A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Иконостас Спасо-Преображенского собора

Иконостас Спасо-Преображенского собора

Евгений Лиуконен

Углич является известным туристическим городом. Посетителей влекут живописная природа и многочисленные достопримечательности наших мест. Список объектов туристического осмотра обширен, но первостепенное значение всегда имел Кремль. Он насыщен достопримечательностями, а одними из важнейших являются интерьеры храмов. Их история хорошо изучена, но остается место для важных открытий, дополняющих сведения о, казалось бы, известных объектах. Один из таких объектов – Спасо-Преображенский собор.

Главный храм Углича имеет почти тысячелетнюю историю. Многократно перестраивался, становился свидетелем важных событий. Существующее здание было возведено в 1700-1706 годах. Первостепенное значение в облике храма занимает величественной золоченый иконостас в стиле барокко с пышной и причудливой резьбой. Что мы знаем о соборном иконостасе – довольно поздний, установленный взамен первоначального в 1853 году. Можно описывать его облик, художественные особенности, но этим и исчерпывается наша скудная информация. В действительности его история намного сложнее и богаче.

Как известно, первоначальный иконостас Спасо-Преображенского собора был изготовлен в начале XVIII века, ко времени освящения храма. Иконы для него были выполнены артелью известного патриаршего изографа Федора Никитича Рожнова. По сведениям заведующего музеем А.К. Гусева, обследовавшего собор в 1920-х годах, три иконы являлись авторской работой мастера: храмовая «Преображение», «Воскресение» и «Неопалимая Купина». Образы Богоматери Ильинской и Спаса Вседержителя по сторонам царских врат принадлежат кисти черниговских мастеров.

За время длительного существования иконостас неоднократно ремонтировался, поновлялся. В 1810-1811 годах артелью живописца Т.А. Медведева не только выполнены новые храмовые росписи, но и был перезолочен иконостас, вновь наложена резьба. Но время брало свое и спустя несколько десятилетий потребовались более радикальные работы. Поскольку Преображенский собор являлся главным храмом города, о его надлежащем состоянии заботились не только отдельные благотворители, но и городское общество.

30 ноября 1850 года был получен указ Ярославской духовной консистории, дозволявший ремонт и исправление иконостаса. С течением времени был найден достойный мастер. 5 июня 1851 года староста собора 3-й гильдии купецкий сын Дмитрий Алексеев Русинов, при посредстве протоиерея и благочинного Димитрия Попова с братией и градского главы Павла Матвеева Сурина заключил контракт с ярославским мещанином Михаилом Семеновым Стрелковым. По контракту следовало «в холодном Преображенском соборе иконостас разобрать, и как замечается ветхость в нижнем ярусе иконостаса, то сей последней ярус вновь переделать и во всех прочих частях ветхости исправить вновь столярною работой по приличию мест, согласно утвержденному рисунку. На весь иконостас положить новую резьбу и сделать новые колонны. Как местные иконы, так и во всех ярусах иконостаса иконы должны оставаться те же».

Нижний ярус и колонны полагалось сделать из прочного сухого соснового леса, а резьбу – из лучшего липового. К изготовлению колонн и резьбы следовало приступить в первую очередь – до разборки иконостаса. Мастер должен был начать работу 11 июня 1851 года и завершить к 1 июня 1852. Стоимость составляла 1600 рублей серебром. Кроме того, по усмотрению заказчиков могли быть выплачены еще 100 рублей в качестве «похвалы» за качество и соблюдение сроков.

Также уточнялось: «Леса для разобрания и вновь для постановки иконостаса, гвозди, крюки, ерши, скобы, петли и винты, если бы старые оказались где негодными к употреблению, употребить на счет церковный, а мне, Стрелкову, вязку иконостаса, переклейку и установку его вновь сделать самую твердую».

Таким образом, оказывается, что в середине XIX века первоначальный иконостас не заменялся новым, а подвергался серьезному ремонту. Вновь изготавливались нижний ярус, колонны, резьба. Это подтверждает и облик, характерный для первой половины XVIII столетия. Как оказывается, иконостас сохранил изначальную композицию. В него следовало поместить все прежние иконы, что также указывает на соответствие форм.

Осуществивший работы мастер Михаил Семенович Стрелков был хорошо известен в Угличе. Он был выходцем из села Заозерья – бывшим крепостным крестьянином помещиков Репнина и Волконского. Лишь со временем получил свободу и стал ярославским мещанином. М.С. Стрелков являлся представителем династии резчиков, столяров, иконостасных мастеров. Его отец, Семен Иванович, в начале и первой половине XIX века выполнил немало ответственных и крупных заказов, среди которых были иконостасы для Филипповской, Успенской, Крестовоздвиженской церквей, Покровского монастыря, храма села Климатино…

Михаил Семенович активно работал на протяжении 1840-1860-х годов. Его артелью были созданы иконостасы для Петропавловской, Корсунской, Всехсвятской церквей города Углича, Феодоровского храма Богоявленского монастыря, храмов сел Ильинского «в Поречье», Заозерья, Спасского «на Молокше», Оносова, Богородского, Архангельского Мышкинского уезда и многих других.

Известны места расположения мастерских М.С. Стрелкова. Примерно в 1848-1853 годах он снимал помещения в имении на перекрестке Крестовоздвиженской и Большой Васильевской улиц (Октябрьская, 8/16), где в разное время размещались полотняная фабрика купцов Буториных и медно-самоварный завод Скорняковых. Для квартирования и произведения столярной резной работы М.С. Стрелков арендовал верхний этаж дома, деревянные надворные строения, часть каменного корпуса и огородной земли. Именно в том имении в 1851-1852 годах велась работа над иконостасом собора.

В 1856-1857 годах Стрелков арендовал деревянный дом дворян Яминских на Петербургской улице, который в более позднее время принадлежал Бучкиным. В 1858 году был приобретен собственный большой двухэтажный каменный дом на углу Ростовской и Крестовоздвиженской улиц (Октябрьская, 2/21), ранее принадлежавший купцам Вознесенским, Суриным. Этим домом М.С. Стрелков владел до 1876 года.

В истории иконостаса Спасо-Преображенского собора памятен еще один мастер – ярославский мещанин Дмитрий Петров Истомин, который по договору от 11 октября 1851 года выполнил позолотные работы. За плату 5715 рублей серебром он обязался «всю новую резьбу и новые колонны в иконостасе позолотить на полимент своим лучшим полузолотниковым золотом и весь прочий иконостас перезолотить таким же образом, как представлена мною проба на гладь и резьбу, не отступая ни на самую малость от представленной пробы».

При выполнении заказа предъявлялись высокие требования к качеству. Так, в случае отступления от данной пробы, мастер обязался все снова перезолотить своим кочтом. «И ни одной штуки ни внизу, ни в верхних ярусах не ставить и не укреплять на местах без предварительной слички с пробою. Левкас сделать самый прочный и выдержанный, употребляя клей не хрупкой, но более вяжущий. И к самой позолоте не приступать без свидетельства церковнаго старосты и других знающих людей, им приглашенных. Золото употреблять на позолоту также с свидетельства и выбора церковнаго старосты и других прикомандированных… При означенной работе самому мне подрядчику постоянно находиться и за всем иметь надзор, а равно и за порядком работников при золочении в соборе».

Работу следовало начать осенью того же года и завершить к 1 июня 1853. Дело было выполнено в срок, поскольку 31 мая 1853 года иконостас был освящен.

Д.П. Истомин тоже немало потрудился в Угличском крае. В 1850-1860-х годах он выполнял позолотные работы во Всехсвятской и Николопетуховской церквах, храмах сел Заозерье, Оносово, Кабаново, Дивная Гора, Архангельское Мышкинского уезда.

Все сказанное позволяет сделать важные выводы – иконостас Спасо-Преображенского собора перестает быть безымянным произведением. Устанавливаются мастера, причастные к его созданию, – резчик Михаил Семенович Стрелков и позолотчик Дмитрий Петрович Истомин. В свое время это были известные значительные подрядчики, порой выполнявшие совместные заказы. Также выясняется, что иконостас собора является более ранним, чем принято считать, – в его основе первоначальный иконостас начала XVIII века, подвергнутый ремонту и дополненный новыми деталями.

Такова история одной из главных достопримечательностей нашего города и одного из важнейших объектов туристического осмотра.

x
Подписаться на новости
X