Евгений Лиуконен
В данной статье мы продолжим обзор новой экспозиции прикладного искусства в Галерее «Под Благодатным Покровом». Помимо ранее описанных предметов старинной церковной утвари, происходящих из Алексеевского монастыря, в экспозиции представлено множество других интересных памятников – замечательных произведений ювелирного искусства, драгоценных реликвий прошлого.
Наряду с вкладом князя Ф.И. Мстиславского одними из наиболее ценных и уникальных предметов в собрании Угличского музея является вклад ростовского митрополита Ионы Сысоевича в Воскресенский монастырь. До наших дней сохранились напрестольный крест 1676 года, потир 1679 года, а также две звездицы и копие. Впервые в полном составе они представлены в экспозиции.
Изысканностью и совершенством форм привлекает внимание священный евхаристический сосуд – потир. Предмет состоит из полусферической чаши и вытянутого поддона с витыми ложчатыми выступами. На их стыке расположено богато орнаментированное яблоко. Аналогичные гравированные и чеканные орнаменты покрывают другие части основания. С ним контрастируют гладкие поверхности чаши с размещенными в круглых клеймах гравированными изображениями Голгофского креста и «Деисуса» (обращенных в молении к Спасителю Иоанна Предтечи и Богоматери). По верхнему краю проходит узорная надпись вязью – канонический текст из Евангелия от Матфея, сообщающий о предназначении чаши: «Пиiте от нея вси: сия есть кровь моя, Новаго Завѣта, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грѣховъ». На нижней кромке поддона размещена узкая полоса вкладной надписи: «Лѣта 7187 (1679) года сдѣланы сии священныя сосуды тщанием и радѣнием преосвященнаго Ионы, митрополита Ростовскаго и Ярославскаго, в монастырь Воскресения Христова, что на Углѣче».
Известный своей обширной строительной деятельностью митрополит Иона по одной из версий был уроженцем Угличского уезда, села Кабанова. Принял постриг в Воскресенском монастыре, а спустя десятилетия, находясь на архиерейской кафедре, отстроил скромную угличскую обитель в камне, создав замечательный архитектурный ансамбль. В данном контексте отмеченные вкладные предметы могут рассматриваться не только как произведения искусства, но и как память о нашем земляке, одной из выдающихся личностей отечественной истории.
Немало замечательных предметов происходит из местных приходских церквей. Одной из таковых являлся Филипповский храм, до 1930-х годов стоявший в начале Ярославской улицы – напротив здания Галереи. Привлекает внимание крупноформатное напрестольное Евангелие печати 1681 года, помещенное в золоченый чеканный оклад. Фон лицевой стороны целиком покрыт затейливым растительным орнаментом. Над ним выступают фигурные дробницы – средник с изображением восседающего на престоле Спасителя и наугольники с евангелистами. Фигуры отличаются миниатюрной скульптурной проработкой. Фоном для них служат стилизованные палаты или гористый пейзаж.
Не меньшим своеобразием отличается великолепный напрестольный крест конца XVII века с чеканными фигурами и частично сохранившейся обнизью из речного жемчуга. Но среди всех предметов экспозиции особенно выделяется потир 1786 года работы московского мастера Федора Петрова. Предмет привлекает внимание крупными размерами, и он также не обделен художественным исполнением. Вытянутую чашу в форме бутона и низкий поддон покрывает накладная диагональная сетка с мелкой зернью и вставками зеленой эмали. В проемах размещены крупные финифтяные медальоны – крест и «Деисус», страдания Спасителя. Великолепно исполнен литой стоян, декорированный рельефными гирляндами и пучками листьев. На краях поддона фигуры херувимов. Наряду с рельефными орнаментами благородны и красивы золоченые плоскости предмета.
Помимо великолепных ювелирных изделий, в экспозиции Галереи можно видеть также происходящую из Филипповского храма медную крестильную купель. Это куда более скромный предмет, покрытый потемневшим слоем олова. Но его поверхности обработаны округлыми ложчатыми выступами, а по верхнему краю пущен тонкий гравированный орнамент.
Высокохудожественным убранством славилась Леонтьевская церковь, которую нередко называли левобережным собором. Двухэтажный пятиглавый храм возвышался на самом берегу Волги, в районе современной территории шлюза.
Одним из наиболее известных экспонатов Угличского музея является напрестольное Евангелие печати 1789 года, покрытое сплошным золоченым окладом работы неизвестного московского мастера 1790 года. В его декоративном оформлении барочную насыщенность сменяет сдержанный и благородный классический стиль. Крупные финифтяные и черненые медальоны окаймлены чеканными венками, поясками стеклянных стразов. Также выделяются ленты бантов, цветочные и лиственные орнаменты, изображение Всевидящего Ока в лучистом сиянии.
Видя огромные книги в великолепных окладах, посетители нередко задаются вопросом об их содержании. Догадаться нетрудно – в них содержатся канонические тексты четырех Евангелий на церковно-славянском языке с краткими житиями апостолов Матфея, Марка, Луки, Иоанна, указателем богослужебных чтений. В экспозиции оклады Евангелий представлены лицевой стороной, но нередко не менее совершенно исполнена и оборотная сторона. Так на нижней доске обозначенного Евангелия помещена чеканная композиция «Древа Иесеева» – аллегорическое изображение родословия Иисуса Христа. Столь же тщательно исполнен и чеканный корешок книги. Там помещены символические изображения: «Агнец Божий», «Горний Иерусалим», «Чаша Нового Завета», «Свеча проповеди Христа», «Медный змий Моисея», «Скрижали Моисея», «Ковчег Завета». На фигурных застежках рельефные фигуры апостолов Петра и Павла.
Относительно обозначенного Евангелия ранее ошибочно указывалось, что оно происходит из церкви села Сергиевского. Сохранившиеся записи заведующего музеем А.К. Гусева восстанавливают истину. В экспозиции Галереи можно видеть другое Евангелие, действительно поступившее в 1977 году из сельского храма. Оно имеет похожий оклад с финифтяными медальонами, но только медный посеребренный.
Из Леонтьевской церкви в музей также поступила дарохранительница московской работы 1788 года, выполненная в виде сени. На насыщенном золоченом фоне выделяются гравированные и объемные орнаменты, черненые медальоны, литые скульптуры евангелистов, ангелов и предстоящих. Над нижней ротондой, колоннами сени, ветвями и главкой возвышается фигура воскресшего Спасителя в сиянии.
Прекрасным качеством работы выделяется потир 1759 года, изготовленный на московской фабрике церковной утвари купца 1-й гильдии В.М. Кункина мастером А.Б. Гильдебрандом. Этот потир – по сути дела единственный уцелевший предмет из прекрасной и величественной Успенской церкви, до 1930-х годов стоявшей на торговой площади. Формой он напоминает потир Филипповского храма, но меньших размеров, на поверхностях черненые медальоны и великолепный прорезной орнамент.
В заключение обратим внимание на напрестольный крест Николопетуховской церкви, изготовленный в 1781 году. Судя по клеймам, он может быть ярославской работы, но также мог быть исполнен и угличским мастером Василием Хорхориным. Сложная форма и барочная насыщенность делают этот крест одним из самых выразительных предметов в экспозиции. На его оборотной стороне гравированная вкладная надпись: «Сооружен сей крест Господень града Углича в церковь святаго Николая Чудотворца, что на Петухове, иждивением приходских людей и усердием вдовы Параскевы Ивановой Голиковой и старанием тоя церкви священника Андрея Дмитриева в лето Господне 1781-е, в декабре месяце».
Так в совершенном высокохудожественном облике экспонатов Галереи отражены важные эпизоды истории, труд талантливых мастеров, судьбы многих людей.