Евгений Лиуконен
Пространство исторической части Углича обширно и многогранно. Местность от берега Волги до улицы Луначарского предоставляет возможности для изучения особенностей градостроительства, исторической топографии, бытования территории, но далеко не всё это пространство сохранило примечательный облик, памятники архитектуры. Многие улицы обладают лишь сравнительно поздней рядовой фоновой застройкой.
Среди других территорий резко выделяется местность начала Ярославской улицы. Там можно видеть непривычную для Углича особенно плотную концентрацию монументальной застройки. Респектабельные купеческие особняки образуют почти непрерывные ряды между закрепляющими контуры кварталов наугольными домами. По правой стороне расположен бывший 7-й землемерный квартал, занимающий пространство между улицами О. Берггольц и Свободы – старинными Каменской и Благовещенской.
Напротив монументального здания пожарной части возвышается угловой двухэтажный особняк с мезонином, имеющий по главному фасаду семь окон, а по боковому четыре (№ 12/13). Это бывшее родовое имение купцов Серебренниковых – наиболее известной линии рода, занимавшейся торговлей «красным товаром» (так в прошлом называли различные ткани, текстиль, мануфактуру).
Чем же уникален этот дом? Он возведён в конце XVIII века на основе образцового проекта автора генерального плана Углича петербургского архитектора И.М. Лема (1738-1810) – одного из шести «примерных» фасадов, приложенных к плану. В нашем городе совсем немного памятников, столь близко воспроизводящих проекты той ранней серии. Исключительным элементом композиции является примыкающая со двора величественная трёхъярусная полуротонда, оформленная колоннами и пилястрами. В интерьере примечательна подлинная деревянная лестница с точёными балясинами и многочастными маршами. В некоторых комнатах сохраняются кафельные печи и лепная отделка потолков. Последняя включает центральные фигурные вставки, карнизы с сухариками и миниатюрными модульонами. В Угличе это едва ли не единственный пример раннего лепного декора. Похожий можно видеть лишь в нескольких церквах рубежа XVIII-XIX веков.
Рядом с домом расположен полутораэтажный флигель (Ярославская, № 12а), в котором в разное время размещались оптовый винный склад, лавка с торговлей мануфактурным товаром. Он составляет важную часть старинной купеческой усадьбы.
Известны и различные утраты. Так, в интерьерах дома имелись сюжетные росписи XIX века. Они включали иллюстрации к песням «Соловей мой, соловей», «Под вечер осени ненастной», изображение панорамы Рыбинска. Таковые украшали помещения мезонина, но едва ли можно сомневаться, что различными орнаментами и сюжетами были расписаны и парадные залы второго этажа. Фрагменты старинных росписей вполне могут сохраняться под побелкой и краской – поэтому важно сохранение старинной штукатурки.
Ещё недавно под крышей дома проходил оригинальный жестяной карниз с профилированными тягами, но, к сожалению, заменён обшивкой более простых форм. В прошлом существовали и более значимые элементы. Так, дворовая полуротонда имела изящную боковую пристройку с колоннами и белокаменные ступени перед входом. По линии Каменской улицы купеческое имение было обнесено высокой каменной оградой с декоративными прямоугольными окнами и калиткой. Со стороны Ярославской улицы находились монументальные ворота с парными полуколоннами, пилястрами и высоким ступенчатым завершением. Они являлись важными составляющими архитектурного ансамбля центра города – утрата в советский период привела к существенному обеднению облика.
Далее в районе Базарного проезда линия старинного квартала образует разрыв. Он вовсе неслучаен, имеет давнее происхождение – в прошлом там проходила дорегулярная Мостовая улица. Как памятник исконной посадской среды в тех местах сохраняется ещё один дом Серебренниковых. Не стоит повторять, что он связан с именами замечательных краеведов, собирателей, общественных деятелей Ивана Петровича и Василия Ивановича Серебренниковых, что на протяжении значительной части XIX столетия являлся настоящим культурным центром Углича. В 1910 году имение перешло в собственность Ивана Павловича Овсянникова, который профессионально с использованием научных знаний занимался садоводством и ландшафтным дизайном. В числе жильцов этого дома на рубеже XIX-XX веков был Александр Дмитриевич Марков – мастер-печник, принимавший заказы на кладку, установку печей различных систем.
Дорегулярная Мостовая улица проходила наискосок относительно современной Ярославской – между Вознесенским и Крестовоздвиженским храмами. Фасад особняка в стиле провинциального барокко был обращён на эту улицу. Имеется старинная фотография, где чётко видна прежняя трасса – линия фасада и возвышавшаяся напротив колокольня Крестовоздвиженской церкви.
Далее по улице расположена уникальная группа купеческих особняков. Среди них дома № 16 и 20, построенные в 1820-х годах. По мнению Б.М. Кирикова для их оформления использован проект № 27 из третьего альбома образцовых фасадов 1812 года. Данный альбом подготовлен известным архитектором В.П. Стасовым.
Проект имел четкое назначение: «деревянного дому на каменном этаже и на берегу». В местных условиях без каких-либо сложностей использован в каменном строительстве. На образцовом проекте представлен фасад двухэтажного здания в пять осей. Низкий первый этаж обработан дощатым рустом, над окнами помещены выступающие замковые камни. Средняя часть подчеркнуто более высокого второго этажа углублена в виде широкой ниши. Размещённые в поле ниши три средних окна оформлены прямыми сандриками. Завершает объем мезонин с крупным тройным полуциркульным окном, обрамлённым рустованным архивольтом, включающим семь выступающих замковых камней. Стена мезонина плавно переходит в пологий фронтон, завершённый карнизом с широкими сухарями-дентикулами.
При реализации образцовый проект подвергся ряду изменений, свободных интерпретаций форм. Так, в оформлении нижнего этажа дома № 16 были сохранены замковые камни, но не выполнена рустовка. Боковые окна второго этажа получили более сложное оформление – углублены в арочные ниши, завершены треугольными сандриками с миниатюрными завитками. Облик мезонина воспроизведён достаточно точно, но получил более вертикальные пропорции. Дом № 20 подчёркнуто более крупный и высокий, дополненный карнизом с широким фризом. Главный фасад получил семь окон, а боковые оформлены тройными «италианскими» окнами.
Дом № 16 изначально принадлежал купцам Ожгихиным. Позднее перешёл во владение Серебрениковых. В конце XIX – начале XX веков им владел врач, доктор медицины Андрей Николаевич Серебренников. По материалам переписи 1897 года там на квартире проживал городской судья Евграф Николаевич Лавринович. Во владение купцов Серебренниковых перешло и соседнее имение (№ 18). Там в 1896-1899 годах взамен более раннего каменного дома построено существующее здание в ярком эклектичном «кирпичном» стиле. Очевидно, владельцы были близкими родственниками – поэтому неудивительно, что при переписи дома воспринимались как единое имение. В начале ХХ века к дому № 18 пристроили фигурные ворота, ставшие единым целым с крыльцом дома № 16. Несмотря на стилистические различия они составили на удивление гармоничную группу.
Дом № 20 во второй половине XIX века принадлежал купцам Русиновым. Его также сдавали под квартиры – в том числе обширному купеческому семейству Серебренниковых с различными родственниками. В начале ХХ века владельцами стали Шубниковы, у которых была мануфактурная и галантерейная лавка в Малом Гостином ряду. Прежде с обеих сторон к дому примыкали симметричные каменные ворота с коробовыми арками (сохранились лишь одни).
Соседний двухэтажный деревянный дом (№ 22) принадлежал происходившему из Пошехонья мастеру-позолотчику мещанину Павлу Михайловичу Истомину. В настоящее время после многочисленных утрат старинной застройки это редкий для Углича образец крупных городских деревянных домов. Своими формами, тесовой обшивкой и элементами декора он имитирует облик типичных каменных особняков.
Завершает группу зданий дом № 24 – каменный двухэтажный, принадлежавший мещанам Сыромятниковым. Он имеет семь окон по фасаду. Важнейшая особенность облика – прямые сандрики над всеми проёмами второго этажа. Данная композиция, возможно, восходит к образцовому фасаду № 9 из третьего альбома 1812 года. Это один из интереснейших примеров местной классицистической застройки.
В качестве итога отметим, что описанная группа зданий в начале Ярославской улицы относится к числу наиболее ценных элементов исторической среды города, без преувеличения составляя лицо Углича. Очень важно с исключительным вниманием относиться к сохранению столь уникального градостроительного элемента.