Евгений Лиуконен
Классицистическая архитектура в основном ассоциируется с каменным строительством. На большей части территории страны слово «каменный» в строительной сфере традиционно обозначает использование кирпича. Так уж сложилось, что при отсутствии горных массивов и крупных залежей известняка строительство велось из обожжённого глиняного кирпича. Наиболее значительные и представительные здания в стиле классицизма оформлялись колонными портиками, которые являлись центральным и главенствующим элементом композиции.
В Угличском крае, вероятно, вовсе отсутствовали колонны из белого камня. Стволы повсеместно выкладывали из специального колонного кирпича в форме сектора круга. В значительных колоннах применялись вставки каменных плит между рядами кирпича, но, как правило, из белого камня вытёсывали только блоки для базы и капители. Перекрытие портика и фронтон часто выполнялись из дерева либо между колоннами выкладывали из кирпича клинчатые перемычки по той же технологии, что и арки. Из соединённых деревянных брусьев могла быть несущая балка-архитрав, а по ней велась кирпичная кладка фриза и карниза. Штукатурка скрывала разнообразие материалов, придавая благородное единство. Порой даже значительные монументальные здания не обходились без внешних деревянных конструкций. А что говорить о массовой застройке – в XVIII-XIX веках, в силу доступности, удобства и многовековых традиций именно дерево оставалось основным строительным материалом. Каменные здания в уездных городах обычно составляли лишь десятую часть от общего числа.
Приспосабливаясь к особенностям классического стиля и образцовым проектам, преимущественно предназначенным для каменного строительства, мастера умело имитировали каменные формы, создав уникальное культурное явление – деревянную архитектуру в стиле классицизма. Она существовала на разных уровнях – от индивидуальных проектов архитекторов до рядовых построек артелей плотников.
В данном контексте вспоминаются известные памятники архитектуры Ярославля – дома Никитиных и Соболевых. Но, к сожалению, один из них пострадал от замены тесовой обшивки, а второй утратил великолепный коринфский портик с балконом. Подобная судьба весьма характерна для деревянных построек – недолговечный материал делает их особенно хрупкими, подверженными перипетиям времени. В прошлом в городах существовало множество как рядовых, так и уникальных зданий в стиле классицизма, но большая часть была утрачена из-за обветшания и потребностей нового строительства. Так и в Угличе уцелели лишь единичные рядовые здания, а наиболее интересные давно утрачены.
Можно в очередной раз вспомнить великолепный особняк дворян Епифановых, купцов Переславцевых (ул. О. Берггольц, 9). Это редкий для Углича образец элитарной архитектуры столичного уровня. Первоначальное здание, построенное примерно в 20-30-х годах XIX века, имело высокий кирпичный цоколь, деревянные оштукатуренные основной этаж и мезонин. Главный фасад оформлен монументальным шестиколонным портиком. В меру внушительные гладкие стволы колонн завершены капителями ионического ордера. Можно отметить, что была использована распространённая разновидность капители, содержащая основные элементы и отличающаяся благородной простотой. Лепная деталь включает тонкую завершающую плиту-абаку. Ниже по сторонам расположены наиболее характеризующие ионический ордер крупные завитки-волюты. Их боковые части образуют валики-балюстры в виде перехваченного посередине пучка акантовых листьев. Волюты соединены слегка выгнутой вниз полосой-каннелисом, составляющей верхнюю внешнюю часть завитков. Между ними подушка-эхин, оформленная рельефным пояском иоников – округлых яйцевидных выступов, разделённых стрельчатыми вставками. На лицевых сторонах капители по три ионика, а стык с волютами заполнен вставками пальметт. Снизу капитель окаймляет поясок бус.
Конечно, перечисленные термины сложны для восприятия, но их использованием хочется обозначить суть вовсе не рядовых украшений, а элементов большого стиля, наследия многовековых традиций, которым так или иначе сопричастны архитектурные памятники Углича.
Колонны поддерживали перемычку-антаблемент, включавший обшитый двумя рядами широких досок фриз и профилированный вынос карниза с мерным рядом сухарей-дентикул. Эти деревянные детали органично сливались с оштукатуренными поверхностями стен, фронтона и колонн, служа одновременно конструктивными и композиционными элементами, которые в благородной простоте здания непозволительно назвать декором. Внутри портика антаблемент образовывал балочное перекрытие, связывавшее колонны со стенами. Эти детали были эстетичней и логичней, чем гладкая листовая обшивка копии утраченного памятника.
Глядя на монументальный облик дома, сложно было помыслить, что его величавые колонны под штукатуркой представляли собой обшитые дранкой дощатые короба на каркасе из длинных столбов и кружал. Но в этом обстоятельстве всё же не было лжи, декорации – фактура оштукатуренного деревянного здания отличалась от каменного.
Другие примечательные деревянные здания в стиле классицизма вовсе не скрывали свою суть. Так, дом дворян Владыкиных, Леонтьевых в 5-м квартале по Ярославской улице, находившийся до 1930-х годов на месте нынешнего ФОКа, своей композицией был близок дому Епифановых, Переславцевых, но штукатурка покрывала только деревянные колонны и кирпичный цоколь. Фасады имели обшивку из широких досок, на которой рельефно выделялись угловая рустовка из накладных дощечек, профилированные карнизы, наличники окон и ромбовидные накладки, имитировавшие филёнки. Колонны выступающего портика были сравнительно тонкими и не имели каноничного сужения-энтазиса. Боковые сближены – размещены попарно. Несмотря на условность форм и излишнюю стройность, в целом этот портик можно отнести к тосканскому ордеру.
Дом дворян Яминских в 19-м квартале по Петровской (9 Января) улице, с конца XIX века принадлежавший крестьянам Бучкиным, имел иное композиционное построение. Похожий одноэтажный объём в семь окон по фасаду и мезонином в три окна в центре акцентировал двухъярусный портик. Основной нижний уровень составляли поставленные по краям парные колонны – по сути деревянные столбы. На уровне мезонина колоннам соответствовали пилоны с арками и консолями, поддерживавшие выступы карниза и фронтон. Интересно отметить, что портики всех трёх перечисленных домов включали террасу первого этажа и балкон перед мезонином, обнесённые перилами с точёными балясинами. Это были прямые аналоги сельских помещичьих усадеб – только на улицах города. На фасадах особняка Яминских присутствовали всё те же дощечки углового руста и ромбовидные накладки. Окна простовато оформлены наличниками с лучевыми полурозетками и ставнями – такие же в XIX веке украшали многие мещанские и крестьянские дома. Силуэт эффектно обогащали боковые светёлки с полуциркульными окнами, на торцах которых в виде козырьков выступали фронтоны на консолях.
Не вызывает сомнений, что в Угличе существовали и другие деревянные здания в стиле классицизма. Например, в 4-м квартале на Корсунской площади, почти напротив алтаря церкви в середине XIX века располагалось обширное имение майора Павла Давыдова. Там находился деревянный одноэтажный дом в семь окон по фасаду. Боковые окна были тройные «италианские», а центр украшал четырёхколонный тосканский портик с фронтоном и полуциркульным окошком. Позднее имение принадлежало мещанам Бердниковым. В 1883 году приобрёл с публичных торгов надворный советник Константин Августович Крубер. Он предпринял перестройку дома, при которой подведён кирпичный цоколь и ликвидирован портик. В таком виде здание сохранялось примерно до 1990 года, когда было снесено после пожара.
В статье перечислены наиболее значительные и примечательные здания. Провинциальный классический стиль также определял облик рядовой застройки конца XVIII – середины XIX веков. В тот период возводились квадратные или прямоугольные в плане дома с обшивкой из широких досок «на ус», обычно скрывавшей угловые и средние перерубы. Углы оформлялись ровными стыками досок, либо размещёнными в перебежку дощечками руста. На окнах могли быть профилированные обкладки либо рамочные наличники с прямыми сандриками и лучевыми полурозетками. Карнизы в тот период обычно выполняли сравнительно узкими, плавно слитыми с плоскостью стен. Фасады окрашивали охрой и белили – подстать каменным домам.
Именно такой преимущественно была местная деревянная архитектура периода классицизма – сдержанная и простая, лишённая особых изысков. При этом в городе существовало немало домов без тесовой обшивки – с бревенчатой фактурой фасадов. Строгая регламентация повлияла на облик традиционных жилищ лишь в отношении пропорций, чёткости и симметрии форм. Но именно в этом и заключался один из важнейших вкладов классицизма, надолго определив эстетику городской застройки.