Нынешнее время в особенности богато на различные юбилейные даты, связанные с масштабными событиями истории. Последовательно отмечались столетие Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. 2018-2020 годы в числе прочего значимы столетием наиболее значительного, решающего этапа Гражданской войны. Последовательная череда дат явственно напоминает нам о том трагическом периоде истории Отечества, связанном с коренной ломкой миропорядка, социальными экспериментами, всеобщей разрухой и миллионами жертв.
В контексте истории столетие – не столь значительный срок. От того времени сохранилось множество материальных свидетельств. Лишь пара поколений отделяет нас от живой памяти участников событий. Среди памятников эпохи одними из наиболее выразительных и красноречивых можно признать денежные знаки. Угличский музей располагает значительной коллекцией бонистики, отражающей почти всю историю отечественных бумажных денег. В составе коллекции присутствует обширное собрание купюр времени Гражданской войны. Данное обстоятельство естественно и логично, поскольку денежные знаки в тот период создавались в немыслимом разнообразии и быстро утрачивали ценность.
Начало ХХ века – сложное и противоречивое время, наполненное многими событиями, невиданным расцветом экономики и ростом благосостояния населения. Деятельность министров финансов С.Ю. Витте и В.Н. Коковцова, введение золотого стандарта способствовали формированию прочной финансовой системы, которая, правда, не избежала серьезных потрясений Русско-японской войны и революции 1905-1907 годов. Тем не менее, в начале 1910-х годов экономическое положение было устойчивым.
В преддверии Трехсотлетия дома Романовых правительство предприняло замену бумажных денег – государственных кредитных билетов. Новые денежные знаки отражали торжественность юбилейной даты. Среди них выделялся кредитный билет 100 рублей образца 1910 года. На купюре, выполненной в светлых бежевых тонах, среди строгого и насыщенного классического орнамента был помещен портрет императрицы Екатерины II. Рядом фигура юноши атлетического сложения с мечом, увитым лаврами. Был еще кредитный билет 500 рублей образца 1912 года с портретом Петра I и аллегорической женской фигурой в античных одеждах. Эти удивительно красивые и художественно совершенные денежные знаки должны были стать символами величия государства и прочности финансовой системы. Но их жизнь оказалась слишком короткой. При этом чуть более длительной, чем может показаться на первый взгляд. Как ни странно, но кредитные билеты романовской серии продолжали печатать и Временное правительство, и большевики – вплоть до начала 1920-х годов. Причина заключалась в том, что на фоне последовавшего развала финансовой системы и гиперинфляции защищенные от подделок качественные денежные знаки пользовались наибольшим доверием населения.
Уже в период после Февральской революции бытовало несколько видов банкнот – среди них государственные кредитные билеты («думские деньги») образца 1917 года и казначейские знаки – «керенки». На первых изображалось здание Государственной Думы – Таврический дворец. На купюре 250 рублей в составе фонового орнамента присутствовала свастика, еще не ставшая символом фашизма. «Керенки» имели номинал 20 и 40 рублей, характеризовались небольшими размерами и простым оформлением. В условиях инфляции их даже не разрезали, а выдавали листами. Важной чертой того времени стало одновременное присутствие нескольких денежных знаков – в годы Гражданской войны эта тенденция продолжилась. Платежными средствами служили сотни, если не тысячи различных денег, которыми становились не только специально отпечатанные купюры, но и любые бумаги с обозначением номинала. Не говоря о том, что в условиях разрушения единства страны собственные денежные знаки вынужденно или целенаправленно вводились на многих территориях.
Показательна история одного из видов купюр. Изготовление новых государственных кредитных билетов Временное правительство в сентябре 1917 года заказало одной из американских фирм. Они отличались великолепным художественным оформлением и высоким качеством печати. Например, банкнота 25 рублей выполнялась в зеленоватых тонах. На ней была размещена аллегорическая женская фигура в окружении различных атрибутов. На заднем плане виднелись мачты корабля, купол Исаакиевского собор, идущий поезд.
После падения Временного правительства его правопреемником было признано правительство адмирала А.В. Колчака, которое продолжило переговоры по заказу. Согласовывались условия, всероссийский или региональный статус денежных знаков. Кроме купюр крупных номиналов были заказаны разменные знаки, отличавшиеся простым техническим исполнением. В собрании музея, в частности, присутствует банкнота 50 копеек, выполненная в оранжевых тонах, помимо орнаментальных рамок и цифр номинала содержащая изображение лишенного государственных атрибутов двуглавого орла и Таврического дворца. На купюре проставлены подписи управляющего Госбанка М. Иванова и кассира И. Кавнацкого, – значит, она участвовала в денежном обращении Временного правительства Дальнего Востока.
Большая часть тех денег так и не успела выполнить поставленной задачи, став редким украшением коллекций. Можно еще отметить краткосрочное обязательство Государственного Казначейства, имевшее вид банковских чеков. Они были выпущены в Омске в мае 1919 года и имели срок действия до 1 мая 1920 года, – правда, 5 января правительство А.В. Колчака пало. Примечательны казначейские знаки Сибирского Временного правительства, выпускавшиеся в 1918-1919 годах. Они имели номиналы вплоть до 5000 рублей, содержали изображение герба Сибири с соболями и «билибинского» двуглавого орла. Своим оформлением напоминали государственный кредитный билет 1 рубль образца 1898 года.
В собрании музея есть немало других реликвий Белого движения. Например, денежный знак полевого казначейства Северо-Западного фронта, выпущенный в 1919 году за подписью главнокомандующего генерала от инфантерии Н.Н. Юденича. На купюре можно видеть двуглавого орла с широко расправленными крыльями, лентами и молниями. В рамке изображение «медного всадника» – памятника Петру I. Но, как известно, планы овладения Северной столицей полностью провалились.
Билет Государственного Казначейства Главного командования вооруженными силами на Юге России 1919 года, номиналом 50 рублей, имел весьма колоритное архитектурное оформление и аллегорические фигуры. На обороте среди лавровых ветвей была размещена многообещающая надпись: «Билеты… подлежат обмену на денежные знаки, имеющие быть выпущенными Единым Российским Правительством». К 1920 году относятся купюры номиналом 500 рублей куда более простого вида и технического исполнения. На них среди прихотливого орнамента печаталось изображение памятника Тысячелетия России в Великом Новгороде.
В 1918 году были выпущены денежные знаки Ростовской конторы Государственного Банка. На них женские фигуры с фасциями, мечом и щитом поддерживают овальный портрет донского войскового атамана М.И. Платова. Значение купюры определяла надпись: «Настоящий денежный знак обязателен к приему в платежи всеми правительственными и частными учреждениями, а также при расчетах между частными лицами».
Можно еще отметить чеки Архангельской губернии, выпуск которых был осуществлен в 1918 году по причине недостатка денежных знаков. Надпись на них гласила: «Временно выпускается Архангельским отделением Государственнаго Банка и в пределах Архангельской губернии обязателен к обращению наравне с кредитными билетами». Эти купюры были прозваны «моржовками», благодаря тому, что на чеке в 25 рублей помещен северный пейзаж со льдами, торосами и фигурами моржей. На одной из них чернилами выполнена дарственная надпись: «Подарок Музею г. Углича от военнаго моряка Ивана Филатова. Дер. Черновка Спасской вол. 1921 г. Мая месяца».
Можно до бесконечности перечислять денежные знаки республик, краев, губерний, на которые распалась еще недавно единая Российская Империя. Все они – памятники эпохи, оставившей трагический след в истории Отечества.
Евгений Лиуконен