A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Классический образ Углича

Классический образ Углича

Евгений Лиуконен

Классический стиль в своей основе символизирует гармонию и вечное стремление человека к совершенной красоте. Пришедшие из глубины веков античной цивилизации пять классических ордеров – дорический, ионический, коринфский, композитный и тосканский – на протяжении почти двух тысячелетий определяли развитие западной архитектуры. В одной из публикаций так определяется их художественная роль: «Ордер способствовал выявлению масштаба здания, придавал значительность сооружениям, в композиции которых он участвовал».

Казалось бы, что особенного в обыденной компоновке портиков. Но открытые колоннады, пилястры или колонны в структуре зданий одним своим видом формируют образ благородства и величия, придают возвышенное настроение. Удивителен зрительный эффект вертикалей колонн в их соразмерности форм и художественном воплощении. Казалось бы, над классическими ордерами довлел жёсткий канон, но в действительности предоставлялись огромные просторы для индивидуального творчества. Даже при следовании образцам сооружения получали индивидуальный облик. Здания, оформленные колонными портиками, неизменно доминируют в городской среде, задавая тон окружающей застройке. При этом каждая местность обладает своим пониманием, воплощением классической архитектуры. Есть таковой образ и у нашего города.

Можно отметить, что некоторые зачатки ордерной системы встречаются уже на ранних этапах местного зодчества. Например, собор Покровского монастыря (1479-1482) имел сложную тектоническую обработку фасадов лопатками, поясками, многочастным карнизом, а нижнюю часть стен окаймлял профилированный цоколь, включавший выкружку и вал из поставленных на ребро кирпичей, а также полочки и валик. Своими формами цоколь близко воспроизводил профиль классической базы (основания колонны).

Построенный через двести лет собор Воскресенского монастыря (1674-1677) получил сложную систему декора, типичную для отечественного зодчества XVII века, в своём развитии постепенно осваивавшего формы европейской архитектуры. На фасадах величественного храма можно видеть профилированное завершение междуэтажного пояса и широкий городчатый карниз. Традиционные элементы наличников – боковые колонки, карнизы, фигурные или треугольные кокошники – близки формам классического портика. Между алтарными апсидами появляются полукруглые колонки. Похожие элементы встречаем и в составе декора Смоленской церкви с трапезной и соседней Предтеченской церкви (1689-1700).

Построенный в 1700-х годах городской Спасо-Преображенский собор получил насыщенное убранство фасадов в стиле «московского барокко». Примыкающие к узким лопаткам полуколонны с пьедесталами и базами формируют двухъярусную композицию и являются вполне полноценными колоннами. Завершающий карниз приближается к формам классического антаблемента. Отдельного упоминания заслуживает резной белокаменный портал южного входа. Витые двухчастные колонны со стилизованными коринфскими капителями и карниз образуют целостный миниатюрный портик. Помимо убранства фасадов формы барочной архитектуры воплощались в резных конструкциях иконостасов, получая несравненно больший объём детализации, сложность и декоративность форм.

Развитая и выразительная система ордерного декора Спасо-Преображенского собора, несомненно, произвела значительное впечатление на угличан. В дальнейшем, на протяжении XVIII столетия она многократно повторялась в оформлении фасадов приходских церквей. Примыкающие к лопаткам тонкие полуколонки, пояски и карнизы разнообразных форм неизменно воспроизводились во множестве вариантов с использованием фигурного кирпича. Похожее значение имели изящные композиции наличников с непременными боковыми полуколонками. Яркие примеры – Корсунская (1720-е) и Воскресенско-Флоровская (1748-1762) церкви. А сколько великолепных самобытных произведений провинциальных мастеров было уничтожено в 1930-х годах…

В конце XVIII века в русле распространения классического стиля начинают применяться уже полноценные портики. Вероятно, наиболее ранние были выполнены на боковых фасадах церкви Царевича Димитрия «на поле» (1798-1814). И здесь возникает типичная для местных памятников проблема определения точной принадлежности ордера – дорический или тосканский? Чрезмерно вытянутые стволы полуколонн далеки от каноничных пропорций. Капитель с профилированной абакой и расположенным ниже пояском соответствует тосканскому, но филёнчатый фриз условно воспроизводит дорические триглифы и метопы. Похожая проблема присутствует и в композиции портиков здания Городских присутственных мест (1813-1815). Образцовый проект явно предполагал дорический ордер, но провинциальными мастерами опять же была выполнена наиболее распространённая в Угличе форма капители с тонкой профилированной плитой-абакой и отдельным нижним пояском. При этом предписанный проектом дорический антаблемент условно воспроизведён в кирпиче.

Колоннами похожих форм оформлены фасады Феодоровской церкви Богоявленского монастыря (1805-1818), а внушительный портик усадебного дома сельца Григорьевского включает вполне каноничные колонны дорического ордера. Последние имели широкие белокаменные абаки простых форм, опиравшиеся на полушки-эхины. Но деревянные оштукатуренные перекрытие и фронтон не имели какого-либо оформления. В местных условиях отсутствовали возможности выполнить бороздки-каннелюры на стволах колонн, а потому данный немаловажный элемент не применялся.

Важной сферой использования классических портиков стали возводившиеся в первой половине XIX века многоярусные колокольни. В оформлении каждого яруса по сторонам арок обычно присутствовали парные или угловые колонны. Например, наиболее значительную в Угличе колокольню Филипповской церкви (1813-1821) помимо пилястр украшали изящные 52 колонны, поддерживавшие выступы карнизов. В оформлении колокольни Казанского храма (1808-1814) насчитывается 54 колонны. При этом зачастую стволы были тонкими и не имели канонического сужения-энтазиса. Также в композиции колоколен практически не встречалось поярусное чередование ордеров – неизменно применялся тосканский и лишь в редких случаях другие ордера.

Едва ли не чаще в оформлении фасадов зданий встречались более простые и дешёвые пилястры. Они характерны для всего периода классицизма в местной архитектуре, но наиболее примечательным был ранний этап – 1790-1800-е годы. В то время возводились купеческие особняки с двухъярусным расположением пилястр в простенках фасадов. В сложной насыщенной композиции применялись фигурная кирпичная кладка и тёска из белого камня, воспроизводившие широкий набор архитектурных деталей. Закруглённые углы порой выполнялись в виде колонн. Пилястры являются главенствующим элементом фасадов Богоявленского собора в Кремле (1814-1827), а его паперть оформлена тосканским портиком – одним из наиболее изящных в Угличе. В интерьере храма потолок поддерживают восемь деревянных колонн с резными капителями композитного ордера – в своеобразной интерпретации провинциальных мастеров, с использованием накладных деталей. Пилястры также применены в оформлении трапезной церкви Царевича Димитрия «на поле», формируя выразительную изысканную композицию.

Помимо тосканского другие ордера имели куда меньшее распространение. Например, стройные пропорционально выверенные колонны здания пожарной части и Городнического правления (1828-1831) имеют завитки-волюты по углам абак и нижерасположенные пояски. Возможно, подразумевался коринфский ордер, но листья аканта и прочие элементы капители не были выполнены. Угловые волюты имеются и в составе портика дома купцов Зиминых, но их формы схематичны и кустарны.

В 1836 году к Спасо-Преображенскому собору были пристроены западная паперть, южное крыльцо и новый объём северного придела. В их оформлении применены колонны коринфского ордера. При этом мастера оригинально выполнили капители, вытесав листья и волюты по краям белокаменных плит. Листья получились довольно куцыми, но формы вполне достоверны. Колонны портиков крылец слишком массивны для коринфского ордера, но там пришлось сделать выбор в пользу конструктивной прочности и условий обзора с дальнего расстояния.

В первой половине XIX века возводятся четыре купеческих особняка с четырёхколонными портиками на уровне второго этажа. Среди них наиболее примечательны дома Хорхориных, Ожгихиных (пл. Пушкина, 6) и Буториных (ул. Ярославская, 21). Для них характерна схематично выполненная укороченная коринфская капитель – лишь с одним рядом листьев и рядом завитков-волют. Фриз обоих зданий оформлен чередующимися выступами-триглифами и розетками. В данном случае сложно понять являлось ли использование дорического фриза в коринфском ордере местной вольностью или подобное решение имело авторитетные аналоги. Карниз дома Буториных выполнен из белого камня. Выступающую часть поддерживает ряд сухариков-дентикул. Этот карниз – один из красивейших элементов классицистической архитектуры Углича.

Ионический ордер применялся сравнительно редко. Несомненно, лучшим образцом являлся шестиколонный портик деревянного оштукатуренного особняка дворян Епифановых, купцов Переславцевых (ул. О. Берггольц, 9) с великолепно выверенными пропорциями и лепными каноничными капителями. При перестройке Алексеевской церкви (XVI век) Алексеевского монастыря в 1829 году были сооружены боковые четырёхколонные портики с белокаменными ионическими капителями. Затем в 1905-1907 годах при сооружении северного придела разобранный перспективный портик был воспроизведён на его фасаде в виде полуколонн. Так получилось, что при варварском искажении храма в 1930-х годах только портик северного придела избежал уничтожения – своими благородными формами выделяется на фоне неприглядного баракообразного объёма.

Ряд интересных образцов ордерной архитектуры украсил наш город в период эклектики. Например, на фасаде дома купцов Истоминых, выходящем на улицу 9 Января, можно видеть лепные пилястры, у которых ионические капители декоративно оформлены цветочными гирляндами. Композицию фасадов дома купцов Евреиновых (1890-е гг.) на Успенской площади в немалой степени формируют стройные пилястры, поднятые на уровень второго этажа. В составе капителей присутствуют и типичные завитки-волюты, и поясок иоников. В нашем городе это редкий пример обработки ствола пилястры бороздками-каннелюрами.

Как и в период конца XVII–XVIII веков, в XIX столетии важной сферой применения ордерных форм являлось убранство храмов. Сложные масштабные композиции иконостасов формировали ярусы колоннад, резных карнизов и фронтонов, а также различные вариации на тему триумфальных арок и ротонд. Росписи содержали иллюзорную имитацию архитектурных форм, среди которых были и лепной декор, и мраморные колоннады. Несомненно, именно в этих декоративных композициях провинциальные жители могли ощутить всю красоту, величие и совершенство классического стиля. Но, к сожалению, лишь редкие единицы когда-то многочисленных произведений сохранились до наших дней.

x
Подписаться на новости
X