Евгений Лиуконен
Село Сергиевское расположено примерно в 17 километрах к югу от Углича и в 2,5 километров от волжских заливов и островов. Разлив Угличского водохранилища поглотил исконную ровную линию правого берега, образовав сложный изрезанный рельеф. Поблизости расположена железная дорога, а когда-то там в направлении Калязина проходила старая Московская дорога.
Прилегавшие к сёлам Прилукам и Красному населённые пункты на обоих берегах Волги с первой половины XV века по начало XVIII входили в состав обширной вотчины Троице-Сергиева монастыря. Село Сергиевское сформировалось примерно в первой трети XVI века при освоении и развитии земель как один из центров монастырских владений. В течение своей пятисотлетней истории оно имело статус и погоста, и приселка, но неизменным являлось наличие приходской церкви Преподобного Сергия Радонежского. В XVI-XVIII веках в селе традиционно бытовали деревянные храмы, перестраивавшиеся по мере необходимости. В конце XVIII столетия возводится существующий каменный храм.
Вероятно, в феврале 1792 года служивший в церкви священник Симеон Петрович с приходскими людьми подал в Ярославскую Духовную Консисторию прошение следующего содержания: «вместо пришедшей в ветхость деревянной во именование Преподобнаго Сергия Радонежскаго Чудотворца построить вновь в тож именование каменную церковь». 6 марта последовало разрешение архиепископа Ярославского и Ростовского Арсения (Верещагина). Благое дело увенчалось успехом – спустя шесть лет, в начале июня 1798 года, новый священник Иоанн Григорьев и церковный строитель крестьянин Иван Алексеев вновь подают прошение, где говорится, что каменная церковь «приведена к окончанию. Иконостасами и святыми иконами, так же и всею утварию церковною снабжена и украшена. Посему и просим всепокорнейше Ваше Архипастырство, дабы благоволено было сию нашу вновь построенную каменную церковь во имя Преподобнаго Сергия чудотворца на нововыданном Святом Антиминсе, на атласе печатном, данным Вашего Высокопреосвященства иеромонаху Кесарию, повелеть освятить и на сём прошении милостивую учинить резолюцию».
Прошение было рассмотрено, и архиепископ Арсений вверху документа надписал резолюцию: «1798 года 10 июня. Показанный храм по чиноположению церковному освятить Архиерейскаго Нашего Дома иеромонаху Кесарию именем Господним благословляю. И для сего выдать новоосвящённый на атласе антиминс». 18 июня последовал указ Духовной Консистории, а в конце следующего месяца иеромонах Кесарий направил рапорт, где сообщил о проведённом 4 июля освящении церкви.
Это касалось главного престола в храмовой части. Чуть позже появилась возможность разместить по правой стороне трапезной тёплый придел во именование Живоначальной Троицы, который предназначался для зимних богослужений. Разрешение было дано в 1802 году, а 23 мая 1804 года причт и прихожане подали прошение об освящении придела. 31 мая дан указ, а 13 июня Троицкий придел освящён игуменом Угличского Покровского монастыря Игнатием.
При рассмотрении вопроса местный благочинный предоставил заслуживающие внимания справочные данные. Так, в 1804 году при церкви села Сергиевского числилось 90 приходских дворов. Численность прихожан составляла 601 человек – 291 мужского пола и 310 женского пола. В ведении храма имелось 43 десятины пашенной и сенокосной земли, которая служила для обеспечения причта.
На основе приведённых сведений устанавливается, что основные строительные работы были выполнены в 1792 году и в течение нескольких последующих лет. К июню 1798 года было завершено убранство храмовой части, а в период 1802-1804 годов выполнено убранство трапезной. Каменная церковь была построена при священниках Симеоне Петровиче и Иоанне Григорьеве, а также строителе крестьянине Иване Алексееве. При этом важно отметить, что последний являлся выбранным от прихода распорядителем работ – его должность по значению была близка церковному старосте. Непосредственно строительные работы осуществляли нанятые по договорам артели каменщиков, плотников, штукатуров во главе с подрядчиками.
Каменная церковь была возведена в соответствии с местными традициями второй половины XVIII века и, вероятно, бытовавшими в епархии образцовыми проектами. Это был традиционный храм с осевой композицией «кораблём». Двухсветный четверик храмовой части имеет на боковых фасадах по две оси, завершён округлой крышей с восьмигранным двухъярусным барабаном и главкой. С востока примыкает пятигранная апсида алтаря. Углы объёмов обработаны чёткими вертикальными линиями лопаток. На уровне нижнего и верхнего ярусов их пересекают парные пояски. Карнизы под крышей усложнены несколькими рядами тяг. Окна с лучковыми и арочными перемычками оформлены плоскими рамками-наличниками с профилированными подоконниками, верхними угловыми выступами и замковыми камнями. Также примечательна обработка венчающего барабана прямоугольными филёнками.
В составе декора практически отсутствуют фигурные профилированные детали – и лопатки, и пояски-карнизы, и наличники выполнены из обычного кирпича. Но и при аскетизме, графичности форм здание выразительно, не лишено благородного изящества. Храм выдержан в стиле позднего провинциального барокко. В его формах также заметно влияние классического стиля. Вместе с тем здание хранит связь с исконным деревянным зодчеством – разграниченные объёмы, пятиугольная структура апсиды, акцентирование углов лопатками явно воспроизводят в кирпиче традиционные срубы деревянных храмов.
В описи имущества 1806 года сообщается, что в тот период храм был покрыт тёсом, выкрашенным красной краской. Главы обиты чешуёй и окрашены в зелёный цвет. Кресты и цепи железные. В описи значится и колокольня. Возможно, она была возведена одновременно с храмом, но при этом выдержана в провинциальном классическом стиле. Для неё характерны четырёхгранная форма, вертикально вытянутые арочные проёмы с замковыми камнями. В нижнем ярусе арки и круглые окна фланкированы полуколоннами тосканского ордера, во втором – ионического. Карнизы имеют простую ступенчатую форму и выступы над колоннами. Третий ярус, выделяющийся иным композиционным решением и деталями, вероятно, был надстроен в первой половине XIX века с целью увеличения высоты, но при этом нарушил композицию, придал колокольне непропорционально-вытянутую форму. Венчают объём небольшой барабан и чашевидная главка.
Облик первоначальной трапезной неизвестен, но, очевидно, она была меньшего размера, имела на боковых фасадах по три или четыре окна. Внутри зимнего храма справа располагался единственный придел – в честь Живоначальной Троицы. Существующая более широкая трапезная сооружена «усердием» крестьянина деревни Нефтина Панфила Фёдорова Бухарина в 1862 году. По правую сторону в ней, как и прежде, размещён Троицкий придел, по левую – новый придел во имя Пророка Илии.
Строительные работы выполнил подрядчик Прокопий Степанов Грачёв (крестьянин Ярославского уезда, Григорьевской волости, Долгопольского общества, деревни Федорково), который по контракту «взял на себя каменную работу, означенную в плане, а именно: сломать две стены трапезы, очистить кирпич из стен и употребить в новые стены, исправить входную дверь и заложить в арке к настоящей церкви, как означено в плане. Выбутить бут – глубины и ширины, какой следует, скласть новые стены, своды от колокольни до стены трапезы и в трапезе. Все сделать, как означено в плане, нимало не отступая от него. Кирпич при кладке обмакивать в воде. Воду, потребную для работы, носить своим рабочим самим. Квартиру, дрова и хлеб для рабочих иметь от себя. Начать же означенную работу с 18 маия 1862 года. Рабочим, какое количество требуется, не менее шестнадцати человек, не отходить к другим работам. И окончить всю работу к пятнадцатому июля того же 1862 года. За работу мне получить по договору 550 рублей серебром». Вместе с тем не вызывает сомнений, что в 1862 году были осуществлены только черновые работы – зимний храм явно завершён и освящён несколько позднее.
Новая трапезная выполнена в типичном для середины XIX века эклектичном стиле, но при этом на фасадах воспроизведены прежние барочные наличники, лопатки и пояски. Боковые стены имеют трёхчастное деление с большим, чем прежде, числом окон. Объём над парным пояском дополнен повышенным аттиком с филёнками и центральным килевидным кокошником. Над аттиком возвышается фигурная крыша полуциркульной формы. Таковы основные этапы создания и архитектурные особенности церкви Преподобного Сергия Радонежского села Сергиевского.