Евгений Лиуконен
На карте Угличского края можно найти немало исторических мест, служащих напоминаниями о событиях прошлого, выдающихся личностях, хранящих уникальные памятники культуры. Одно из таких мест – село Знаменское, старинная родовая усадьба дворян Тютчевых.
Знаменское расположено в левобережной западной части Угличского района, в нижнем течении речки Катки, примерно в 3 километрах от впадения в Корожечну. Местность значится в Писцовых книгах 1629-1631 годов как пустошь Малый Зуй в составе «порозжих поместных земель» Елоцкого стана средневекового Угличского уезда – «пустошь Зюй Малой, а Столбаково тож».
В конце XVII столетия эти земли были переданы во владение московскому служилому человеку Даниилу Васильевичу Тютчеву за участие в Крымском походе 1687 года. Вероятно, помещики Тютчевы населили территорию крестьянами и дворовыми людьми, основали Знаменскую церковь, после чего пустошь Малый Зуй меняет название и приобретает статус села. Территория становится родовым владением Тютчевых – позднее переходит по наследству к поручику морского флота Ивану Данииловичу, потом брату Андрею Данииловичу и его детям. В 1770-х годах в результате семейных разделов наследственного имения владельцем Знаменского становится секунд-майор Николай Андреевич-младший (1720-1797). Очевидно, при нём создаётся усадьба, включавшая деревянный господский дом, хозяйственные строения, сад и парк.
Важнейшей архитектурной составляющей облика территории и духовным центром становится каменный храм. Церковь села Знаменского имеет общепринятую датировку, восходящую к епархиальным справочникам 1861 и 1908 годов, отражённую во многих изданиях, – 1784 год. Но изучение документальных материалов позволило установить более точные и достоверные даты строительства. В собрании Музея-заповедника «Усадьба Мураново» хранится указ, выданный 29 марта 1785 года из Ростовской духовной консистории благочинному, мышкинской соборной церкви протоиерею Илие, «по Ея Императорскаго Величества указу и по резолюции Его Преосвященства Арсения, епископа Ростовскаго и Ярославскаго, и по прошению Мышкинского уезду села Знаменского вотчинника онаго села помещика секунд маиора Николая Андреева сына Тютчева о построении во оном селе вместо приходящей в ветхость деревянной Знамения Пресвятыя Богородицы вновь каменной в тож именование с пределом Святаго Николая Чудотворца церкви и о позволении во время строющейся новой каменной священнослужение отправлять в помянутой старой деревянной церкви».
На основе приведённого документа устанавливается, что разрешение на строительство дано в марте 1785 года. В 1784 году каменного храма ещё не существовало, но можно предположить, что тогда было подано прошение. Его рассмотрение, учитывая решение данного вопроса императрицей, могло оказаться долговременным.
В описях церковного имущества 1806 и 1847 годов сообщается, что антиминс для главного престола священнодействован архиепископом Арсением в 1793 году, а для Никольского придела в 1788 году. Таким образом, становится возможным установить, что основные строительные работы были выполнены в 1785-1788 годах, а в 1793 году завершено убранство летнего храма.
Евгений Лиуконен
Вновь возведённая церковь была приходской для прилегавших селений, но также выполняла роль усадебного храма, о чём свидетельствуют особенности расположения и облика. Храм, очевидно, строился на основе проекта профессионального архитектура – губернского или столичного. Он выдержан в стиле раннего классицизма, характеризуется выверенной логичной композицией. Здание имеет традиционную осевую структуру – включает двухсветный четверик храмовой части, завершённый фронтонами и чашевидной главой, а также объёмы трапезной и алтаря с закруглёнными рустованными углами. Строгое убранство фасадов включало карнизы, оформление окон прямоугольными выступами и филёнками, сдержанный лепной декор. Стройная трёхъярусная колокольня была завершена главкой и тонким шпилем. Ярус звона прорезан высокими арками. С запада к колокольне примыкает оригинальный башнеобразный выступ с винтовой лестницей.
Такова краткая характеристика архитектурных особенностей. Представить облик храма в годы расцвета нам помогут старинные описи имущества. В 1806 году было записано: «Означенная Знаменская церковь с приделом Николая Чудотворца имеется каменная, об одной главе. Глава обита белым железом. Крест железной вызолочен. Церковь и трапеза крыта тёсом. В ней окошек с решётками железными десять, вверху без решёток двенадцать. В них окольницы стекольчатые. Внутри и снаружи выщекотурена… При оной церкви колокольня имеется каменная. Глава обита белым железом. Крест железной вызолочен». На колокольне находились пять колоколов: 1) 15 пудов 25 фунтов, 2) 4 пуда, 3) пуд и 20 фунтов, 4) 30 фунтов, 5) 25 фунтов.
В 1847 году составлена новая опись. Там сообщалось, что церковь «покрыта железом, выкрашенным зелёною масляною краскою, а трапеза покрыта тёсом, выкрашенным зелёною же краскою. Глава обита белою аглицкою жестью. Крест на ней железный, выкрашенный жёлтою краскою… Пол в настоящей церкви из лещаднаго кирпича, а в трапезе из стенового. Во внутренности церкви, как в настоящей, так и в трапезе, отщекотурено и отбелено». Число колоколов увеличилось до семи: добавился новый большой колокол весом 40 пудов 39 фунтов, а также ещё один в 3 пуда 14 фунтов.
Добавим несколько штрихов. Храм изначально был покрыт тёсом. Затем в 1817 году мастер из села Мимошня Кузьма Никонович Захаров переделал стропила на храмовой части и алтаре и покрыл заготовленным железом. В 1861 году, наряду с исправлением штукатурки и поновлением икон, вновь проводились кровельные работы, был заменён шпиль на колокольне. Можно также отметить, что в 1847 году в интерьере ещё отсутствовали росписи, – как и снаружи, стены были оштукатурены и выбелены. Изначально имелся лепной декор, включавший карнизы с профилированными тягами, модульонами, сухариками, иониками. Окна и арочный вход в трапезную окаймлены тягами. До выполнения росписей лепные детали могли быть более многочисленными.
Важнейшую часть убранства составлял «иконостас столярный, выкрашенный голубою краскою, с резьбою, вызолоченною на полимент, о четырёх ярусах». В центре были «царские врата гладкие, выкрашенные голубою краскою; на них в клеймах иконы Благовещения и четырёх Евангелистов, а вверху оных Дух Святый в виде голубя, высеребренный в сиянии вызолоченном». Иконостас состоял из местного, праздничного и деисусного рядов. В последнем средником служила икона «Успение», по сторонам четыре образа апостолов в рамах, по краям «Вознесение» и «Троица». Завершал иконостас страстной ряд. В его середине икона «Снятие со креста», над ней вырезанное по контуру Распятие с предстоящими. По сторонам иконы «Несение креста» и «Моление о чаше». Очевидно, это был иконостас со сложной архитектурной композицией, далеко отстоявшей от традиционных канонов. Ещё одной интересной особенностью являлось размещение на боковых входах изображений Ветхого и Нового заветов.
Были ещё клиросы и киоты. В простенке в медной раме помещалась доска-памянник с перечислением имён рода Тютчевых. Среди церкви висело «паникадило медное о четырёх ярусах». В трапезной находился высокий трёхъярусный придельный иконостас, также окрашенный в голубой цвет, а местами вызолоченный на гульфарбу. Для освещения использовалось хрустальное паникадило.
В середине или второй половине XIX века убранство было дополнено росписями. Среди сохранившихся сюжетов примечательны изображения евангелистов и богородичных праздников на боковых стенах храмовой части. На западной стене трапезной два выразительных клейма – Николай Чудотворец избавляет от казни трёх невинно осуждённых мужей, спасает патриарха Афанасия от потопления. Также примечательны изящные тонировки стен, сдержанные геометричные орнаменты и роспись фризов под мрамор. Примерно на рубеже XIX-XX веков Никольский придел был упразднён. При этом всё здание снабжено системой отопления, расширена арка между храмовой частью и трапезной, сделаны деревянные полы.
В советский период, в 1929 году, Знаменская церковь была закрыта. В 1937 году принято решение о сносе, но здание уцелело. Длительное время храм использовался под склад. На протяжении нескольких десятилетий находится в заброшенном состоянии и постепенно разрушается. Над старинным храмом давно нет крыши, осыпается кирпичная кладка, но и в таком виде он производит сильное впечатление, хранит память о поколениях прихожан, о древнем роде Тютчевых – предках и родственниках великого поэта. Трагично видеть гибель памятника культуры, но ещё остаётся надежда на возрождение.