A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Живописцы Гусевы

Живописцы Гусевы

Евгений Лиуконен

В Угличе и окрестностях в XVIII, XIX – начале XX веков трудилось множество живописцев, иконописцев, создававших и поновлявших убранство храмов. Документы сохранили десятки имен приезжих мастеров из разных мест. В основном они прибывали в поисках заказов из соседних губерний. Были и местные мастера, чьи имена также хорошо известны.

Наряду с многочисленной и многолетней династией живописцев Бурениных в истории и культуре Угличского края не менее примечательны живописцы Гусевы. Деятельность представителей их рода также охватывает около столетия, была масштабной и разнообразной. Правда, известна и изучена куда в меньшей степени. Можно не сомневаться, что различные работы они выполняли во многих храмах Угличского края, но реально установлены лишь единицы.

Представители семьи Гусевых родоначальником своей творческой династии считали Луку, жившего в начале XIX века. Он был крепостным помещицы Залипиной. Хозяйка заметила у юноши способности к рисованию и отправила учиться художественному ремеслу. Как и большинство других провинциальных живописцев, он выполнял различные художественные работы в местных храмах. Его сын Антон Лукич (1820-1889) продолжил дело отца. Считается, что он выполнил росписи Успенской церкви села Котово. Также он вместе с сыном Константином (1847-1930) принимал участие в создании росписей Храма Христа Спасителя. Приведем сведения еще об одной работе.

30 мая 1845 года церковный староста храма села Сергиевского Угличского уезда крестьянин деревни Струково Федор Нестеров заключил договор с крестьянином Мышкинского уезда деревни Муравьево, вотчины помещицы Ушаковой – Антоном Лукиным Гусевым. В документе говорилось: «мне Гусеву в означенной в настоящей Сергиевской церкви и св. алтаре сперва обить имеющиеся в ней карнизы и заштукатурить, потом написать, где следует, лучшей живописной работы на масле клейма».

Приведен полный список сюжетов: «в куполе – Господа Саваофа, с восточной стороны «Восстание из гроба», с полуденной «Уверение ап. Фомы», с западной «Явление ап. Луке и Клеопе», с южной «Посещение Жен Мироносиц». В арке с полуденной стороны, в окнах от иконостаса – апостола Петра и Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и преподобного Сергия Чудотворца. С южной стороны ап. Павла, Димитрия Царевича Углич. Чудот., свят. Димитрия Ростовского Чудот., свят. Алексия Митрополита Московского, Паисия Угличского. На капитальной западной стене «Вознесение Господне», «Преображение Господне» и «Успение Божия Матери», «Исцеление десяти прокаженных», «Воскресение сына наинской вдовицы». Во святом алтаре на Горнем месте «Тайную Вечерю». Над свят. престолом «Сошествие Св. Духа». Всего количеством двадцать две штуки».

Клейма следовало «написать живописным лучшим искусством. И за всю означенную оную работу получить мне Гусеву серебром сто сорок два рубля восемьдесят пять копеек и пять седьмых. Начать же оную работу и окончить нынешним летом непременно. При начатии работы получить мне от церковного старосты двадцать восемь рублей пятьдесят семь копеек и одну седьмую серебром, а последние по окончании работы. Каковое условие обязуемся с обоих сторон хранить свято и ненарушимо».

Обозначенные в договоре сложные дроби исчисления стоимости в наше время могут вызвать удивление, но в данном случае речь идет о пересчете бумажных ассигнаций на серебряную монету, традиционно имевших разный курс. Наверняка в быту цена была определена в ассигнациях – при этом составляла ровную круглую сумму. Заключение договора пришлось на период проведения денежной реформы 1839 года, вводившей фиксированный курс.

Сергиевский храм избежал закрытия в советский период, и, возможно, обозначенные росписи 1845 года в многократно поновленном виде сохранились до нашего времени. Помимо росписей Антон Лукич Гусев создавал иконы. Одна находится в собрании Угличского музея – образ святителя Митрофана Воронежского. Это подписная икона – по нижнему краю мелким шрифтом надпись: «Писана сия икона 1836 г. 31 августа. Села Котова деревни Муравьево Антон Лукин писал». Если даты верны, мастеру тогда было шестнадцать лет. Рядом в пять строк куда более заметный текст с изложением сведений о святом.

В собрании музея также имеется картина, условно названная «Старик со старухой», выполненная в 1850-х годах. Это несколько наивная, наполненная бытовой непосредственностью сцена крестьянской жизни – сгорбившийся старик плетет лапоть, пожилая женщина прядет с помощью высокой прялки-гребня. Оба персонажа в лаптях, сидят на лавке перед небольшим оконцем. На старинных картинах очень редко случается видеть жизнь простых людей. Тем более ценно, что эта картина выполнена в нашей местности.

Следующим живописцем в славном роду был Константин Антонович Гусев (1847-1930). О его, несомненно, обширной деятельности сохранились лишь скудные сведения. В числе прочего он выполнял заказы Смоленской церкви села Княжево, расположенной в нескольких верстах от деревни Муравьево. Так, в 1879 году написал на полотне копию иконы Донской Божией Матери, предназначенную для посетившего храм епископа Ионафана, заинтересовавшегося особенностями иконографии. В 1880 году К.А. Гусев на пожертвование крестьянки деревни Баскачево Анны Никитиной Бурмистровой выполнил росписи трапезной. В 1897 году там же – в зимнем храме – поновил пострадавшую от печной копоти живопись, промыл иконы и позолоту двух придельных иконостасов. Также поновил выносную икону Смоленской Божией Матери и плащаницу.

В советское время церковь села Княжево была закрыта – при этом утрачена большая часть внутреннего убранства. От росписей трапезной, после многолетнего запустения и разрухи, к началу XXI века сохранялись лишь небольшие фрагменты.

Известен еще ряд работ. В газете «Угличская мысль» от 18 сентября 1911 года присутствует объявление: «Сегодня, 18 сентября, в селе Дуброве состоится освящение церкви, вновь отремонтированной на средства известнаго московскаго благотворителя Н.Г. Григорьева. Живопись исполнена мастером К.А. Гусевым с сыновьями за 1.725 рублей». К сожалению, убранство храма было полностью утрачено в советское время и нет никакой возможности судить о его особенностях.

Этот заказ не был единичным. Практически одновременно Гусевы трудились в другом храме – Благовещенской церкви города Углича. В «Угличская мысль» от 30 октября 1911 года под заголовком «Окончание ремонта» сообщалось: «14-го октября окончательно закончен ремонт церкви во имя Благовещения. Ремонт производился на средства благотворителя, московскаго коммерсанта Н.Г. Григорьева, пожертвовавшаго на возобновление иконостаса и живописи в храме около 500 рублей. Живопись на стенах исполнена живописцем К.А. Гусевым с сыновьями, резныя работы иконостаса выполнены Калязинским резщиком А.Л. Дешевым. За недостатком средств иконостас остался не вызолоченным».

Также есть упоминание о работах в церкви Илии Пророка. Летом 1914 года планировалось поновить убранство храма села Прилук. Не вызывает сомнений, что Гусевы оставили свой след во многих храмах города, Угличского и Мышкинского уездов. О тех забытых трудах еще встретится информация, но подавляющая часть росписей и икон безвозвратно утрачена.

У К.А. Гусева были талантливые сыновья, по примеру предков посвятившие жизнь художественному творчеству. Среди них Николай Константинович Гусев (1876-1930) – портретист и пейзажист. Александр Константинович (1879-1945) – поэт, художник, краевед. Его стихи печатались в ряде столичных и местных изданий. В трудные и трагические 20-е годы ХХ века он занимал должности заведующего Угличским краеведческим музеем и архивом. А.К. Гусеву принадлежит заслуга спасения многих старинных документов и художественных произведений из храмов, монастырей, дворянских усадеб, купеческих особняков. Значительная часть собрания Угличского музея сформирована при его непосредственном участии, тяжелым трудом и неусыпной заботой. Масштаб деятельности и заслуг позволяет признать Александра Константиновича вторым основателем Угличского музея. В ряду творческих планов он стремился собрать галерею портретов угличан, сформированную из многочисленных разновременных работ, но не довелось – дело не нашло понимания. Но и те портреты, что дошли до наших дней представляют значительную историческую и художественную ценность.

Павел Константинович Гусев (1889-1966) стал последним представителем творческой династии. Можно сказать, что он завершает непрерывную многовековую череду угличских иконописцев. Даты жизни К.А. Гусева и трех его сыновей ясно показывают, что им пришлось жить на переломе эпох, видеть варварское уничтожение своих произведений. В силу обстоятельств Павел Константинович большей частью занимался станковой живописью – писал портреты, пейзажи, жанровые картины. В них в немалой степени отражен прежний крестьянский и городской уклад, будни семьи сельских живописцев. Также он выполнял оформительскую работу в музее. Но и в сложных обстоятельствах советского периода ему довелось вновь вернуться к призванию предков – в 1952 году для церкви Царевича Димитрия «на поле» была написана икона угличских святых, размещенных на фоне этого храма.

В собрании Угличского музея находится подписная икона избранных святых: великомученицы Евлампии, митрополита Алексия, великомученицы Параскевы Пятницы, Андрея Критского, пророчицы Анны, Марии Египетской, митрополита Петра, мученицы Натальи и святого благоверного князя Константина. Это редкий образец местной иконописи начала ХХ века, – периода неотдаленного, но практически забытого и малоизученного.

x
Подписаться на новости
X