В экспозиции Палаты удельных князей, посвященной истории Угличского края X – начала XVII столетий, привлекает внимание колокол изящных форм. Его тулово блестяще отполировано, венчающая «корона» щегольски изогнута. Казалось бы, перечисленные черты утонченного облика должны свидетельствовать о позднем происхождении, но это вовсе не так – предмет датируется 1541 годом и, следовательно, относится к числу наиболее ранних в России сохранившихся колоколов. Более того, он имеет собственную историю.
В верхней части тулова расположена крупная двухстрочная надпись вязью: «ЛѢТА. ҂ѮМѲ (7049 – 1541). ПРі ВєЛИКОМъ КНѮѢ ИВАНѢ ВАСИЛЬЄВИЧИ Всєиа РУСЇИ. ЗДѢЛАНъ БысТЬ коЛокоЛъ: къ цРКВИ ВъСКрєсЄНїиа ГА[спод]НА:/ Н[а]шєГо іс ХА. ПоВєЛѢНиеМъ ВєЛИКогѡ КНзІА ДИІАКА НоУгоРодЦКоГѡ ИВАНА ИшуКА ИВАноВА СнА БуХАРИНА. Въ єго отЧИну В ростоВъСКоИ УѢздъ НА Мо:/ ГьзєХ».
Это, в меру шрифтовых возможностей, точное воспроизведение, а вот перевод: «Лета 7049 (1541) при великом князе Иване Васильевиче всея Руси зделан бысть колокол к церкви Воскресения Господня, нашего Иисуса Христа. Повелением великого князя диака ноугородского Ивана Ишука Иванова сына Бухарина. В его отчину в Ростовской уезд на Могьзех». В переводе текст понятен и прост, но оригинал помимо орнаментальной стилизации наполнен титлами, выносными буквами, лигатурами и другими особенностями древнего правописания.
Приведенный текст является вкладной надписью. Упоминаемый там человек был довольно известной личностью. Высокопоставленный чиновник, дьяк Иван Ишук Иванов сын Бухарин служил в Боровске, Великом Новгороде и при царском дворе, в рамках должностных обязанностей многократно участвовал в закреплении поместий, решении владельческих вопросов. Его имя упоминается в грамотах и писцовых книгах. Привлекался и к дипломатической работе – участвовал в переговорах с литовскими послами, составлении «перемирных» грамот. В некоторых военных походах состоял в свите государя.
Как у многих государственных деятелей эпохи Ивана Грозного, его карьера закончилась опалой – примерно в 1567 году по делу о заговоре конюшего И.П. Федорова-Челяднина был казнен. Кстати, тогда же расстался с жизнью известный дьяк Иван Григорьев Выродков – видный военный инженер-«градоделец», построивший крепость Свияжск, изначально зимой 1550-1551 годов срубивший ее «в Углецком уезде, Ушатых вотчине».
Поэтому вовсе неслучайно старинный колокол размещен в экспозиционном комплексе, посвященном событиям XVI века, – рядом с миниатюрами Лицевого летописного свода, иллюстрирующими возведение Свияжска, и копией креста (навершия жезла) преподобного Авраамия Ростовского, – как известно, взятого царем Иваном Грозным в казанский поход 1552 года.
У дьяка Ивана Бухарина были земельные владения в разных местах, в том числе в Рожаловском стане Угличского уезда. Упоминаемая вотчина на речке Могзе с Воскресенским храмом могла находиться в Раменском или Введенском станах Ростовского уезда. Государев чиновник был состоятельным человеком – им сделан сторублевый вклад в Ростовский Борисоглебский монастырь. Он же смог заказать весьма дорогостоящий колокол. Важно учитывать, что предмет нерядовой – по техническому и художественному исполнению явно не уступает лучшим отечественным и европейским колоколам. Предмет был передан в Угличский музей древностей из Спасо-Преображенского собора 10 августа 1899 года. Интересно, какими судьбами ему довелось попасть из сельской церкви в соборный храм Углича?
По нижнему краю колокола проходят два насыщенных орнаментальных пояса. Нижний фриз представляет собой стилизованный растительный орнамент. В составе верхнего, в окружении плетеных жгутов помещены миниатюрные изображения животных: грифонов, львов, медведей…
Грифоны принадлежат к числу наиболее известных фантастических существ, символизируют господство над земной и небесной сферами, соединение ума и силы. Помимо прочего грифоны фигурировали в качестве стражей золота гипербореев на далеком Севере, в христианской символике связывались с вознесением Христа на небо.
Лев – не менее распространенное символическое и геральдическое животное, означавшее власть и силу, имевшее положительный и негативный смысл, бесчисленное множество символических интерпретаций.
Медведь, напротив, имел в символике довольно малое значение. Но как же в России без медведя?! Помимо перечисленных существ во фризе колокола есть и другие, которых еще следует определить. Среди всех животных медведи отличаются наиболее реалистичным изображением, лишенным условности и стилизации.
Чередующиеся животные в овальных клеймах отличаются очень тщательным, фактически ювелирным исполнением, но потерты и повреждены в результате многовекового бытования предмета. Неизвестно, имела ли череда изображений какой-то глубинный смысл либо являлась простым зооморфным орнаментом.
С одной из сторон на нижнем фризе заметна наиболее значительная потертость – можно предположить, что колокол, весящий 4 пуда 6 фунтов, мог использоваться для боя башенных часов, а дефект может быть следом молота. Колокол имеет и другие дефекты: внутренние трещины, утрату языка, закрепленное на винтах внутреннее кольцо – поэтому его «голос» неизвестен. Но облик колокола и без того красноречив – повествует о давней и насыщенной истории.
Евгений Лиуконен