Евгений Лиуконен
«Кирпичный стиль» являлся одним из ярких и оригинальных течений в отечественной архитектуре второй половины XIX – начала XX веков. В ряду стилистических исканий он отражал утилитарное направление, когда строительный материал и элементы конструкции восприняты как средства художественной выразительности. Не вызывает сомнений, что и сам материал – традиционный красный кирпич, – и технологии кладки были того достойны. Им было далеко до укоренившихся в советское время дешёвых марок керамического кирпича – светло-оранжевого цвета, с рубчатыми поверхностями и ноздреватой текстурой. Им было далеко до неприглядных цехов, складов и котельных с грубой кладкой и вкраплениями бетонных конструкций.
«Кирпичный стиль» в первую очередь ассоциируется с архитектурой общественных и промышленных зданий, в условиях массового строительства потребовавших некоторого упрощения, отказа от штукатурки и лепного декора. Но и это упрощение не было лишено эстетики форм и композиции, когда фабричные цеха, казармы, богадельни, школы и гимназии становились украшениями городов. Едва ли не первостепенную роль в этом отношении играл традиционный кирпич с его типичным красноглиняным цветом и плотной однородной текстурой.
На высоком берегу у излучины Корожечны в прошлом возвышались цеха и трубы писчебумажной фабрики. В 1856 году старинное предприятие перешло в собственность петербургского купца 1-й гильдии Александра Ивановича Варгунина, учредившего совместно с партнёрами «Компанию Угличской писчебумажной фабрики». В том же 1856 году начинается масштабная перестройка, сопровождавшаяся массовыми заказами кирпича и белого камня. Вероятно, в 1860-х годах модернизация была в основном завершена, но и позднее, вплоть до 1908 года, велись какие-либо работы – перестройка цехов, возведение дополнительных корпусов и этажей, второй фабричной трубы, оборудование электрического освещения и многое другое. Динамичная деятельность продолжалась вплоть до пожара 15 февраля 1912 года, поставившего точку в судьбе предприятия.
В итоге над запруженным руслом реки поднялась многочисленная сложная группа 2-3-4-х этажных корпусов. На их краснокирпичных стенах выделялись ряды арочных окон с частыми переплётами. Традиционных клинчатых арок, карнизов, фронтонов и скатов крыш было вполне достаточно, чтобы придать своеобразную красоту этой безыскусной архитектуре. А ведь были и белокаменные цоколи, и вполне изящные корпуса с элементами декора, и высокие гранёные трубы на пьедесталах, напоминавшие то ли обелиски, то ли колонны. Комплекс писчебумажной фабрики стал первым в Угличе и самым масштабным образцом «кирпичного стиля». К сожалению, в первой половине ХХ века был полностью утрачен.
В самом центре города, в глубине площади Пушкина (бывшей Ильинской) словно средневековый замок возвышается старинное общественное здание (Гимназия № 1). Изначально оно входило в состав комплекса угличских богаделен и детского приюта ведомства Императорского человеколюбивого общества – предназначалось для расширения учреждений, а также устройства при них ремесленного училища и домовой церкви во имя Царевича Димитрия и мученицы царицы Александры. Проект был разработан гражданским инженером Н.Ю. Лермонтовым, а строительство основного объёма осуществлено в 1901-1907 годах.
Масштабное по меркам уездного города здание оформлено в романо-византийском стиле. Для него характерна композиция фасада в виде аркады, ризалиты с высокими арочными окнами, колонками и остроконечными фронтонами, объединяющий линию фасада зубчатый карниз. Массивная пятигранная апсида домового храма, совмещённого с актовым залом, и увенчанная зубцами ограда являются важными составляющими образа крепостной архитектуры.
Н.Ю. Лермонтов в 1907 году спроектировал и здание женской гимназии, также выполнявшееся в виде пристройки. В 1909 году проект был доработан помощником архитектора Департамента Министерства народного просвещения П.П. Колпаковым. В результате возводится протяжённый двухэтажный корпус, состоящий из четырёх секций-классов. В его облике доминируют крупные прямоугольные окна. Декор фасадов имеет лишь подчинённое значение. В отличие от предыдущего здания, здесь нет романтической выразительности – облик строг и утилитарен.
Помимо промышленных и общественных зданий в «кирпичном стиле» строились и дома городских обывателей – для них подобная архитектура стала модной и весьма привлекательной. На старинной Московской (Ленина) улице в начале ХХ века сформировалась целая группа разнообразных зданий. Среди них возведённый в предреволюционный период дом мещан Жолудевых (№ 11), предназначенный для постоялого двора и торговых заведений. В Угличе это один из наиболее ярких примеров «кирпичного стиля» с мотивами неоготики. Очень хороши башнеобразный объём крыльца, высокие арочные окна и фигурная кладка карниза. Интересно отметить, что примыкающая к глухой боковой стене одноэтажная часть являлась флигелем соседнего имения крестьян Тропиных. Флигель на полтора десятилетия старше дома Жолудевых, но краснокирпичные фасады визуально их объединили.
Далее по улице расположен дом № 27, узкий объём которого является единственной уцелевшей постройкой имения мещан Болтуновых, Ботиных. Владельцы занимались мясной торговлей и содержали здесь колбасное заведение. Именно для производственных, торговых целей предназначалось сохранившееся здание. Оформление фасада составляет фигурная кладка. В составе карниза заметны белые вставки – декоративные кирпичи, на которых слоем белого ангоба выполнен ромбовидный рисунок.
Расположенный на противоположной стороне дом № 18/15 являлся центром обширного имения купцов Голевых, Виноградовых. Здание, сформировавшееся в результате перестроек рубежа XIX-XX веков, может быть признано одним из наиболее колоритных и значительных купеческих особняков города. Угловая часть в виде дополнительной грани с балконом и куполом, несомненно, повторила композицию дома Н.Д. Евреинова на Успенской площади. В оформлении фасадов применены как штукатурка и лепные пояски, так и открытая кирпичная кладка. Примечательны ниши карниза с фактурой «под шубу», а средний профилированный поясок выполнен поверх ряда поребрика из выступающих углом кирпичей – т.е. формы корректировались в ходе строительства.
Декорированный лепниной особняк купцов Кашиновых (№ 47), казалось бы, не имеет прямого отношения к «кирпичному стилю», но со двора к нему примыкает внушительная Г-образная трёхэтажная пристройка, служившая пекарней чёрного и белого хлеба. Подобно дворовой части дома Евреиновых её суровые разновысотные объёмы возвышаются над окружающей застройкой, напоминая средневековую крепость. Далее по Московской улице и в соседних кварталах ещё лет десять-двадцать назад находилась группа полукаменных домов с краснокирпичными нижними этажами, но к настоящему времени они утрачены. На тех местах либо новая застройка, либо неприглядные пустыри.
На близлежащей Вознесенской (Первомайской) улице примерно в 1900 году формируется обширная усадьба купцов Меховых, включавшая двухэтажный особняк (№ 8) и каменные надворные строения. Казалось бы, обычный прямоугольный объём особняка тоже содержит средневековые мотивы. Вполне классическую композицию с рустовкой и филёнками завершает карниз, имитирующий крепостные варницы-машикули в виде выступающих бойниц. Это оригинальная эксклюзивная деталь купеческого дома.
Ансамбль Богоявленского монастыря включает два значительных келейных корпуса в «кирпичном стиле». Здание в центральной части территории, где располагалась приходская школа, было построено в 1895-1898 годах. Здание по южной стороне возведено в начале 1900-х годов. При крупных размерах их отличает строгий сдержанный облик. Ещё одной церковной постройкой в «кирпичном стиле» стала часовня подворья Покровского монастыря (ул. Ростовская, 7), построенная в 1902-1904 годах по проекту губернского архитектора И.И. Окерблома (1836-1909). К сожалению, изящная, затейливо декорированная часовня в советский период перестроена в жилой дом.
На бывшей Вознесенской площади расположено одноэтажное здание с погребами, которое в составе имения мещан Ракитиных строилось в 1913 году для размещения чайной (ул. О. Берггольц, 3). Уникальные особенности старинного дома – расположенный слева объём крыльца и основной корпус в форме параллелограмма, под углом отклонённый от линии улицы. Как и многие другие местные здания того периода, его фасад завершён фигурным фронтоном, который дополняло ограждение края крыши в виде кирпичных столбиков с жестяными чашами и промежуточных железных решёток.
В заключение отметим дом № 18 на улице Ярославской. Особняк купцов Серебренниковых был возведён в 1896-1899 годах, а позднее дополнен обширной полукаменной дворовой пристройкой. Здание выделялось не только ярким краснокирпичным фасадом, но и фигурными арочными воротами, окнами со сплошной остекловкой, железными решёткой и чашами по краю крыши. Для него характерна типичная композиция, включающая подоконные филёнки, рустовку, угловые пилястры, фигурный фронтон с парапетными тумбами. Подобная композиция воспроизводилась многократно, но при единстве схемы каждое здание обладало уникальным индивидуальным обликом.
В статье перечислены не все местные памятники «кирпичного стиля». Важно учитывать и огромное число утрат. Но обозначенные здания наглядно демонстрируют эстетические возможности старинной кирпичной кладки, позволившей создать целое стилистическое направление. Многие фасады содержат клейма кирпичных заводов, являясь своеобразной летописью в камне.