A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Цвета старинных зданий

Цвета старинных зданий

Евгений Лиуконен

Прошлое провинции оставило крайне мало визуальных свидетельств. В данном контексте не будем касаться портретов горожан прежних столетий, а затронем тему городских видов. К сожалению, в отношении Углича встречаем крайне мало чертежей XVII века, изображений на книжных миниатюрах, иконах – даже такой условный материал очень скуден. Хотя иконы и парсуны царевича Димитрия содержат стилизованные изображения кремлёвской крепости. Сравнительно поздние XVIII и XIX столетия оставили лишь редкие панорамные виды города, притом, что немало других мест могут похвастаться ранними рисунками и картинами с городскими пейзажами.

Если говорить о фотографиях, получивших широкое распространение лишь в конце XIX века, то они запечатлели чёрно-белый образ города. Это чисто техническое обстоятельство создало странный визуальный эффект чёрно-белой эпохи. Именно в таком виде донесли облик Углича старинные фотоснимки. В столь ограниченных условиях бесспорно хотелось бы представить прежний город в цвете – какими прежде были знакомые станинные здания, памятники архитектуры? Помощь в этом деле могут оказать не только редкие художественные изображения, но и документы.

В нашем представлении прошлое зачастую ассоциируется с потемневшим или свежесрубленным деревом изб, крепостей и храмов, а также с очень редкой известковой белизной каменных зданий. Преимущественно такими и были традиционные древнерусские города. На иконах и парсунах царевича Димитрия запечатлены Спасо-Преображенский собор и храм его имени. Там они представлены белыми. Очевидно, фасады изначально были покрыты известковой обмазкой и выбелены известью. Этот традиционный облик бытовал длительное время. Но хорошо известно, что давние времена знали и многоцветье. Например, фигурные детали наличников и порталов иногда раскрашивали яркими красками, выделяя «дыньки», «жгуты», колонки... В данном отношении показателен уникальный белокаменный портал южного входа Спасо-Преображенского собора в стиле скульптурной «флемской» резьбы. На причудливых изгибах виноградных лоз, на коринфских капителях, карнизе, фигурках херувимов хорошо заметны следы разновременных слоёв многоцветной окраски.

В традиционном понимании декор выполнялся не только пластикой форм, но и подчёркивался цветом (подобное и в наше время встречается в деревянной застройке, где наличники и прочую резьбу нередко окрашивают в разные цвета). Правда, в условиях сурового климата сложные расколеровки сохранялись недолго, требуя частых поновлений. После заботливых украшений было куда проще выбелить фасады известью.

Приведём несколько примеров раннего облика зданий. Церковь Царевича Димитрия «на крови» по описи 1786 года имела железные главы, окрашенные ярью, а кровля выкрашена мумиёй. Мы ещё вернёмся к этим традиционным красителям, а здесь отметим, что побелённые стены сочетались с красной крышей и зелёными главами. Ставшая «визитной карточкой» Царёвского храма красно-белая расколеровка фасадов появилась лишь после оштукатуривания в начале XIX века, а голубые главы с золочёными звёздами сооружены в 1867-1868 годах. До этого в первой половине – середине XIX века главы были «окрашены ярью веницейскою с белилами на масле», а железные кровли «выкрашены зелёною краскою на масле».

Выделявшаяся особенно оригинальными, затейливыми формами Крестовоздвиженская церковь до 1930-х годов стояла на перекрёстке улиц Октябрьской и Свободы. По описи имущества 1808 года её деревянные чешуйчатые и тесовые покрытия были окрашены в зелёный цвет, а фасады по штукатурке «раскрашены разными красками». Выполненные позднее фигурные железные кровли и главы тоже окрашивались в зелёный цвет, а вот стены просто выбелены. В 1800 году при оштукатуривании Входо-Иерусалимской церкви прилегавшей к городу слободы следовало «снаружи обелить и по пристойным местам раскрасить красками». Но позднее, при ремонте 1861 года, требовалось уже «подбелить означенную церковь, колокольню и всю ограду около церкви в лучшем виде. Подбелку производить два раза».

Расположенная на торговой площади Казанская церковь, по описи 1808 года, имела следующий облик – крыша и глава покрыты лужёным железом, на трапезной кровля деревянная, выкрашенная красной краской. Позднее, в 1814 году, трапезная покрыта железом и выкрашена зелёной краской. Снаружи церковь «подщекотурена и раскрашена по пристойным местам жёлтою и голубою красками», т.е. фон стен был жёлтым, а архитектурные детали выделены голубым цветом. Возможно, такая расколеровка существовала изначально, либо введена при ремонте после пожара 1793 года. Правда, с течением времени выполнена более типичная окраска – на фоне жёлтых охристых стен выделялись белые детали. В начале ХХ века фасады окрашены «в розовый цвет, а архитектурные линии отбелены». Данная расколеровка восстановлена при реставрации 2003 года.

Феодоровская церковь Богоявленского монастыря, по сведениям описи 1820 года, имела лужёное покрытие глав, зелёную окраску кровель, а фасады «
выкрашены розовою и синею красками
». Вероятно, у храма плоскости стен были розовыми, а детали – синими. В наше время сложно представить благородный белоснежный храм со столь экстравагантным набором цветов, но такой Феодоровская церковь была изначально и до 1841 года, когда храм и колокольню побелили.

 

В столь оригинальные сочетания цветов могли окрашивать и купеческие особняки. Вовсе неудивительно, что после одного из посещений Москвы император Александр I издал указ 13 декабря 1817 года, содержавший такие пункты: «Запрещается пестрить домы краскою, как например видел я чёрные ставни и двери на выбеленных домах. Вообще дозволять красить домы нижеследующими только цветами: белым, палевым, бледно-жёлтым, светло-серым, диким, бледно-розовым, сибиркою, но с большею примесью белой краски и жёлто-серым. От Министерства полиции доставлены будут в губернии дощечки, сими красками выкрашенные, для показания настоящих цветов».

Речь шла о различных оттенках серого, жёлтого, бледно-розового и зелёного. Среди давно забытых наименований «дикий» – это серый цвет природного камня. «Сибирка» – зелёный цвет окисла меди. Если первые краски предназначались для стен, зелёные оттенки явно для крыш. Несмотря на то, что в правление Александра I различная регламентация в сфере архитектуры достигла максимума, едва ли в провинции выдерживались столь тонкие оттенки цветов. Несомненно, продолжали делать, что реально доступно и возможно, лишь условно следуя канонам.

В Угличе и уезде в XIX веке была широко распространена обычная побелка фасадов, – бесспорно многие храмы и каменные дома были просто белыми. Также зачастую плоскости расцвечивали охрой, а элементы декора выделяли белым. Бесспорно, жёлто-белое сочетание являлось наиболее распространённым в архитектуре русского классицизма, популярно и в наше время. В прошлом его успеху способствовали доступность и оптимальные качества охры. Также яркий колорит чисто психологически подходил северному климату с долгими снежными зимами и недостатком солнечных дней.

Приведём несколько конкретных близких примеров. В 1801 году при штукатурных, лепных и молярных работах в церкви села Кондаково Угличского уезда следовало «раскрасить вохрою или, как рассудится, и другою краскою». В 1802 году Никольский храм «что на Топоре» бывшего Кацкого стана «побелить и раскрасить вохрою». Также в 1800-х годах при строительстве каменной тёплой церкви села Нефедьева требовалось «с лица церковь выбелить известкою, лопатки и наличники, около окошек выкрасить вохрою желтою». В 1839 году у настоятельского дома Богоявленского монастыря «цоколь снаружи раскрасить дикой краской и распрыскать разными красками», – то есть предполагалась более изощрённая тонировка под камень, чем обычный серый цвет. В том же году при ремонте Успенского храма села Климатино «со всей вообще церкви и колокольны старое беленое стереть начисто и отбелить церковным материалом под один белой цвет». В 1840 году Покровский храм села Василёва: «промазав два раза всю вообще церковь, в третий раз отбеливать, а в четвертый раз раскрасить приличною краскою, какую изберут церковный староста, строитель и приходские люди. Цоколь, т.е. низ церкви, и столбы на колокольне по штукатурке открасить дикою краскою, подобно мрамору». Данная тема очень обширна, поэтому в дальнейшем можно рассмотреть ещё немало характерных примеров.


x
Подписаться на новости
X