисовское заводы крестьян Коровиных.

В Угличском крае ранние клейма не выявлены, – вероятно, провинциальные изготовители избегали излишних сложностей. В XVII – первой половине XIX веков местные заводчики кирпич не клеймили. Хорошо известны «Правила для единообразной и прочной выделки кирпича», утверждённые 24 января 1847 года императором Николаем I, среди прочего предписывавшие: «На каждом кирпиче должно быть непременно клеймо того завода, на котором он выделан. Клеймо выжимают на сырце при формовании его или во время сушки». Но, очевидно, данный пункт правил был успешно проигнорирован.

В нашем городе клеймение кирпича становится обязательным только в 1890-х годах, но и тогда встречалось немало исключений. Например, на кирпичах дома купцов Евреиновых на Успенской площади (1892-1896) и дома Серебренниковых на Ярославской улице (1896-1899) (№ 18) отсутствуют клейма. Незаметны и в гостинице А.К. Поснова на Спасской улице (1904-1906).

Для 1890-х годов характерны миниатюрные клейма нечёткого рисунка. Часто встречаются «В» и «ВО» без рамок. Первые, несомненно, принадлежат Вороновым. Вторые требуют уточнения. Богатое собрание клейм содержит келейный корпус Богоявленского монастыря (1895-1898), в котором расположена СОШ № 2. Здание большей частью построено из кирпича с клеймами «В», но на цокольной части северного фасада встречаются редкие обозначения. Среди них «ППВ» в углублённом прямоугольнике, принадлежавшее Паисию Петровичу Воронову. Слабо углублённые «И.П» в рамке могли принадлежать Ивану Харлампиевичу Пятунину или Ивану Алексеевичу Панкову. В Угличе клейма ставились исключительно на торцах кирпичей.

В данном контексте вызывает глубокое сожаление оштукатуривание южного келейного корпуса, построенного в 1900-х годах. Там присутствовал обширнейший набор клейм: «ВО», «В», «А.Р», «А», «Р», «А.С» «ЕКТ.» и другие. Современная отделка старинных краснокирпичных фасадов скрывает ценную информацию – уникальные исторические реликвии.

Часто встречается клеймо «ИТ», обозначающее завод мещанина Туркина, действовавший в 1880-1890-х годах. Из кирпича этого завода целиком построен дом № 27 по улице Ленина (Московской), где размещалось колбасное заведение мещан Болтуновых, Ботиных. Эти же клейма (наряду с «А.С.») присутствуют на трёхэтажной дворовой пристройке дома купца Василия Николаевича Кашинова (ул. Ленина, 47). Дом купца Николая Никифоровича Мехова (ул. Первомайская, 8) целиком построен из кирпича завода Е.К. Тучковой, но местами (в частности, на юго-восточном углу) присутствуют клейма «ИТ». Кирпич Туркина также использован при вычинке кладки первоначального здания богадельни на Ильинской площади, церкви села Котова. Клейма выполнялись в разных вариантах – наряду с полными инициалами раздельные буквы «И», «Т»; иногда «И» ставилась в перевёрнутом виде как «N».

Наиболее заметным зданием, где присутствует кирпич мещанина Туркина, является Палата дворца удельных князей в Кремле. В ходе масштабной всеобъемлющей реставрации основные работы были выполнены в 1890-1891 годах. Для кладки крестового свода главного зала применён особый полый кирпич, произведённый на заводе полковницы А.Н. Медведовской в Рыбинском уезде, Троицкой волости, деревни Берёзове. Реставрационный кирпич, повторявший размеры древнего, заказан на гончарно-изразцовом заводе В.А. Аксёнова – также в Рыбинском уезде, при селе Никольском.

Но, вероятно, реставрационного кирпича было недостаточно – внутри здания при вычинке стен и сводов, кладке перегородок применялся обычный кирпич, в ряде случаев оказавшийся даже на южном и западном фасадах. Это и был кирпич завода Туркина с непременными клеймами «ИТ». Его же можно заметить в кладке цокольной части пристройки здания Полицейского Управления (ул. Ярославская, 1), возведённой в 1911 году. Очевидно, из старых запасов – в основном пристройка возведена из соответствующего времени строительства кирпича с клеймами «С.П.», «А.С», «А.Р», «А», «Р» – заводов Сергея Ивановича Пятунина, Александра Фёдоровича Соловьёва и Алексея Николаевича Рудеева.

Помимо клейм на старинных кирпичах могут присутствовать другие не менее интересные обозначения – счётные метки. Как правило, это ряды точек, косые линии или их сочетание. Здесь нет и намёка на какой-либо стандарт – дело сугубо индивидуальное и спонтанное. Очевидно, таким способом при формовке отмечали сотенные или тысячные кирпичи и таким способом вели счёт. Кирпич традиционно считали тысячами штук – это была основная единица при заказах, оплате, ведении статистики. Видимо, по этой причине мастерам следовало отмечать точками, линиями (только им понятными знаками), сколько тысяч кирпичей сформовали.

Совершенно уникальное обозначение присутствует на келейном корпусе Богоявленского монастыря (СОШ № 2, южная оконечность западного фасада). В окружении клейм «В», в кладке наличника окна виден кирпич с рукописной цифрой «1014.» Цифра в перевёрнутом виде, выполненная каким-то острым предметом. Хорошо заметно, что это не какое-либо граффити, а надпись, нанесённая на мягкое тесто, затем закреплённая обжитом. Интересно, что обозначала данная цифра?

Не меньшие загадки хранит история многих старинных зданий. Клейма помогают их изучать. Всегда можно узнать на каком местном заводе произведён кирпич.

x
Подписаться на новости
X