Евгений Лиуконен
Ранее уже затрагивалась тема села Масальского – местности с богатой и древней историей, связанной с видными аристократическими родами: Салтыковых, Мосальских, Хованских, Вяземских, Апраксиных. Бесспорно, главной достопримечательностью села является храм. Он служил центром местного крестьянского сообщества, объединял округу. На первый взгляд можно подумать: «А что примечательного в скромной провинциальной церкви?» Сколько их разбросано на просторах страны в тысячах сёл. Мы привыкли к такому пренебрежительному отношению, поверхностному уничижительному эстетству, мешающему ценить окружающие нас достопримечательности и святыни, заставляющему искать достойное и значительное лишь где-то на стороне.
Так ли зауряден сельский храм? Конечно, он многое перенёс и ныне пребывает далеко не в лучшем состоянии. При этом достаточно всмотреться в его формы, чтобы понять – он является интересным памятником архитектуры, уникальным для нашей местности, сохранившим в немалой степени убранство интерьеров. Рассмотрим повнимательнее облик сельской святыни, в чём нам помогут старинные документы.
Как уже ранее сообщалось, церковь была построена в 1754-1771 годах. 24 мая 1775 года освящён тёплый придел Рождества Пресвятой Богородицы, а 26 сентября 1787 года последовало освящение главного престола во имя Рождества Христова. При этом была составлена опись церковного имущества. Там отмечено, что церковь «с колокольнею каменная, крыта чешуёю, на коей глава обита железом». В храме «иконостас имеется гладкой, выкрашен краской голубой местами по большей части в клеймах и вызолочен». Описаны царские врата: «на них образ Благовещения Пресвятыя Богородицы и Вечеря с двунадесяти апостолами – резные и вызолоченные». По сторонам царских врат находились иконы Рождества Христова и Рождества Богородицы, соответствующие посвящению престолов, что можно признать оригинальным решением. Далее две иконы – 1) Успения Божией Матери, 2) Николая Чудотворца и великомученика Георгия. За ними боковые входы с образами архидиаконов Стефана и Лаврентия. «Над царскими вратами в средине образ Тайныя Вечери и над ним сень с балдахинею – вызолочены, а по правую и левую сторону в клеймах 12 праздников Господских. Во втором поясе в средине образ Спасителя, по сторонам лики апостолов. В третьем в средине образ Коронования Божия Матери, по сторонам лики пророков. В четвёртом в средине Распятие Господа нашего с предстоящими по сторонам. В клеймах страсти Господни». Были ещё иконы в алтаре и иконостас в трапезной около «Красных врат» – широкой арки, ведущей в храмовую часть.
В 1806 году составлена новая опись церковного имущества. Там главный предалтарный иконостас обозначен как «столярный с выгибами, а по местам с резьбой, тело выкрашено голубой краской, а резьба вызолочена. На том иконостасе клеем резных и позолоченных двадцать, в коих писаны дванадесять праздников и страсти Господни». Аналогично описаны верхние деисусный и пророческий ряды, где по сторонам центральных образов размещались по три боковые иконы. А также завершающая иконостас икона «Распятие» в фигурном клейме-фрамуге. Иконы местного ряда к тому времени были украшены серебряными ризами и венцами. Появились два клироса столярной работы с вызолоченной резьбой и боковые киоты. О царских вратах сказано, что на них резное изображение «Сошествия Святого Духа на апостолов» (а не «Тайная Вечеря», как отмечено в первой описи). Возможно, створки были переделаны или в первом случае допущена ошибка.
Храм села Масальского избежал закрытия в советское время, а потому его убранство сохранилось, что уникально для наших мест и всей многострадальной страны. Предалтарный иконостас можно видеть на фото искусствоведа В.М. Рудченко и частично в оригинале. Он имеет фигурный контур с эффектными изгибами симметричных ризалитов, завершённых лучковыми фронтонами. Композицию определяют вертикали узких пилястр с резными вставками, капителями, гирляндами, а также профилированные карнизы и пояски. Среди них выделяются многочисленные резные клейма и обрамления икон со сложными завитками, листьями, рокайлями, фигурками херувимов. Центром композиции служили царские врата, оформленные скульптурной группой на фоне рам с цветными стёклами. Над вратами возвышается фигурный балдахин. Не меньшим своеобразием выделяются завершения боковых входов с переданными резьбой пышными драпировками, кистями, коронами. Нежно-голубой фон плоскостей иконостаса сочетается с тонкой золочёной резьбой. Плавные изгибы, сложные фигурные детали, живопись и миниатюрные скульптуры образуют изящную эффектную композицию.
Иконостас выполнен в стиле рококо и содержит все характерные элементы этого стиля. Не вызывает сомнений, что он современен строительству храма, – очевидно, был изготовлен в 1770-1780-х годах. В композиции присутствует явное сходство с величественным иконостасом Зачатьевского собора Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, созданным в 1762-1764 годах осташковскими мастерами. Возможно, иконостас сельского храма является миниатюрной вариацией, созданной по качественному проекту не менее талантливыми мастерами. Также примечателен иконостас зимнего придела – более сдержанный, с широкими каннелированными пилястрами, карнизами и столь же выразительной рокайльной резьбой обрамлений и клейм.
Убранство дополняли медные паникадила, подсвечники, лампады и многочисленная серебряная утварь – дарохранительница, потиры, дискосы, звездицы, напрестольные кресты, оклады Евангелий. Среди них выделялся чеканный золочённый крест из кипарисового дерева со вставками частиц мощей разных святых. Была богатой библиотека храма с десятками наименований книг, изданных в XVII-XIХ веках.
Говоря об архитектурных особенностях, можно отметить, что храм невелик, но внутренние помещения просторные, светлые с широкими арочными окнами и высокими сводами. Плоскости стен покрывает сдержанный лепной декор – карнизы и тяги различных форм. Ниши окон имеют тонкую филёнчатую обработку. Фигурные картуши окаймляют живописные клейма на сводах. Особенно примечателен свод храмовой части, завершённый восьмигранным проёмом для светового барабана. От его краёв, оформленных фестонами и фигурками херувимов, спускаются профилированные тяги. В верхней части стен заметны отверстия голосников, улучшающие акустику, – явная отсылка к давней традиции. На лотках сомкнутого свода помещены четыре круглых медальона с изображениями евангелистов. Ещё два медальона расположены по сторонам иконостаса.
В оформлении интерьеров плоскости стен и тонкий лепной декор органично сочетаются с цветной расколеровкой (преимущественно в розовых и голубых тонах) и живописными клеймами в иллюзорных гризайлевых обрамлениях, имитирующих сложную лепнину. Живописное убранство храма, возможно, выполнялось в несколько этапов разными мастерами, могло неоднократно переписываться и поновляться. В частности, росписи храмовой части похожи на работы угличских живописцев Бурениных. Для них характерен стиль иллюзорных орнаментов, но фигуры святых явно схематичны. Можно вспомнить и живописцев Гусевых, трудившихся во многих церквах.
С течением времени убранство храма дополнялось. Очевидно, после составления описи 1806 года изготовлена великолепная надпрестольная сень с тонированными под розовый мрамор коринфскими колоннами и перекинутыми между ними кессонированными арками с резными розетками и литургическими атрибутами. К тому же периоду могут относиться некоторые киоты, выполненные в классическом стиле, – с розовыми колоннами, многочастными карнизами, резными композициями в завершении.
В 1899 году в трапезной на средства прихожанина, крестьянина деревни Лукьяново А.А. Шеина был создан придел во имя Святого благоверного князя Александра Невского. В небольшом пространстве северо-восточного угла размещён иконостас в эклектичном неорусском стиле с фигурными золочёными колоннами сложных форм, крупными капителями, насыщенным силуэтом завершений, ажурной резьбой царских врат. Возможно, в тот же период выполнены росписи трапезной.
Известно, что храмовую территорию окружала ограда длиной 140 саженей (299 м) – «вся каменная с железными решётками» и небольшой часовней. Так что на протяжении ста пятидесяти лет заботами прихожан, причта и благотворителей периодически велось строительство, выполнялись ремонты и поновление.
В советский период Рождественская церковь оставалась действующей, но скромный сельский храм во враждебных условиях постепенно обветшал. Его замечательное убранство целостно сохранялось ещё в начале 2000-х годов, но затем немало пострадало от грабежей. Трагично и печально, что, утратив большую часть культурного достояния в противоречивом ХХ веке, мы продолжаем терять. Что оказывается невозможным обеспечить сохранность сельских храмов.
Церковь села Масальского нуждается в серьёзной реставрации, которая позволила бы сохранить для потомков уникальный памятник с богатой историей и целостным комплексом внутреннего убранства XVIII-XIX столетий.