Евгений Лиуконен
В предыдущих публикациях был приведен обширный материал о доме № 6 на площади Пушкина (Ильинской), изначально принадлежавшем купцам Хорхориным. При этом важно учитывать, что это было далеко не единственное имение данной фамилии. Купеческо-мещанский род был довольно разветвленным и многочисленным, владевшим имениями в разных частях города. Рассмотрим наиболее примечательные примеры позднего периода, а также приведем ряд дополнений.
Например, в середине XIX века в 13-м квартале по Петербургской улице размещалось имение мещанки Натальи Филипповой Хорхориной (вероятно, жена Якима Петрова). Земельный участок находился на современной улице 9 Января в районе снесенного деревянного дома № 28 – местность магазина «Пятерочка».
В 15-м квартале на Пятницкой улице в середине XIX века располагалось имение мещанина Николая Петрова Хорхорина. В настоящее время на его месте по Пионерскому переулку протяженная пристройка к зданию Педколледжа. Рядом находилось обширное родовое имение купцов Григорьевых – значительный каменный двухэтажный дом в стиле ампир (Пионерский переулок, № 3). По духовному завещанию угличской купчихи Авдотьи Яковлевой Григорьевой и по разделу с братом мещанином Константином Алексеевым это имение перешло в собственность мещанки Екатерины Алексеевой Хорхориной (урожденной Григорьевой). Она была замужем за Алексеем Александровым Хорхориным. В октябре 1851 года каменный двухэтажный дом с землей и строениями был продан Николаевскому детскому приюту, созданному на средства известного благотворителя Василия Андреевича Пивоварова (1798-1860) – происходившего из Углича петербургского купца 1-й гильдии и потомственного почетного гражданина.
Имения на Фроловской улице
Во второй половине XIX – начале ХХ веков в собственность нескольких семей Хорхориных перешли дома в других частях города. Так, например, целый комплекс имений сформировался во 2-м квартале по Фроловской улице. Речь идет о домах № 4, 8 и 10 по улице Островского. Далее отдельно рассмотрим историю этих имений.
Второе от угла квартала включает каменный двухэтажный дом с насыщенным лепным декором (№ 4). В настоящее время там размещаются Музей кожевенного ремесла и жилые квартиры. В конце XVIII столетия примерно в границах будущего имения находились земельные участки «после Алексея Огородникова и прочих», Алексея Коровникова, купца Василия Русинова, отмеченные на плане создававшегося в тот период регулярного квартала. Вероятно, это были родовые земли обозначенных семей, принадлежавшие им длительное время. 26 июля 1799 года угличская посадская жена Парасковья Петрова Огородникова подала прошение в Городовой Магистрат: «Желание я имею на собственной своей крепостной земле, обстоящей во 2-м квартале, построить деревянной дом…» По всей видимости, при разбивке квартала и перемежевании земель посадским Огородниковым был выделен третий участок по Фроловской улице от угла с Вознесенской площадью (ныне ул. О. Берггольц). При этом соседний угловой участок (№ 2/1) оказывался более широким – двойным. Первоначально на участке Огородниковых был построен деревянный дом, положивший начало имению.
О строительстве существующего каменного здания не выявлены документальные материалы, поэтому точная датировка и обстоятельства создания не установлены. На плане города 1817 года оно отсутствует. На плане 1832 года уже обозначен каменный дом. На этом основании можно предположить, что изначально здание могло быть построено примерно в 1820-х годах, а в более поздний период подвергалось различным перестройкам.
Примерно в 1873 году имение после умершего мещанина Алексея Васильева Огородникова было приобретено на аукционе купеческим братом Николаем Михайловым Хорхориным – так обозначенное имение перешло в собственность известной купеческой семьи. 31 января 1874 года Н.М. Хорхорин подал прошение в Городскую Управу, где испрашивал разрешение сделать к каменному двухэтажному дому прикладку из кирпича размером 9 аршин со стороны двора для устройства на обоих этажах крылец и кухонь, а также перенести и переделать надворное строение.
В материалах Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года содержатся сведения о каменном доме угличского купца Николая Михайловича Хорхорина во 2-м квартале по Набережной реки Волги. Хозяин занимался торговлей льном (в частности, скупкой на Малой стороне близ писчебумажной фабрики). Дом не сдавался под квартиры – в нем проживали только семья владельца и прислуга. Всего десять человек. В начале ХХ века недвижимое имение, включавшее каменный дом с надворными строениями и землей, делилось на две неравные части – 3/4 принадлежали наследникам Николая Михайловича Хорхорина, а 1/4 – Агафии Семеновне Хорхориной (вдове Н.М. Хорхорина).
Существующее здание представляет собой двухэтажный каменный дом, расположенный по «красной» линии улицы Фроловской (ныне Островского). Крыша четырехскатная с дощатым подшивным профилированным карнизом и небольшими слуховыми окнами на боковых скатах. Основной объем по лицевому и боковым фасадам имеет по пять осей. Возведенная в 1874 году задняя пристройка удлинила объем со стороны двора. С восточной стороны пристройка равномерно продолжает линию бокового фасада, а с западной размещена уступом – имеет меньшую ширину, чем основной объем здания. Там расположен парадный вход, соседствующий с небольшим окном со старинной кованой решеткой.
Вероятно, в 1874 году здание подверглось более значительной перестройке, чем возведение дворовой пристройки. Возможно, в тот период или несколько позднее дом получил новое архитектурное оформление, включающее насыщенный лепной декор фасадов, широкие арочные окна с лицевой стороны. Оно заменило изначальный аскетичный классицистический облик.
Архитектурное оформление здания относится к периоду эклектики, выполнено в стилистике ренессанса. Углы объема выделены узкими лопатками. На главном фасаде нижний этаж обработан рустом. Окна помещены непосредственно над слабо выступающим цоколем (рамочные наличники утрачены в 2000-х годах). Выше расположены профилированные междуэтажный и подоконный пояски. Между ними ряд лепных филенок – чередуются узкие с фактурной штукатуркой «под шубу» и широкие с двойными рамками.
Широкие арочные окна второго этажа оформлены лепными наличниками, состоящими из боковых вертикальных тяг с рубчатым «бриллиантовым» рустом, импостов и архивольтов крупного профиля с сухариками. Основания арочных завершений переходят в единый горизонтальный надоконный поясок. Простенки выполнены в виде филенок с выкружками по верхним углам. Углы на уровне второго этажа обработаны пилястрами с филенками на стволах. Завершает объем единый для всего здания лепной карниз, состоящий из профилированных тяг, выступов-триглифов упрощенных форм, узких и широких филенок.
Западный боковой фасад имеет иное оформление. Прямоугольные оконные проемы окаймлены рамочными наличниками из профилированных тяг. Стена первого этажа покрыта простой гладкой штукатуркой. Выше проведен двойной междуэтажный поясок. Под окнами верхнего этажа размещены филенки с кольцевидными вставками и боковыми выступами. Поверхность стены над подоконным пояском обработана рустом. Восточный боковой фасад имеет аналогичное, но несколько упрощенное оформление – отсутствуют филенки под окнами второго этажа; взамен обычная плоская стена. При этом задняя пристройка получила схожее оформление фасадов, составляя продолжение объема здания.
На основе фотографий конца XIX – начала ХХ веков устанавливается, что по «красной» линии улицы имение имело деревянную ограду. Фасад дома фланкировали высокие ворота с прямыми перемычками.
Располагавшийся далее по улице большой деревянный двухэтажный дом тоже имел отношение к купеческому роду Хорхориных. Это был дом № 8 по улице Островского, построенный примерно в середине XIX века и снесенный в 2010-х годах после расселения и обычного в таких случаях пожара.
Здание типично для городской застройки XIX века. Прямоугольный бревенчатый объем, обшитый тесом, имитировал формы каменных зданий и составлял с ними единый массив застройки. Главный фасад имел четкую композицию в пять осей – прямоугольных оконных проемов. Основание составлял кирпичный цоколь, заменявший подоконную часть стен нижнего этажа.
Существовавший до сноса декор фасада (угловые пилястры и наличники), вероятно, был выполнен в начале ХХ века. Известна фотография волжской панорамы Углича, сделанная в сентябре 1892 года, где резной декор еще отсутствует. Сохранявшиеся дворовые (боковые и задняя) стороны дома свидетельствовали, что первоначально главный фасад имел строгий аскетичный облик, типичный для деревянных построек периода классицизма.
Бревенчатый сруб покрывала плотная обшивка из широких досок «на ус», имитировавшая штукатурку и придававшая деревянному дому композиционное сходство с каменными. Обшивка скрывала перерубы и характерную деревянную конструктивную основу. Доски были прошпаклеваны и окрашены (вероятно, в охристый цвет), что еще более усиливало сходство с каменными зданиями. Углы не имели какой-либо декоративной обработки – образовывались тщательно выполненными угловыми стыками досок.
Изначально единственными элементами декора были профилированные обкладки окон и подшивной профилированный карниз, повторявший членения классического антаблемента. Эти детали были окрашены в белый цвет и четко выделялись на плоскости фасада. Завершением служила простая четырехскатная крыша. Со стороны двора к зданию примыкал более узкий объем, придававший Г-образный план.
В более поздний период, когда вкусы горожан и эстетика архитектуры изменились, владельцев, очевидно, уже не удовлетворял слишком скромный и сдержанный облик дома. Примерно в начале ХХ века главный фасад получил эклектичный резной декор, дополнивший и изменивший первоначальную классицистическую композицию. Тогда были выполнены широкие угловые пилястры с резьбой «в елочку» и вертикальными витыми тягами, наличники для окон верхнего и нижнего этажей.
Наличники созданы в стилистике модерна и неорусского стиля и, несомненно, являлись одним из лучших в Угличе образцов деревянного декора того периода. Они включали плоскую широкую раму с угловыми выступами и накладными вставками пропильной резьбы. Завершение составлял треугольный сандрик с широкими плечами и выступающим профилированным карнизом. В поле сандрика вписан сектор розетки в форме веера. В составе фартука был похожий круглый выступ.
Наличники верхнего и нижнего этажей имели аналогичные формы, но различались размерами. На первом этаже по неизвестным причинам они были демонтированы в начале 2000-х годов и заменены простыми обкладками – в таком виде дом существовал еще десятилетие. На основе фотографий рубежа XIX-XX веков устанавливается, что справа находились деревянные ворота, состоявшие из двух высоких пилонов.
Изначально имение принадлежало мещанам Русиновым, – вероятно, они и построили дом на межеванной в соответствии с генеральным планом родовой земле. Во второй половине XIX века имение перешло в собственность Вальковых. В материалах переписи населения 1897 года присутствуют сведения, что дом в тот период делился на три квартиры. В первой квартире проживала семья угличской купчихи Варвары Тихоновны Хорхориной. В составе семьи были сыновья Николай, Алексей и Василий Ивановичи. Николай и Алексей были женаты, имели детей. При них состояло двое или трое слуг из крестьян Мышкинского уезда. Купцы Хорхорины занимались льняной торговлей, владели заводом по переработке льна и складами. Предприятие располагалось в 71-м квартале в начале Рыбинской дороги. В прошлом это был кожевенный завод купцов Выжиловых с многочисленным комплексом старинных каменных зданий. В настоящее время на том месте магазин «Ашан» и автостоянка. На территории имения по Фроловской улице также находились значительные деревянные складские здания, последние из которых были снесены лет пятнадцать назад.
В начале ХХ века данное имение, как и соседний каменный дом № 10, принадлежал уже не мещанам Вальковым, а сыновьям В.Т. Хорхориной – Николаю, Алексею, Михаилу и Василию Ивановичам Хорхориным. Они составляли два смежных владения одних владельцев.
Каменный двухэтажный дом № 10 еще ранее перешел в собственность купцов Хорхориных. Рассмотрим историю обозначенного старинного особняка. О его строительстве, как и предыдущих домах № 4 и 8 по улице Островского, не выявлены точные сведения. На плане города 1817 года здание еще отсутствует. Впервые обозначено на плане 1832 года, на основе чего можно сделать вывод, что оно было построено примерно в 1820-х годах. Внушительный двухэтажный дом имеет по главному фасаду пять осей – прямоугольных окон. В основании стен выступающий цоколь с отверстиями-продухами. Окна нижнего этажа завершены неглубокими арочными нишами. На уровне ниш в кирпичной кладке вырублены бороздки для руста, покрывающие поверхность стены и образующие рустованные архивольты завершений окон. Выше проходит вытесанный из белого камня (известняка) междуэтажный поясок.
Второй этаж отличается подчеркнуто большей высотой. Единственные детали, разнообразящие гладь стены, – чередующиеся треугольные и прямые сандрики окон. Они имеют белокаменные карнизы и выполненные из тесаного кирпича консоли. Между консолями клинчатые перемычки окон дополняют тройные замковые камни. Завершает объем четырехскатная крыша.
Такова композиция главного фасада. Необычной чертой облика является отсутствие штукатурки. Краснокирпичные поверхности стен придают зданию некоторое сходство с более поздними постройками в стиле эклектики. Отсутствие штукатурки не характерно для классического стиля – общепринятые правила и местные традиции предписывали штукатурить кирпичные поверхности. Очевидной причиной столь странного несоответствия является незавершенность строительства. Какие-то обстоятельства (возможно, финансовые трудности владельцев) не позволили выполнить строительные работы в полном объеме – здание было достроено в упрощенном виде.
Помимо отсутствия штукатурки важной особенностью оказывается отсутствие венчающего карниза. На всех местных зданиях того периода обязательно присутствовал выполненный из кирпича или белого камня профилированный карниз. В данном случае имеется только свес крыши с тесовой подшивкой. Обозначенное обстоятельство также свидетельствует, что здание осталось недостроенным – завершено в упрощенном виде. Обозначенное обстоятельство придает памятнику архитектуры особенную ценность, поскольку позволяет наглядно проследить некоторые строительные технологии того времени.
Облик дома характерен для первой половины XIX века и встречает немало аналогов в Угличе. Похожую композицию и набор деталей имеют следующие здания: № 3 на площади Пушкина, № 10 на улице Ленина, № 8 на улице Спасской, № 3 в Пионерском переулке. Все они, вероятно, были построены на основе образцовых проектов архитектора В.П. Стасова из серии альбомов 1809-1812 годов. Рассмотренное здание, несомненно, принадлежит к той же группе.
Более вытянутые боковые фасады имеют скромное оформление и почти лишены деталировки. Единственными элементами композиции являются равномерные ряды окон. На западном фасаде ближе к задней оконечности здания заметен заложенный кирпичом, превращенный в окно дверной проем с сохранившейся широкой клинчатой перемычкой и очертаниями фигурного навеса. Несомненно, там первоначально находился парадный вход. Вероятно, он был ликвидирован в советский период при изменении внутренней планировки.
С западной стороны прежде также располагались примыкавшие к дому монументальные кирпичные ворота, утраченные в советский период, но присутствующие на фотографиях рубежа XIX-XX веков. Ворота состояли из двух крупных симметричных пилонов с арочной калиткой. Высокий средний проезд, очевидно, имел прямую деревянную перемычку.
В середине XIX века обозначенное имение принадлежало купцу Семену Алексеевичу Истомину. Позднее владельцами становятся Хорхорины. В период проведения переписи населения 1897 года в таковом качестве обозначена угличская купчиха Варвара Тихоновна, но она вместе с многочисленной семьей проживала на квартире в соседнем деревянном доме Вальковых (№ 8). Каменный дом сдавали в аренду учителю Городского трехклассного училища и агенту страхового общества «Саламандра» Петру Андреевичу Критскому, где он проживал с семьей и прислугой.
Приведенные сведения более чем примечательны и достойны большого внимания. П.А. Критский – талантливый педагог и краевед, преподаватель истории и русской словесности. Работал в Угличе в 1890-1899 годах, участвовал в создании Угличского музея древностей, был первым заведующим публичной библиотекой. После перевода в Ярославль продолжал активно заниматься просветительской, общественной и культурной деятельностью. Был автором значительного числа краеведческих публикаций. В 1907 году издал монографию «Наш край. Ярославская губерния. Опыт родиноведения», ставшую одним из лучших и наиболее известных пособий по истории Ярославского края. В данном контексте дом № 10 по улице Островского представляет значительную мемориальную ценность.
В начале ХХ века каменный дом и соседний деревянный № 8 принадлежали сыновьям В.Т. Хорхориной – Николаю, Алексею, Михаилу и Василию Ивановичам. В 1918 году деревянный дом оценивался в 2800 рублей, а каменный в 1800 рублей. Николай Иванович Хорхорин занимался скупкой льна. Его торговый оборот простирался до 25 000 рублей. Скупка льна производилась на территории имений по набережной Волги. В 1907 году был учрежден «Торговый дом Н.И. Хорхорин с братьями».
Каменный двухэтажный дом являлся главной частью имения, но помимо него на территории земельного участка располагался значительный комплекс различных деревянных построек. Очевидно, эти здания служили складами льна, о чем свидетельствовала коммерческая деятельность купцов Хорхориных. Некоторые хозяйственные постройки в обветшавшем виде сохранялись вплоть до начала XXI века – были окончательно снесены в 2010-х годах.
Имение в Рыбацкой слободе
Помимо трех недвижимых имений на улице Фроловской (Островского) представителям рода Хорхориных принадлежал каменный двухэтажный дом в 55-м землемерном квартале Набережной реки Волги в районе Рыбацкой слободы (№ 10 по Красноармейскому бульвару). Старинное здание было снесено в 2014 году.
В древности в тех местах располагалась одна из наиболее значительных пригородных слобод, именовавшаяся Яновым полем, но она запустела на полтора века после событий Смутного времени. Новое освоение началось с 1785-1787 годов, когда в соответствии с генеральным планом 1784 года территория ниже по течению города, за Селивановским ручьем, выделена для строительства кожевенных и прочих заводов. Обозначенное здание было возведено примерно на рубеже XVIII-XIX веков и, очевидно, входило в комплекс одного из кожевенных заводов. Двухстолпная сводчатая палата первого этажа использовалась для производственных нужд, а на втором этаже располагались жилые покои владельцев.
Первоначально имение могло принадлежать кому-либо из купцов Кожевниковых, но в середине XIX века его владельцем был купец Родион Петрович Зимин. Во второй половине столетия имение принадлежало Николаю Михайловичу Хорхорину. Напомню, что он же владел домом № 4 по улице Островского – в другой части волжской набережной, в самом центре города.
Дом на окраинной территории Рыбной слободы входил в состав когда-то многочисленной группы купеческих особняков при кожевенных заводах. Прямоугольный в плане объем имел семь осей по главному фасаду. Сдержанный простой декор составляли прямоугольные филенки над окнами, междуэтажный поясок, ступенчатый карниз простых форм и закругленные углы. Филенки верхнего этажа имели особенности – над тремя средними окнами была размещена одна протяженная филенка, над боковыми – малые одинарные. Небольшие окна нижнего этажа погружены в прямоугольные ниши.
В сравнении с соседними домами облик этого здания был наиболее аскетичным, но в тоже время не лишен выразительности, которой способствовали выверенные пропорции и четкая классическая композиция. Возможно, первоначально средняя часть объема была завершена мезонином. На акварелях П. Зубова (1800-е) и И.М. Белоногова (1845) видно, что многие здания набережной Рыбной слободы имели мезонины, но изображения слишком схематичны. В ансамбле набережной здание близко соседствовало с домом № 9, составляя с ним парную группу. Но дом № 9 сохранился до наших дней, а № 10, к сожалению, был разрушен, несмотря на исключительную важность для облика исторической части города и многие уникальные особенности архитектуры.
В период проведения переписи населения 1897 года здание делилось на три квартиры. В первой жила мещанка Александра Семеновна Кочурихина. Она была старообрядкой, призреваемой родственниками, и занималась домашним хозяйством. Вторую квартиру занимал мещанин Григорий Васильевич Соколов с женой и двумя малолетними сыновьями. По профессии он был каменщиком, но выполнял обязанности сторожа при доме купца Хорхорина. Его жена Анна Семеновна помимо домашнего хозяйства занималась изготовлением мешков – распространенным в Угличе промыслом. В третьей квартире – крестьянин Николай Григорьев Сергеев, который занимался разборкой льна на складе. Там же жила престарелая крестьянка Мария Алексеева, которая служила кухаркой при хозяйском приказчике и ткала холсты на продажу. Таким был список обитателей дома Хорхориных в конце XIX века.
Лавка на торговой площади
Представителям купеческого рода Хорхориных принадлежали не только дома в разных частях города, но и лавки на торговой площади. Так, в поздний период пять лавок в Малых Гостиных рядах (в средней части площади между Успенской и Казанской церквами) принадлежали Николаю Ивановичу Хорхорину. Он же в начале ХХ века владел двумя лавками в Большом Мучном ряду – рядом с домом Евреиновых. Одна лавка – на углу с Московской улицей – принадлежала его брату Алексею Ивановичу.
Можно отметить, что Большой Мучной ряд располагался в 12-м квартале и являлся одним из наиболее значительных корпусов, формировавших периметр и архитектурный облик когда-то величественной торговой площади Углича. Обозначенная лавка ранее принадлежала мещанам Кошкиным. Вскоре после приобретения, 14 мая 1909 года мещанин А.И. Хорхорин подал прошение в Городскую Управу:
«Представляя при сем в 2-х экземплярах план на предполагаемую перестройку в приобретенной мною каменной торговой лавке в Большом Мучном ряду на углу Московской улицы и торговой площади, покорнейше прошу Городскую Управу сделать зависящее распоряжение о разрешении мне нижеозначенной перестройки. Желательно было бы существующую ныне каменную галерею обратить в торговое помещение. Причем с левой стороны заложить каменною стеною. В существующей арке сделать двери и торговые окна: со стороны Московской улицы в арке сделать двери, а в пролете существующей двери – торговые окна. Кроме того, для увеличения света в торговом помещении в существующей крыше галереи сделать два круглых просвета так, как обозначено на плане. Наконец, с обеих сторон здания устроить каменные брандмауэры. Не излишним считаю сообщить про то, что прежним владельцам лавки Кошкиным было выдано Управою разрешение на перестройку, но ими использовано не было».
В данном случае предполагалось за счет прилегавшего к угловой лавке участка встроенной арочной галереи расширить торговое помещение. При этом разбиралась внутренняя стена, перекрывался проход галереи, а проем лицевой арки превращался в витринные окна. Таковые и вход устраивались на боковом фасаде по Московской улице – взамен торцевой арки галереи и обычных окон. Покрывавшая тротуар внешняя галерея в виде навеса на столбах-колоннах тоже претерпевала перестройку – над двумя пролетами обычный прямой скат крыши заменялся дугообразными кровлями, которые обеспечивали лучший доступ дневного света в витрины. Подобные дугообразные кровли были сооружены и над последующими пролетами галереи по линии тротуара, а также частично и на правой стороне улицы.
Обозначенная перестройка встроенной галереи торговых рядов являлась местной тенденцией рубежа XIX-XX веков. Похожие работы производились на противоположном конце корпуса Большого Мучного ряда, а также в соседнем Большом Гостином ряду – по западной стороне площади. При выдаче разрешения городские власти обычно выдвигали следующее требование: «под тем лишь непременным условием, чтобы застройка галерей шла с углов того или другого торгового ряда и в последовательном порядке, без перерывов и при обязательном устройстве пред лавками тротуаров».
Такие же работы были осуществлены и в трех соседних лавках. Как ни удивительно, эта часть корпуса сохранилась до нашего времени, пережив губительный пожар апреля 1921 года и последующие разрушения. Участок здания на углу Успенской площади и улицы Ленина – это бывший мануфактурный магазин А.И. Хорхорина. При этом приходится констатировать, что здание целиком утратило прежний лоск – нет ни арочных навесов, галерей над тротуарами, ни фигурных витрин, за стеклами которых красовался разнообразный товар.
В течение своей сто тридцатилетней истории величественный корпус Большого Мучного ряда служил одним из важнейших средоточий жизни Углича, ярким и своеобразным украшением города. Почти столетие на месте большей части здания зияет жалкий неприглядный пустырь, разорвавший структуру старинного квартала, вырвавший эту территорию из бытования городской среды. Положение уцелевшего фрагмента также оставляет желать лучшего. Удручает состояние исторических улиц – утрата, запустение многих городских имений. Вернется ли жизнь в старые стены, на заброшенные пустыри и пепелища?