Среди местных земских деятелей рубежа XIX-XX веков было немало ярких примечательных личностей. Один из них – Константин Рудольфович Кистер (1858-1915). Как сообщалось в предыдущей публикации, он был офицером-артиллеристом. По выходе в отставку с военной службы, в 1891 году назначен на важную ответственную должность – земского начальника 4-го участка Угличского уезда. Центром подведомственной территории являлось село Высоково (ныне в Борисоглебском районе).
31 июля 1909 года произошла перемена по службе – перевод на должность непременного члена Угличской уездной землеустроительной комиссии. Эту должность, Константин Рудольфович, очевидно, покинул в 1911 году, поскольку в следующем году обязанности исполнял коллежский секретарь Н.Г. Гусев. Деятельность землеустроителя не без иронии описана в газете «Угличская Мысль» 8 мая 1911 года. В соответствии с нормами «столыпинской реформы» Кистер настойчиво предлагал крестьянам деревни Белоусово Сигорской волости перейти на отрубное хозяйство – разделить и перевести в личную собственность общинные земли. Очевидно, подобная работа велась и во многих других местах Угличского уезда.
Куда большей пользе служило создание в селе Высокове народной библиотеки. Правда, после ухода с должности земского начальника благое дело сошло на нет. Автор газетной публикации с горьким сожалением сетовал: «Зарыли клад… И знают, что ценный клад. А разрыть его страшно лень угличскому попечительству о народной трезвости. Лежит на нём камень тяжёлый».
Культурные начинания в немалой степени являлись заслугой супруги – Марии Александровны (1862-1916), происходившей из семьи ростовских дворян Ошаниных. Уже эта фамилия способна привлечь внимание – и не зря! Супруга К.Р. Кистера была близкой родственницей (тётей) известного советского поэта-песенника Льва Ошанина (1912-1996). Мария Александровна являлась родной сестрой отца поэта – Ивана Александровича (1865-1915). Дворянский род Ошаниных чрезвычайно богат на видных общественных и культурных деятелей, а потому не стоит удивляться обширным родственным связям.
Можно отметить, что отец Марии и Ивана – Александр Михайлович Ошанин (1829-1901) – в молодости был офицером, участником Крымской войны. По выходе в отставку служил в Ростовском уездном земстве. Назначался, избирался на должности мирового посредника, председателя Земской Управы, почётного мирового судьи, предводителя дворянства. В 1859 году женился на Каролине-Елизавете Ивановне Лёдель (1830-1870), происходившей из остзейских дворян.
Иван Александрович также посвятил себя административной общественной деятельности – был земским начальником в Мологском, Мышкинском и Рыбинском уездах. Оставил о себе память созданием народных библиотек в сёлах Брейтове и Прозорове. Его супруга Мария Николаевна (урождённая Дружинина) (1869-1950) в предреволюционные годы создала в Рыбинске частный детский сад. Позднее была приглашена в Ростов для организации там первого государственного детского сада. Нетрудно догадаться, что речь идёт о родителях поэта Л.И. Ошанина.
Похожей деятельностью, но несколько раньше, занималась Мария Александровна Кистер. Её начинания давно забыты, но уместно вспомнить, что именно она была основательницей первого детского сада в Угличе. 23 января 1911 года в газете «Голос Угличанина» опубликована статья рекламно-теоретического характера о необходимости дошкольного воспитания и образования. Там говорилось: «Союз родителей, союз учащихся и учащих, интерес к общественной педагогике свидетельствуют о перенесении центра тяготения в вопросах воспитания от семейного воспитания к началу общественному. Но индивидуальность ребёнка, его характер и склонности начинают складываться значительно раньше, чем он поступает в учебное заведение. Часто сюда он приходит уже с известными навыками и школе трудно бывает влиять на него. Вот почему особенно большое значение имеет правильная постановка дошкольного воспитания и образования ребёнка. В этом возрасте всего легче заронить в его душу «семена благия», которые сохранятся на всю его жизнь. Потребность жизни в таком воспитании создала специальный тип учебного заведения «Детский сад». Задача его – дать правильное и всестороннее развитие ребёнку, подметить его склонности, приучить его к обществу других детей».
В детский сад принимались дети от пяти лет. Занятия начинались в десять часов утра и оканчивались в два часа. «Под руководством воспитательницы ребёнок, играя, начинает учиться. Вырезание из бумаги и наклеивание, плетение, рисование по клеткам и свободное, постройка из кубов, лепка из глины, раскрашивание и т.п. работы приучают ребёнка к серьёзному отношению к делу и к школьной дисциплине. Сообразно возрасту в рассказах, беседах по картинам и сказках дети знакомятся с главнейшими предметами окружающего мира. Обучение чтению, письму и начальному счислению производится в игре, незаметно для самого ребёнка. Дети практически изучают сначала один французский язык, а затем и немецкий… Занятия, требующие сидения на одном месте, постоянно чередуются с физическими упражнениями (подражательные игры с пением и без пения, игра в мяч, маршировка под пение и т.д.), которые происходят также под руководством наставницы».
Публикация 5 октября в «Угличской Мысли» повествует об итогах работы. Открытие детского сада состоялось в феврале 1911 года. «Впервые в нашем городе была сделана проба устроить такое учреждение. Сначала родители отнеслись к этому начинанию недоверчиво; они приглядывались к тому, что там делается, чему учат детей, как с ними обращаются. Мало-по-малу дело стало говорить само за себя. Дети разносили вести о том, чем они там занимаются, как им весело, как с ними ласково обращаются. И дома они стали вести себя лучше, чем раньше, – влияние Сада сказывалось.
Родители убедились, что «Детский Сад» – такое заведение, где детей их учат полезному, внушают им чувства добра и справедливости, учат их, что следует делать и чего не следует, дают им знания вполне по их силам, но которые подготовляют к дальнейшему ученью.
Деятельность «Детского Сада» продолжалась до середины мая и прекратилась на летнее время. К концу учебного времени число учащихся детей больше чем утроилось. Теперь занятия в «Детском Саду» возобновляются: программа проходиться будет та же, что прошлой зимой, но несколько распространённее и разнообразнее прежней.
Будет обучение чтению и письму, Закону Божию, начальной арифметике, французскому языку; затем пение, подвижные игры, всевозможные ручные работы. По желанию родителей французский язык может быть заменён немецким».
Далее сообщалось, что занятия в детском саду начнутся с 17 октября, запись и приём детей с 6 октября у Марии Александровны Кистер. Следовало обращаться по адресу – Московская улица, дом Омячкиных. Вероятно, это был полукаменный дом в 45-м квартале, упоминавшийся в недавних публикациях как место проживания лесничего С.И. Урусбиева (снесённый в 2015 году дом № 69 по улице Ленина). Детский сад должен был размещаться в центре города, но точное место, к сожалению, не отмечено.
Нетрудно догадаться, что заведение предназначалось для детей обеспеченных горожан. В XIX веке в Угличе уже существовали частные школы, пансионы – поэтому создание очередного образовательного учреждения не было исключительной новостью. Новаторством следует признать внедрение дошкольного воспитания и образования, основанных на новейших достижениях педагогики того времени.
Наряду с М.А. Кистер в работе, очевидно, участвовала Мария Дмитриевна Лаврова – дочь смотрителя Угличского духовного училища Дмитрия Васильевича Лаврова, автора изданий о царевиче Димитрии, угличском ссыльном колоколе. Несколько ранее, на исходе 1910 года, она, в частности, занималась организацией рождественской Ёлки для бедных детей. После революции была активным общественным деятелем.
Неизвестно, сколько времени просуществовал первый в Угличе детский сад. В 1913 году встречаются газетные объявления, где М.А. Кистер предлагает услуги подготовки детей к приёмным испытаниям в Угличское реальное училище. При этом сообщается, что она – бывшая учительница Ростовской женской гимназии. Перечисленные факты свидетельствуют, что М.А. Кистер была профессиональным педагогом. Продолжала разнообразную работу и после замужества, до последних лет жизни.
Находящееся в музейной экспозиции старинное фортепиано-хаммерклавир служило элементом обстановки высококультурной семьи. Могло использоваться на занятиях первого детского сада. Наряду с редкими документами и газетными публикациями хаммерклавир служит напоминанием о замечательных людях, память которых важна для истории и культуры Угличского края.
Евгений Лиуконен