Евгений Лиуконен
Так уж сложилось и повелось, что облик отечественных городов насыщен яркими цветами. Отсутствие строительного камня вело к оштукатуриванию фасадов как единственному варианту отделки, а далее известковую штукатурку традиционно белили или же окрашивали в каноничные цвета. Пасмурные северные будни и снежные зимы логично требовали насыщенной яркости в городской среде, что в основном и решала расколеровка фасадов.
Продолжим рассмотрение наиболее характерных примеров. Возведённый в 1700-х годах Спасо-Преображенский собор, очевидно, изначально был выбелен. При этом резной белокаменный портал южного входа мог быть расцвечен различными красками, выделявшими плетение виноградных лоз и другие сложные скульптурные детали. Различные цвета могли присутствовать и на деталях наличников, карнизов. В ранний период главы имели деревянное чешуйчатое покрытие, а кровли были тесовые. В 1793 году первоначальные главы заменяются железными, покрытыми жестью. Вероятно, примерно в тот же период происходит и замена крыш. Новые покрытия были выполнены из лужёной жести и, следовательно, имели серо-серебристый цвет. Кресты вызолочены.
В 1811 году фасады подверглись серьёзному ремонту. В соответствии с договором мастерам следовало «Соборную церковь настоящую всю, равно и придел, и колокольню, и на них имеющиеся карнизы и колонны по гладким местам обсечь все докрасна, общекотурить и обелить, и по приличным местам раскрасить красками». В ходе работ с фасадов была сбита первоначальная известковая обмазка, а взамен выполнена штукатурка.
Расположенный по соседству зимний Богоявленский собор (1814-1827) в ходе строительства в 1820 году был оштукатурен. При этом следовало «два раза выбелить, а в некоторых местах по приличию прикрыть серью или перловою краскою или другими колерами, как строителям заблагорассудится». Это указание в старинном документе представляет особенный интерес. Очевидно, первоначально фасады Богоявленского собора были окрашены в «перловый» – жемчужно-серый цвет. Вероятно, ещё ранее – в 1811 году – таким стал и Спасо-Преображенский собор. Серая расколеровка присутствует на чертеже 1836 года и одной из парсун царевича Димитрия, где запечатлены оба соборных храма и колокольня. При этом дворцовая Палата реалистично выполнена краснокирпичной, – поэтому есть все основания верить изображению.
На акварели В.И. Серебренникова середины XIX века детали Преображенского собора выбелены, а плоскости тонированы в жёлтый охристый цвет. Верхняя часть стен четверика окрашена в красноватый цвет (данная расколеровка восстановлена при реставрации 2000-х годов). В тот период ещё сохранялись лужёные кровли и главы, которые периодически ремонтировали и очищали. При этом алтарь и паперти уже имели новые кровли, окрашенные в зелёный цвет. Таким образом, акварель В.И. Серебренникова весьма реалистично передаёт сложную цветовую гамму храма. К перечисленному необходимо добавить росписи в тимпанах кокошников, на барабанах и сопровождавшие их голубые тонировки. Богоявленский собор тоже со временем становится жёлто-белым, а его кровли и купол окрашивались зелёной краской на масле.
Наряду с комплексом соборных храмов в Кремле располагавшаяся на торговой площади Успенская церковь (1795-1799) имела не меньшее значение для облика Углича. Фасады храма длительное время были выбелены. Затем, примерно на рубеже XIX-XX веков, плоскости стен тонированы в красный цвет. По описи имущества 1808 года главы изначально были обиты деревянной чешуёй и окрашены в зелёный цвет, а тесовые кровли окрашены в красный. В 1821 году происходит замена деревянных глав железными. Новые кровли окрашиваются в наиболее распространённый зелёный цвет, а кресты золотятся.
О Казанском храме сообщалось в предыдущей статье. Составлявшая одно из важнейших украшений города Филипповская церковь на протяжении своего существования была выбелена по штукатурке – цветные расколеровки не применялись. А вот Вознесенская церковь со временем получила красноватую тонировку плоскостей фасадов. Возвышающаяся на волжском берегу Воскресенско-Флоровская церковь по описи 1837 года «снаружи… по кирпичу отбелена известью, а выход извне отбелен и оштукатурен». Это был один из немногих старинных храмов Углича в XIX веке избежавших оштукатуривания. На протяжении всей истории храм был белым – лишь в 2004 году явно ошибочно его окрасили в жёлтый цвет.
Корсунская церковь по описи 1808 года имела следующие особенности: «стены снаружи выбелены известью просто без щекотура». Главы обиты деревянной чешуёй и выкрашены зелёной краской, на них кресты железные прорезные, «покрыта вся тёсом по скале» (бересте). В 1810 году сооружаются железные кровли и главы. В описи 1837 года сообщается, что главы и покрытие четверика были из лужёного железа, а кровли на алтаре, трапезной и паперти окрашены медянкой. К тому времени «снаружи вся церковь отщекотурена и окрашена охрою», – т.е. плоскости фасадов тонированы жёлтым.
Уникальный памятник – церковь Рождества Иоанна Предтечи «на Волге» – ещё в середине XIX века, несмотря на оштукатуривание фасадов, была выбелена. Вероятно, лишь во второй половине столетия появляется знакомая нам жёлто-белая окраска. Главы обиты белым лужёным железом, а все прочие кровли окрашены медянкой.
На этом завершим обзор цветовых особенностей местных храмов. Некоторые из них так и оставались традиционно белыми. Фасады других тонировались в жёлтый или красный цвета с выделением былым архитектурных деталей. Периодически могли перекрашиваться, меняя расцветку. В начале XIX века зачастую ещё сохранялась традиция красных тесовых кровель, было широко распространено серебристо-серое лужёное железо, но с течением времени железные кровли повсеместно получили наиболее распространённый зелёный цвет. Перечисленные особенности касаются и светской архитектуры – купеческих особняков и общественных зданий. Среди них многие были просто выбелены, другие же имели традиционную для русского классицизма жёлтую охристую окраску фасадов.
В нашем распоряжении есть качественные чертежи 1830-х годов здания Городских присутственных мест в Кремле, общественного дома близ Филипповского моста, здания Уездного и Приходского училищ на углу Петербургской и Вознесенской улиц, городских деревянных домов в 5-м квартале по Селивановской (Бахарева) улице. Не все перечисленные чертежи чётко тонированы, но всё же заметен основной жёлтый цвет фасадов. Наиболее интересную расколеровку имело здание пожарной части, где также располагались Присутствие Городнического Правления и Квартирная комиссия.
На чертеже 1839 года обозначены зелёные кровли и жёлтый объём каланчи, первоначальная башня которая существенно отличалась от существующей ныне. Плоскости фасадов второго этажа тонированы жёлтым. Белым цветом выделены колонны, карнизы пояски и так же белой была рустовка первого этажа. Подобная расколеровка смотрелась подчёркнуто благородно, придавая фасадам особую изысканность. Также необходимо отметить, что пока в 1930-х годах не были пробиты ворота для автотранспорта, центральный ризалит украшали три классические арки с замковыми камнями. Боковые крылья были подчёркнуто симметричны. Грубая перестройка нанесла существенный ущерб облику знакового для города здания.
Руины усадебного дома сельца Григорьевского предоставляют интересные данные о старинной расколеровке. Под слоями поздней побелки проявляется насыщенный охристый цвет плоскостей фасадов. При этом выступы руста первого этажа были выбелены, а швы между ними тонированы жёлтым. Подобное решение, как и в случае со зданием пожарной части, придавало куда большую изысканность формам фасадов.
В заключение можно вновь затронуть вопрос традиционных цветов кровель. Городские и церковные расходные книги изобилуют записями покупок постного масла, белил, сурика, медянки. При кровельных работах, как правило, использовали традиционное для нашей местности льняное масло, которое в отличие от конопляного, прозрачнее и с более приятным запахом. Из масла варили олифу, в которую добавляли красители. «Ярь медянка» и «ярь веницейская» являлись пигментами на основе окислов меди – они давали наиболее распространённый зелёный цвет. Для улучшения качества в медянку было принято добавлять свинцовые белила. Железный сурик или «мумия» – пигменты на основе окислов железа, обеспечивавшие густо-красный, коричневатый цвет. Применялись и более редкие краски – как голландская сажа на масле, «браншвейн» или «брауншвейг». Первая представляла собой чёрный краситель, который в цветах местных кровель встречался крайне редко, а второй – ещё одна разновидность зелёного.