Евгений Лиуконен
В Угличском музее хранится множество уникальных экспонатов различных исторических периодов. Большинство объединяет общая черта – они отражают историю и культуру нашего края, служат памятью о выдающихся личностях. Но есть в музее экспонаты, не вписывающиеся в обозначенный ряд, – связанные с отдаленной страной, иной эпохой.
Пролистывая страницы старинных книг поступлений, которые скрупулезно вел заведующий музеем Александр Константинович Гусев-Муравьевский, довелось столкнуться с весьма неожиданной чередой записей – после обычного набора предметов к немалому удивлению было встречено следующее: «Бронзовая монета греко-римская императора Августа (до Р.Хр. 31. По Р.Хр. 14). На одной стороне головное изображение Августа, профиль влево, надпись кругом, на другой сидящая фигура полустертая». «Монета римского императора Домициана…» «Бронзовая монета римского императора Диоклетиана. На одной стороне рельефное изображение Диоклетиана… На другой стороне стоящая символическая фигура с рогом изобилия в руке и в другой венком». И так далее: монеты императоров Адриана, Филиппа Араба, Гордиана, Александра Севера…
Рядом, в графе «Время и источник поступления» содержится пояснение: «Вся описанная здесь коллекция древних монет в 1923 году в июле, числа 11-12, найдена на Рыбинской дороге около деревни Нестерова в дупле березы крестьянскими детьми, искавшими птичьих гнезд. Доставлена в Угличскую милицию крестьянином деревни Нестерова Михаилом Егоровичем Поповым; а июля 20-го дня 1924 г. передана прокурором Угличского народного суда Левашовым в музей».
Возникает естественный вопрос: «Откуда в наших местах античные монеты?» Ведь не лежали они в дупле березы со времен римских цезарей! Также необходимо иметь в виду, что в найденной коллекции были не только античные монеты, но и византийские, и европейские XVII-XIX столетий, т.е. набор был довольно пестрый.
Ответ на поставленный вопрос мы найдем едва ли, но необходимо иметь в виду, когда произошло обозначенное событие. Начало 1920-х годов, смутная революционная эпоха, когда произошла кардинальная ломка общественных устоев. Разруха, нищета, террор… Весьма вероятно, собрание монет было спрятано каким-то коллекционером, который позднее уже не смог вернуться за своими реликвиями. Также не исключено, что коллекция была где-то украдена и укрыта до поры. Во всяком случае, необходимо отдать должное правоохранительным органам, что спустя год после обнаружения было принято решение передать коллекцию в музей. Этой мерой исторические реликвии были сохранены для будущего.
Не будем больше задаваться вопросами, а рассмотрим некоторые из монет. Вот асс Октавиана Августа – небольшой кружок, изготовленный из латуни – аурихалка. Сплав меди с цинком особенно ценился, поскольку своим цветом напоминал золото. На аверсе размещен оплечный портрет императора в молодом возрасте. По краю значительно поврежденная латинская надпись. На реверсе в центре изображены ритуальные предметы – кувшин, жезл и др. Внизу на гладком поле буквы «SC», которые были сокращением слов «SENATVS CONSVLTVМ» (монета отчеканена по решению сената). Последующие императоры в условиях практически неограниченной монархии также помещали на своих денежных знаках отсылки к роли сената и иную республиканскую атрибутику.
На миниатюрной мелкой монетке – семисе (1/2 асса) – также размещен портрет Августа, на реверсе изображен стоящий у деревьев жертвенный бык. На сестерции Тиберия (14-37 гг.) по окружности аверса надпись капитальным шрифтом: «TI CAESAR DIVI AVG F AVGVSTI MXVIII» (Тиберий Цезарь Божественный Август сын Августа). На аскетично оформленном реверсе все те же буквы: «SC».
На дупондии (1/2 сестерция, 2 асса) можно видеть портрет Клавдия (41-54 гг.) (CLAVDIVS CAESAR). На реверсе в центре персонификация надежды в виде женской фигуры, шествующей с цветком в левой руке, правой придерживающей край одежды. На сестерции императора Веспасиана Флавия, пришедшего к власти после череды гражданских войн, представлена персонификация мира – фигура женщины, держащей в руках оливковую ветвь, рог изобилия и посох-кадуцей. Рядом надпись: «PAX ROMANI» (умиротворенный Рим).
После значительно потертых монет Тита, Домициана, Кокцея Нервы, Ульпия Траяна можно обратить внимание на сестерций Адриана (117-138 гг.). Несмотря на повреждения, виден возвышенный императорский профиль в лавровом венке, с короткой греческой бородкой и характерным выражением лица. Обозначенная монета и сестерции божественной Фаустины (супруга императора Антонина Пия) отражают «Золотой век» Рима, период спокойствия и наивысшего расцвета. Далее следует дупондий Александра Севера (222-235 гг.). На реверсе изображен бог войны Марс – в шлеме, с копьем и щитом. Но молодой император не отличался силой и воинственностью. Был убит заговорщиками, а далее последовала эпоха «солдатских» императоров – занявший десятилетия период нестабильности и гражданских войн, когда к власти на короткий срок приходили амбициозные военачальники. При этом дупондии Гордиана и Децима Бальбина внешне мало отличаются от монет предшественников – те же традиционные персонификации и горделивые спокойные профили.
На дупондии Филиппа Араба можно видеть изображение справедливости в виде женщины в длинных одеждах, держащей в руках весы и рог изобилия. На другом – мужская фигура с копьем и шаром: «PRINCIPI IUVENT» (предводитель юношества). На монете императора Деция – персонификация провинции Дакия в виде женской фигуры, держащей в правой руке посох с головой осла.
Потемневшая монета императора Диоклетиана (284-305 гг.), отчеканенная в городе Антиохии, открывает новый этап истории Римской державы, последний период подъема. На реверсе изображена мужская фигура с венком и рогом изобилия – гений римского народа (GENIO POPVLI ROMANI). На похожей монете императрицы Елены (матери Константина Великого) (324-329 гг.) виден строгий профиль со сложной прической. На реверсе выразительная фигура женщины с опущенной ветвью: «SECVRITAS REIPVBLICE» (безопасность республики).
Далее следует подборка византийских монет, отчеканенных в Никомедии, Антиохии. Их стиль отличается нарочитыми условностью и символизмом – взамен прежних четких рельефов упрощенные до примитивизма фигуры. На аверсе нередко можно видеть монограммы, христианскую символику. Место императоров занимают изображения Христа и Богоматери. В собрании присутствует несколько небольших бронзовых монет в виде плошек – скифатных фоллисов. Только одна монета в коллекции выполнена из серебра – гексаграмма (6 скрупулов) VII века. На ее аверсе изображены сидящие на тронах император Ираклий и наследник Константин. Оба в коронах с крестами и боковыми подвесками. В центре реверса крест на сфере и ступенчатом основании. По окружности надпись: «DEUS ADIUTA ROMANIS» (Да поможет Бог римлянам).
Такова коллекция древних монет в собрании Угличского музея. Неровные потемневшие кружки с полустертыми изображениями и надписями пришли к нам из глубины веков. Трудно представить, что им полторы – две тысячи лет, что они являлись свидетелями жизни блестящей средиземноморской цивилизации, их держали в руках горделивые римляне, расплачиваясь в тавернах и на рынках. Многие века монеты пролежали в земле, где-то и кем-то были найдены.
Казалось бы, их роль в музейном собрании чужеродна, но, если задуматься, окажется, что это не совсем так – ведь был коллекционер, который сформировал данное собрание, где-то приобрел монеты и привез их сюда. Поэтому небольшую античную коллекцию можно воспринимать как часть местной культуры, развития собирательства и просвещения. Это приоткрытое окно в мир древней цивилизации, а вместе с тем атрибут детективной истории, еще ждущей разгадки.