A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Дома Суриных, Десницких

Дома Суриных, Десницких

Евгений Лиуконен

В средней части улицы Ярославской лишь частично уцелела историческая застройка, но те места хранят память о различных достопримечательностях, важных и уникальных в масштабах города. Рассмотрим местность по правой стороне – между улицами Свободы и Нариманова, бывший 6-й землемерный квартал.

Перекрёсток с улицей Свободы (прежней Благовещенской) по праву можно назвать одним из наиболее интересных и целостных в городе. Там расположен весьма примечательный памятник – особняк купцов Суриных (ул. Ярославская, № 32/27). Не стоит повторять хорошо известную историю купеческого рода. Отметим лишь, что каменный двухэтажный дом с мезонином возведён в 1816-1818 годах. Первым хозяином был Матвей Сергеевич Сурин (1772-1842). Далее недвижимое имение принадлежало Павлу Матвеевичу (1807-1889). Потом вплоть до конца XIX века владели наследники, после чего имение перешло в ведение городского общества.

В 2023 году дом был расселён, затем приобретён в частную собственность. Перспективой может стать проведение ремонтно-реставрационных работ. При этом важно учесть, принять во внимание славную историю старинного купеческого имения, – что это отнюдь не рядовой объект недвижимости. В XIX веке особняк Суриных являлся одним из первостепенных, лучших домов города, связанным со многими событиями местной истории. Преуспевавшие в торговых делах купцы Сурины многократно занимали ключевые должности в общественном городском самоуправлении. Особенных успехов добился Павел Матвеевич. В 1843 году он исполнял обязанности купецкого старосты, в 1847 году – ратмана Городового Магистрата. Пять раз избирался городским головой – в 1848-1859 годах четыре трехлетия подряд занимал эту должность, также был выбран на 1866-1868 годы. Ему нередко доводилось принимать в своём доме ярославского губернатора А.П. Бутурлина, архиепископов Евгения и Нила, когда те по разным делам посещали Углич. В доме также бывали высокопоставленные офицеры – потомки или родственники известных полководцев, военачальников: полковник Ф.И. Паскевич-Эриванский (приезжал для набора рекрутов), генерал-лейтенант Барклай-де-Толли (командовал стоявшим в Угличе полком).

Здание возведено на основе образцового проекта известной серии 1809-1812 годов – использован фасад № 22 из первого альбома, приписываемый петербургскому архитектуру шотландского происхождения Вильяму Гесте. Это был проект одноэтажного дома в семь окон по фасаду с полуподвальным цокольным этажом. Центральная часть в три оси акцентирована выступом-ризалитом, переходящим в мезонин с треугольным фронтоном. Сдержанное оформление фасада составляли рамочные наличники центральных окон (среднее с замковыми камнями и прямым сандриком), а также сухарики-дентикулы венчающего карниза.

Как обычно в провинциальных условиях проект был частично видоизменён в соответствии с практическими потребностями и местными художественными возможностями. При этом здание получило полноценный первый этаж, мезонин и фронтон более вертикальных пропорций с полуциркульным слуховым окном. Были несколько искажены формы наличников, проёмы второго этажа окаймлены закруглёнными фасками, а боковые части дома завершены профилированным карнизом.

Примечательно, что прежде по Ярославской улице располагались парадные ворота. Основу их композиции составляли рустованные пилоны с парными полуколоннами тосканского ордера и завершающим аттиком. На аттиках пилонов филёнки с белокаменными ромбовидными вставками и профилированный карниз. Могла быть и каменная ограда. Обозначенные элементы существенно обогащали облик купеческой усадьбы и центральной улицы. Можно лишь сожалеть, что большинство классических ворот и оград было разрушено в советский период.

Говоря об особняке Суриных, важно ещё раз напомнить, что в 1824 году интерьеры второго этажа были расписаны известным живописцем Епифаном Алексеевичем Медведевым. Как сообщалось в дневнике П.М. Сурина, 15 августа 1824 года «расписали в доме в верхнем этаже потолки и стены колера красками. Писал мастер Медведев. Заплачено 800-т рублей». Росписи в классической манере могли напоминать убранство храмов и соседнего особняка купцов Буториных. В настоящее время они вполне могут сохраняться под наслоениями побелки и обоями. Здесь важно не повторить ошибку, допущенную в 1996 году при реконструкции дома Буториных, когда при замене перекрытий и перегородок была уничтожена даже возможность обнаружения росписей. Если дом Суриных будет подвергнут капитальному ремонту, важно сберечь старинную штукатурку и структуру исторических интерьеров, в которых могут ещё сохраняться значительные фрагменты, а то и вполне целостные росписи живописца Е.А. Медведева.

В том же квартале был примечателен дом № 42, принадлежавший купеческо-мещанскому роду Мокровых. О нём уже доводилось неоднократно писать. Внушительное полукаменное здание в провинциальном классическом стиле служило одним из знаковых элементов исторического облика улицы Ярославской – одним из двух десятков основополагающих зданий, формирующих структуру главной улицы города. Прискорбно сообщать, что старинный дом был снесён в двадцатых числах февраля – после расселения и примерно года запустения.

Помимо собственной исторической и архитектурной ценности дом Мокровых служил ориентиром располагавшегося по соседству родового имения известного благотворителя и мецената Василия Андреевича Пивоварова. В современных условиях это участки № 44 и 46. Именно там когда-то стоял деревянный дом купцов Пивоваровых.

Ещё один ориентир – неизменно привлекающий внимание небольшой нарядный дом № 48. Как и дом Мокровых, возведён примерно в первой половине XIX века. Его владельцем был винный пристав Иван Васильевич Десницкий. Чиновник занимал весьма ответственную должность – заведовал казёнными винными складами, поставками и хранением спиртных напитков. В его обязанности входила приёмка у поставщиков, контроль качества, выдача откупщикам в питейные заведения, ведение документации и финансовые вопросы. Должность винного пристава существовала в 1781-1861 годах. С одной стороны, она обеспечивала близость к одной из наиболее доходных сфер, но при этом была крайне беспокойной, требовавшей постоянного присутствия и внимания.

В 1850-х годах И.В. Десницкий был пожилым заслуженным чиновником. Он имел чин коллежского асессора, орден святого Владимира 4-й степени и знак отличной беспорочной службы за сорок лет. Важный в условиях уездного города статус позволил завести добротный дом на главной улице – по меркам того времени настоящий особняк. Здесь необходимо отметить, что местность в конце Ярославской улицы, наряду с районом Николосухопрудской церкви, предназначалась для дворян и чиновников, поэтому неудивительно, что И.В. Десницкий поселился именно там.

Здание имеет сложную историю строительства. Первоначально это был типичный для периода введения регулярного плана пример воплощённого в дереве провинциального классического стиля. Низкий полуподвальный этаж включает каменный фундамент. Основной этаж в три окна по фасаду. При этом среднее окно тройное «италианское». Объём завершает миниатюрный мезонин с треугольным фронтоном. С боковой стороны выступает дополнительный объём – также с тройным окном. Над ним фронтон с полуциркульным окном. Важной составляющей облика являлась тесовая обшивка. Зашпаклёванные и окрашенные охрой плотные ряды широких досок имитировали штукатурку каменных зданий. Завершением служили карнизы классического профиля.

Таков типичный образ деревянного классицистического особнячка с чётко выверенной строгой композицией. Когда-то таковых было множество, но ныне в Угличе сохраняются лишь единицы. При последующих владельцах, примерно на рубеже XIX-XX веков здание подверглось перестройке – фасады были оформлены насыщенным резным декором. Он включает широкий подоконный пояс, перила балкончика мезонина, подзоры по карнизам, выполненные в технике пропильной резьбы с использованием повторяющихся S-образных элементов, звёздочек и «червонок». На углах широкие пилястры с орнаментом в виде «ёлочки» и вертикальными витыми тягами. В нижних филёнках пилястр овальные лучевые розетки. Декор всецело характерен для ситского стиля домовой резьбы, бытовавшего в левобережье, в Мологском уезде по течению реки Сить. Едва ли есть сомнения, что работу выполнила артель мастеров из тех мест. В Угличе это один из редких и лучших примеров данного стиля – самобытного направления в народном творчестве.

Создав новый резной декор, мастера довольно бережно отнеслись к облику здания, сохранив основные элементы композиции. А со двора и вовсе целиком была сохранена первоначальная архитектура. Там можно видеть открытую гладь тесовой обшивки, оттенённую узкими карнизами. Особенно примечательна композиция мезонина с великолепным классическим фронтоном, карнизом с сухарями-дентикулами на фоне фриза и тонкими полубалясинами глухого ограждения лоджии.

Примечательно, что мезонин со двора вписан в большой разорванный фронтон, под скатами которого пропилены миниатюрные полукружия слуховых окошек. На дворовом фасаде сохранился один рамочный наличник с порезкой бороздок-каннелюр на нижней доске и прямым сандриком с консолями, дентикулами и парой лучевых полурозеток. Вероятно, такие же наличники изначально оформляли лицевые окна особняка, а при перестройке заменены тонкими обкладками с «бриллиантовой» рустовкой. Таким образом, облик дома № 48 относится к двум периодам и стилям – классицизму и характерному для северо-запада Ярославской губернии народному варианту неорусского стиля. В этом его особенная ценность и уникальность для Углича!

На двух соседних участках в 1970-х годах возведена серая громада гостиницы «Углич». Безликое массивное сооружение разорвало структуру старинного квартала, наметив тенденцию утраты исторической застройки в конце улицы.


x
Подписаться на новости
X