A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Домыслы местной истории

Домыслы местной истории

Евгений Лиуконен

Историческое прошлое Углича, как и многих других старинных городов, хранит огромный объём информации – разнообразных сведений и фактов. Это касается не только событий, но и достопримечательностей, имеющих собственную насыщенную историю. Но как часто прошлое становится объектом различных манипуляций, когда намеренно или случайно искажаются реальные факты и подменяются всяческими домыслами. Если это касается наиболее известных предметов, то заблуждения и плоды мифотворчества многократно тиражируются, превращаясь в устоявшиеся клише.

Как часто мы не замечаем и легко принимаем подобные явления! Они широко представлены в бесчисленных популярных публикациях, беспрестанно транслируются экскурсоводами прибывающим в город туристам. А ведь это едва ли не самые распространённые и массовые источники информации о прошлом Углича!

О некоторых примерах популярного мифотворчества уже доводилось писать, другие затронем впервые. Например, о здании Галереи «Под Благодатным Покровом», расположенном в самом центре города, на углу Успенской площади и Ярославской улицы, нередко сообщается, что в нём первоначально располагалась богадельня. Действительно, ранее так и считали, но теперь достоверно известно, что благотворительное заведение находилось в другом здании и в ином месте! Например, в топографическом описании Ярославской губернии 1803 года приводится следующая информация:

«Вновь выстроенная собственным капиталом здешних купцов Фёдора Григорьева сына Кочурихина и Николая Гаврилова сына Вознесенского каменная одноэтажная богадельня, разделяющаяся на две половины, из коих в первой ныне находятся престарелых мужеского пола – 5, во второй женского – 3 человека. Тут же воспитываются и оставленные без призрения незаконнорожденные младенцы, коих на сей раз мужеского пола – 1, женского – 4 человека».

В приведённом описании подчеркнём, что здание было одноэтажным. На планах города первой половины XIX века обозначено довольно крупное П-образное каменное строение, располагавшееся на торговой площади между Соборным мостом и Успенской церковью. Оно и обозначено как богадельня. К середине столетия здание обветшало и со временем было разобрано. Новый комплекс благотворительных заведений сформировался в западной части города в пожертвованных Василием Андреевичем Пивоваровым каменных домах. Неудивительно, что утраченное более полутора веков назад сооружение на Успенской площади давно забыто.

Что же касается здания Галереи, то оно было построено в 1806-1807 годах и предназначалось для размещения городского питейного дома. В нём на первом этаже располагалось заведение для простого люда, а на втором этаже находился герберг – постоялый двор с трактиром для состоятельных посетителей. По соседству, по восточной стороне Успенской площади, продолжая линию Ростовской улицы, располагались четыре каменных корпуса Мясных торговых рядов.

Впрочем, первоначальное назначение оказалось недолговременным. В начале 1820-х годов «общественный каменный дом близ Филипповского моста» использовался военным ведомством для нужд квартировавших в Угличе полков. Среди таковых были швейная мастерская, гауптвахта, школа полковых музыкантов. А далее оно сдавалось под квартиры городничему и другим чиновникам. С конца XIX века там располагалось Полицейское управление. Можно подвести итог – одно из наиболее видных городских зданий преимущественно имело казённое административное назначение. Хотя в нём находились и квартиры, наименование «Дом жилой» также не вполне подходит.

Теперь перейдём к другому административному зданию – Городских присутственных мест, Городской Думе в Кремле. И устно, и в некоторых авторитетных изданиях оно порой обозначается как «Дом градоначальника». А уж как часто руководителей города XIX века и вплоть до современности именуют градоначальниками!

Казалось бы, в самой структуре слова содержится обозначение главы городской власти, но в действительности оно имело куда более сложное специфичное значение, о котором употребляющие термин даже не догадываются. Согласно справочным изданиям «градоначальник – должностное лицо с правами губернатора, управляющее каким-либо городом, выделенным из губернского подчинения в особую административную единицу». Слово бытовало в XVIII веке как перевод на русский язык обозначений античных и иностранных должностных лиц в ранге наместников. В Российской Империи так иногда именовали комендантов городов. В административную систему государства должность градоначальника была введена в начале XIX века и бытовала в 1802-1917 годах. Градоначальников, как правило, назначали в стратегически важные портовые и пограничные города с постоянным военным гарнизоном и сложным национальным составом, требовавшие усиленного контроля со стороны государства. Постоянно или в отдельные периоды градоначальствами являлись Санкт-Петербург, Одесса, Таганрог, Керчь-Еникале, Измаил, Севастополь и ряд других городов. В начале ХХ века таковая должность была введена в Москве. Нетрудно заметить, что в их числе нет ни Углича, ни даже Ярославля! Абсурдно думать, что для управления большинством губернских и уездных городов требовался высокопоставленный чиновник с полномочиями губернатора.

В брошюре о Петре Томаницком можно видеть подписанную иллюстрацию, где грозный угличский градоначальник избивает старца посреди Ростовской улицы. Но в тексте-то говорится, что конфликт возник с городничим! Очень часто градоначальниками именуют подобающих уездному городу городничих, выполнявших административно-полицейские функции, и выборных от городского общества городских голов. До реформ императора Александра II 1860-х годов решение текущих вопросов осуществлялось «Общим присутствием Городового Магистрата и городничего».

Таким образом, здание Городских присутственных мест, где размещались общественные выборные органы местной власти и другие различные учреждения, никак нельзя назвать «Домом градоначальника». Кроме сторожей и присяжных Уездного казначейства в здании никто не проживал. Несколько ближе обозначенному статусу здание пожарного депо, где до 1860-х годов находилось Городническое правление, но угличским городничим было весьма далеко до полномочий губернатора.

Одна из главных достопримечательностей Углича – церковь Царевича Димитрия «на крови». Также можно констатировать, что данный историко-архитектурный памятник абсолютный рекордсмен по окружающим его различным домыслам. Например, как часто приходится слышать, что миниатюрная пристройка к алтарю обозначает место гибели царевича Димитрия! В действительности, как показали данные археологических раскопок 2001 года, округлый объём пристроен к алтарю в XVIII веке, – вероятно, при ремонтных работах 1750-х годов. Его назначение – расширение внутреннего пространства алтаря нижнего Архангельского храма. Там был установлен жертвенник, тогда как престол стоял в центре основной апсиды. В интерьере арка на стыке большой и малой апсид не имеет полноценной сводчатой перемычки, поскольку была пробита в целостной стене.

Можно задаться логичным вопросом – как глубоко почитаемое место убиения царевича могло до середины XVIII века пребывать вне храма? Ответ прост – в прошлом в рамках традиции таковым считался северо-западный угол храмовой части. Его конкретно обозначали на чертежах. В нижнем Архангельском храме на том месте была установлена символическая гробница-рака. Более того, в Угличском летописце утверждается, что под гробницей изначально сохранялась земля (песчаный грунт), на которую пролилась кровь страстотерпца. В настоящее время над тем местом в верхнем храме установлен «ссыльный угличский колокол» – другая важнейшая реликвия Углича. Ведь как просто сказать, что колокол стоит над местом гибели царевича Димитрия! Но экскурсоводы показывают туристам миниатюрный алтарь. Точно также в XIX веке старожилы-угличане считали, что приподнятое окно западного фасада княжеской Палаты обозначало спальню царевича.

Если в Угличе пространство под утраченной гробницей давно заделано плитками пола, то в петербургском храме Воскресения Христова – «Спасе на крови» – сохраняется фрагмент булыжной мостовой, обагрённой кровью императора Александра II. Сравнение неслучайно – очень многие туристы, приезжая в Углич, ищут именно «Спас на крови». Как бы ни было курьёзно, но для многих это уже закономерное название церкви Царевича Димитрия. Ещё один курьёз – многие теплоходные туристы именуют наш город «Угличи». Хотелось бы знать откуда повелось такое название.

x
Подписаться на новости
X