A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Эполет из собрания Угличского музея. К атрибуции памятника.

Эполет из собрания Угличского музея. К атрибуции памятника.

Курнышова Анастасия Николаевна, заведующий сектором реставрации отдела фондов 

ГАУК ЯО «Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей», г. Углич.

Конференция "Музей в культурном пространстве исторического города" 2021

В Угличском музее издавна хранятся уникальные предметы, способ поступления которых разнообразен. Они поступали в дар, через закупки, имеются и предметы, найденные во время археологических раскопок. Эполет, о котором пойдет речь в статье, поступил 25 августа 1900 году, найден при раскопках в Угличском Кремле, производимых И.Тихомировым и Н.Евреиновым.(1)

Эполет изготовлен из шелковой ткани- глазета. Корешок для пристегивания к плечу мундира утрачен. В центре по шелку вышито изображение царевича Димитрия Угличского в рост. Ножичек в правой руке вышит серебряными нитями. Руки, лик, ноги, княжеская шапка вышиты шелком, нимб и платье - серебряными нитями вприкреп шелком. Платье укреплено мелкими стежками поверх глазета, шов перекрыт пайетками с канителью. Пайетки пришиты в четыре ряда. Между вторым и третьими рядами стилизованный растительный орнамент, вышитый канителью и пайетками, частично утрачен. Бахрома эполета состоит из серебряных нитей, скрученных вдвое, поверх – пружинки в количестве 38 штук. А также декорирована рядом пайеток, закрепленных канителью. Диаметр круга 8 см, длина бахромы 8 см. Подкладка шелковая, пришита шелковой нитью косым швом через край.

В действующей учетной документации Угличского музея указанный предмет датирован первой половиной XIX века. В книге поступлений предметов в Угличский музей Древностей за 1900г. памятник назван «эполет Угличского городничего нач. XIXв.» Нашей задачей в данном случае мы видим уточнение датировки и атрибуции уникального музейного памятника. В результате реставрационных работ и исследования предмета, возможно, будут внесены изменения в его основные учетные параметры.

В реставрацию эполет поступил сильно загрязненный, с большой утратой шелка в центральной части. Канитель деформирована. Серебряные нити потемнели. Подкладка загрязнена и имеет большую утрату.

Первичная очистка проводилась сухой мягкой кистью. Серебряные нити очищены органическими ферментами, с последующей обработкой ватным тампоном, смоченным в 96% этиловом спирте. Шелковые нити - сухой кистью. Для очистки и дублирования подкладки, был проведен демонтаж подкладки при помощи скальпеля. Подкладка промыта на фильтровальной бумаге греческой губкой пеной геля «Ушастый нянь». Последняя промывка проводилась дистиллированной водой с добавлением 8% водно-спиртового раствора ПЭГ-400.

В качестве дублировочных материалов выбраны: плотный шелковый газ для подкладки, глазет и тонкий шелковый газ для подведения под утраты шелка в центральной части. Газ тонирован вофолановыми красителями. После окрашивания дублировочные ткани напылялись 5-8% термопластичным клеем А-45К в ацетоне. Концентрация клея зависела от плотности шелка, который предстояло напылять. Клей наносился с помощью компрессора высокого давления, который дает возможность разбить наносимый клей до мелкодисперсного состояния. В результате, мы получаем не сплошную пленку на поверхности дублировочных материалов, а точечное нанесение клея.

В местах разрывов глазета, подведен более плотный напыленный газ, и сдублирован с помощью термошпателя (t 60-70º С) через фторопластовую пленку. Разрывы и серебряные нити глазета, укреплены точечным швом тонированной газовой нитью с помощью иглы.

Под утраты шелка в центральной части подведен и укреплен тонкий напыленный газ с помощью термошпателя(t 60-70º С) через фторопластовую пленку.

Для устранения деформаций, через петли бахромы, пропущена льняная нить. Пайетки и канитель укреплены иглой вощеной шелковой нитью. В местах, где иглой укрепить было невозможно, был точечно подведен клей А-45К.

Подкладка сдублирована на плотный напыленный шелковый газ с помощью термошпателя(t 60-70º С) через фторопластовую пленку, с последующим укреплением иглой по контуру. Подкладка смонтирована на эполет шелковой нитью с помощью иглы косым швом, аналогичным авторскому. Вся работа проводилась в бинокулярных очках.

При реставрации экспонатов, большую роль играет изучение и исследование самого предмета. Мы в данном случае приведем

Эполе́ты (фр. épaulettes букв. «плечики» от épaule «плечо») — наплечные знаки различия воинского звания на военной форме. Были распространены в армиях европейских стран в XVIII—XIX веках, особенно в период наполеоновских войн, но к середине XX века практически вышли из обращения. В настоящее время сохранились лишь в армии некоторых стран как часть парадного обмундирования. В основном использовались во времена Наполеона.

Устройство и функции эполета следующие: поле (чашка) эполета имеет форму круга или овала, корневая часть (та, что ближе к шее) в разных армиях может иметь различную форму — от прямоугольника до вытянутого полукруга. Эполет крепится к плечу следующим образом: на плечо мундира нашит специальный узкий поперечный контрпогон, под которым пропускается корневая часть эполета. На конце корневой части закреплена пуговица, которая шнурками или крючком крепится на плечо мундира у воротника. Поле эполета, в зависимости от ранга воинского звания, может обрамляться плетёными из проволочной канители валиками или чеканными накладками, имитирующими валики. У военнослужащих более высокого ранга по окружности поля может крепиться канительная бахрома. На поле эполет также могут находиться символы, обозначающие звание и принадлежность к роду войск. Некоторые ошибочно считают, что эполеты произошли от рыцарских доспехов. Были характерны для униформы XIX — начала XX веков в армиях европейского типа.

В ходе проведения реставрационных работ, описания и изучения истории данного музейного предмета, стало известно, что в фондах Государственного исторического музея, хранятся аналогичные эполеты, датированные 1763-1775гг(2).

Также в энциклопедии «Руссика» История России XVIII-XIX вв. в статье «Чины и звания» есть изображение эполета полковника ярославского пехотного полка XVIII века. Это же изображение есть и в книге «Титулы, чины, награды, униформа Российской Империи, СССР и современной России(3).

В 1708 году Указом царя Петра 1 в городе Угличе был создан пехотный полк. На Знамени его был образ самого почитаемого святого Углича - царевича Димитрия.
Сначала он назывался 1-й гренадерский Бильса полк, а затем, с 1726 года получил свое имя, Угличский, в честь города, в котором и был основан. Боевое крещение полк получил в стычке со шведами на реке Десне 23 октября (по старому стилю) 1708 года. В знаменитом Полтавском сражении 27 июня 1709 года полк удерживал левый фланг, понеся огромные потери. Затем были Прутский поход и поход на Гельсингфорс (Хельсинки). В 1714 году 300 человек полка участвовали в морском сражении при мысе Гангут (так родилась, ставшая знаменитой русская морская пехота). Потом было участие в Семилетней войне, победные походы по Пруссии.

В конце ХVIII-го века Угличский полк входит в состав армии великого русского полководца А.В.Суворова. Взятие Варшавы, штурм таких мощных турецких крепостей на Днестре, как Бендеры и Аккерман. После покорения Измаила почти год полк находился в составе гарнизона крепости, которым командовал М.И.Кутузов. В 1796 году Угличский полк воюет на персидской границе под командованием генерала В.Зубова. В 1799 году во время швейцарского похода Суворова солдаты Угличского полка участвуют в бою за Чертов мост.
После неудачных сражений с французами в Пруссии в 1807 году полк находился на переформировании в Архангельске до 1815 года. Потом, в Москве солдаты полка участвуют в закладке Храма Христа Спасителя.

Но два подвига особенно прославили Угличский полк на всю историю. В 1855 году после побед России в морских сражениях Англия и Франция выступили союзниками Турции. Шестидесятитысячная армия трех стран высадилась в Крыму. Началась длительная героическая оборона Севастополя, которую возглавляли адмиралы: В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин. Вся Россия взволнованно следила за ходом боевых действий. Во многих городах на Крымскую войну собирались добровольцы. Угличане также внесли свой вклад: 130-е ополчение в рядах 63-го полка показало в Севастопольской битве чудеса героизма. Одна из улиц города была названа Угличской, а полку вручили Георгиевские знамена. В Угличе, в центре города, в память об этом поставили часовню, а в Севастополе мемориал, где вписаны были имена угличан.
В 70-е годы XIX века на Балканах разгорелась новая война. Россия вступила в нее с новой армией, преобразованной во время реформ. 63-й пехотный Углицкий полк находился в 16-й дивизии, которой командовал прославленный русский генерал Михаил Дмитриевич Скобелев (кстати, его тетя Вера Ивановна проживала в Угличе, и портрет ее сейчас находится в Угличском историко-художественном музее). Командиром полка был полковник, Николай Федорович Панютин.

Сначала была Плевна, где Угличский полк потерял одну треть состава, но о переформировании не было и речи. Дивизию сразу же перебросили на Шипку, где с лета держала оборону 14-я дивизия Радецкого. Турки предприняли жестокий штурм. У русских кончились боеприпасы, начались рукопашные схватки, но взять перевал противнику не удалось. Наступила зима. Стояли сильные морозы. Не хватало питания. Много солдат замерзло. Тогда Скобелев приказал идти в рукопашную атаку. Турки были разбиты. Дивизию за эту победу назвали Железной. Вот и стоит сейчас на Шипке стелла, где навеки выбиты имена солдат 63-го Угличского пехотного полка.

История продолжалась. «Угличане» участвовали в русско-японской войне 1904-1905гг. В годы первой мировой войны Железной дивизией командовал талантливый русский полководец, Антон Иванович Деникин. В своих мемуарах он вспоминал о генерале Боуфале, который, будучи поручиком, первым ворвался на Шипку.
Участвуя в боях в Галиции, Железная дивизия проявила себя с лучшей стороны, но потеряла 40% своего состава. В 1916 году Железная дивизия была расформирована. Октябрьская революция внесла свои коррективы. Часть солдат служила в Белой армии, часть перешла в Красную армию.

В 1918 году в Рабоче-Крестьянской Красной армии сформирована дивизия, названная за подвиги, совершенные ее бойцами, Самаро-Ульяновской Бердичевской Железной дивизией. Ее боевой путь прошел через всю гражданскую и финскую войны, а в годы Великой Отечественной войны были Смоленское сражение и сражение под Демянском, битва за Сталинград и далее много боев до самой Праги. Сейчас эта дивизия находится в Украинской армии. Может быть, там следует искать следы Угличского полка.

При изучении эполета мы обратились к геральдической символике. Нас интересовал герб, размещенный на знамени Угличского полка.

Согласно данным электронного ресурса «Википедия», в 1730 году утверждён герб для знамен Углицкого пехотного полка: в золотом щите на красном поле, на зелёной земле Св.Царевич Димитрий, в золотой царской одежде и в золотой же княжеской шапке с крестом, держащий в правой руке - нож, а под левою - белого агнца.

Исторический герб Углича был Высочайше утверждён 31 августа (11 сентября) 1778 года императрицей Екатериной II вместе с другими гербами городов Ярославского наместничества. Официально использовался до ноября 1917 года. В 1999 году исторический герб Углича был восстановлен в качестве официального символа Угличского муниципального округа и города Углича. После упразднения округа, 30 марта 2007 года Решением Муниципального Совета городского поселения Углич Ярославской области герб стал принадлежать только городу. Герб внесён в Государственный геральдический регистр под регистрационным номером 506.

Герб городского поселения Углич представляет собой геральдический щит. В червлёном (красном) поле царевич Димитрий в золотой, с одной видимой дужкой под державой, короной, имеющей пурпуровую шапку, в пурпуровом платье, украшенном золотом и драгоценными камнями и в пурпурных сапожках, в правой руке царевича — серебряный нож, голову царевича обрамляет нимб золотого цвета(4).

Исходя из выше изложенного и по результатам исследований, можно с осторожностью предположить, что данный эполет более ранний, чем записан в учетной документации Угличского музея и может быть датирован XVIII веком. Кроме того, принимая в качестве аналогов памятники, хранящиеся в Государственном Историческом музее и учитывая их принадлежность к деталям военной одежды, а также геральдические изображения на знамени Угличского полка и гербе города, мы можем отнести эполет из собрания Угличского музея к знакам отличия воинских чинов офицерского состава Угличского полка.

Примечания

1. Книга поступлений предметов в Угличский музей древностей с 1 января 1900г. С. 61-62

2. По материалам сайта "http://organizmica/archive/606/oep.shtml

3. Школьная энциклопедия «Руссика» История России 18-19вв.-/ научн. Рецензент д.и.н. П.П. Черкасов.- М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2003.-736с.: ил.

4. По материалам сайта https:// ru.m.wikipedia.org/wiki/

x
Подписаться на новости
X