A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Чайная на Вознесенской площади

Чайная на Вознесенской площади

Евгений Лиуконен

Обращённый к Набережной и Парку Победы перекрёсток улиц Островского и Ольги Берггольц можно признать одним из самых заметных мест нашего города. Соседство с волжским простором и великолепно благоустроенным пространством парка придаёт особенное очарование данной территории – любимому месту прогулок угличан и гостей города. В ряду старинных купеческих особняков и стилизованных современных зданий обращает особенное внимание на редкость необычный дом, чей краснокирпичный одноэтажный объём отклонён от линии улицы в форме параллелограмма.

Оригинальный вид вызывает интерес и вопросы – для каких целей и когда было построено столь своеобразное здание?

Можно начать с того, что место, где оно расположено имеет богатую историю. Это была прилегавшая к крепости-кремлю часть посада. Вплоть до XVIII столетия сохранялась древняя Конюшенная улица, проходившая существенно ближе к берегам Волги и Каменного ручья. На месте дома было внутриквартальное пространство в районе изгиба улицы. Примерно там находилось имение посадских Огородниковых. В рамках генерального плана 1784 года и последующих корректур 1790-х годов создаётся 2-й землемерный квартал, ограниченный улицами Ярославской, Благовещенской (Свободы), Фроловской (Островского). Западная сторона была обращена к Вознесенской площади, которая планировалась как часть единой обширной торговой площади Углича. По линии квартала надлежало возвести каменный корпус торговых рядов, а позади провести «проулок для въезда в лавочные дворы». Но столь растянутая территория торга оказывалась слишком нерациональной, не соответствовала местным традициям. В 1805 году городские обыватели испрашивали у властей разрешение «построить во 2-м квартале вместо намеченных кладовых амбаров и лавок жилые дома». Таким образом, местность отводится под обывательское строение, начинаются разбивка на участки и постепенная застройка.

Именно в тот период на углу Фроловской улицы и Вознесенской площади было образовано недвижимое имение. Каменный наугольный дом возведён в первой половине XIX века (№ 2/1). Он принадлежал купцу Ивану Алексееву Ожёгову. Позднее имение перешло в собственность Истоминых, традиционно занимавшихся хлебной торговлей. В материалах переписи 1897 года обозначен хозяин – угличский купец Александр Николаевич Истомин, проживавший с многочисленной семьей, прислугой и работниками. В начале ХХ века имением владели сыновья – Николай и Сергей Александровичи Истомины. В тот период в составе городской усадьбы доминировал наугольный дом. На месте оригинального краснокирпичного здания находился дворовый участок с деревянными хозяйственными строениями.

В 1910-х годах владелицей стала Мария Ивановна Ракитина. При ней и происходит радикальное изменение структуры традиционной городской усадьбы. В 1913 году со стороны Вознесенской площади начато строительство каменного дома с погребами – в настоящее время № 3 по улице Ольги Берггольц. Подвалы следовало углубить в грунт на 3 аршина (2,13 м), они должны были делиться на три помещения. Основной этаж занимали зал для чайной, кухня и комната. Позднее ещё спроектированы поперечный коридор и дворовая пристройка с лестницей в подвал.

Чайная – именно таковым было первоначальное назначение здания. Можно отметить, что муж владелицы имения – угличский мещанин Сергей Иванович Ракитин – был весьма предприимчивым человеком. Он являлся доверенным лицом пивоваренного завода Товарищества «Северная Бавария» – отвечал за содержание пивной лавки в Угличе. В ноябре-декабре 1914 года совместно с крестьянином Рыбинского уезда И.С. Лаврентьевым получил разрешение на строительство здания кинематографа (электро-театра) с залом на двести сорок мест, который разрешено открыть уже 24 января 1915 года. Примечательно, что для размещения они арендовали «пустопорожний участок городской земли на лугу по Каменному ручью, у Филипповской площади, вблизи места, занимаемого амбаром Истоминых».

Место для здания кинематографа находилось в непосредственной близости от дома. Очевидно, в том же направлении развития дела в 1913 году было начато строительство здания для чайной. В XIX – начале XX веков так называли заведения общественного питания, где отсутствовала продажа алкоголя. Помимо чая там подавали различные закуски, выпечку, несложные блюда.

Проект существовал в двух вариантах. Изначально, в марте 1913 года, в Городскую Управу был представлен чертёж довольно безыскусного корпуса под двухскатной крышей, у которого слева находилась низенькая пристройка крыльца с фигурными дверями и лучковым фронтоном. Затем 5 июня утверждён доработанный проект, в рассмотрении которого помимо членов Управы участвовал младший архитектор Губернского правления Н.И. Столбин. Это был уже более профессионально выполненный чертёж с проработкой деталей, объёмом крыльца вровень с корпусом и фронтоном.

Примечательно, что уже в первом варианте основной корпус был в форме параллелограмма, хотя на основных поэтажных планах и затруднились представить эту особенность. Очевидно, подобное архитектурное решение было выбрано чтобы придать зданию своеобразный оригинальный облик – ведь дело происходило в эпоху модерна. Чайная Ракитиных относилась к рациональному течению этого стиля.

Реально возведённое здание включает основной корпус на высоком цоколе, в восемь окон по фасаду. В оформлении проёмов применены окаймляющие верхнюю часть выступы-сандрики с замковыми камнями. На клинчатых перемычках боковых окон в перебежку выступают рёбра кирпичей. Поле стены слегка углублено относительно угловых лопаток и ступенчатого профиля карниза. Над средней частью фасада возвышается фигурный фронтон с декоративной имитацией круглого слухового окна. В прошлом фронтон дополняло ограждение края крыши в виде кирпичных столбиков с жестяными чашами и промежуточных железных решёток. Им вторили водосточные трубы с фигурными навершиями. Обращённый к тротуару объём крыльца получил кованый навес над входом. Позади треугольного фронтона возвышается пирамидальная кровля с чешуйчатым покрытием. Композицию дополняли створки филёнчатых дверей. Ещё одной важной составляющей облика является открытая краснокирпичная поверхность фасадов, на которых видны клейма «Н.Н.Т.» кирпичного завода Николая Николаевича Тучкова.

Возведённое в предреволюционный период здание, очевидно, совсем недолго использовалось по назначению. Вместо чайной его занимают различные советские учреждения. Среди них были НКВД и МГБ. Помещение оказалось на удивление удобно органам госбезопасности. Примерно с середины 1950-х годов в здании размещались медицинские службы – флюорография, медвытрезвитель и др. Но и десятилетия спустя в Угличе бытовало выражение, что из его окон видна Колыма. Столь серьёзна и разнообразна судьба одного из домов в центре города!

Прошедшие годы оставили патину времени. Не обошлось без искажений и утрат исторического облика. Давно нет ни фигурных жестяных чаш, ни решёток над карнизом с характерным для модерна рисунком. В помещениях в бытность медицинских учреждений сохранялось немало следов прежних интерьеров – как лепные карнизы, фурнитура окон, старинные двери. Но ремонт 2000-х годов лишил здание значительной доли своеобразия. Как легко мы расстаёмся с подлинным наследием прошлого, заменяя на стандартные современные изделия! Подвесной потолок вместо лепнины, пластиковые рамы и двери вместо аутентичной столярной работы.

Было бы упущением обойти вниманием главный дом старинной городской усадьбы. Когда-то это был типичный особняк периода классицизма. На обоих фасадах по пять окон – при этом присутствовала характерная для архитектуры прошлого дифференциация этажей. Второй был подчёркнуто высок, а первый являлся цокольным. Высокие окна верхнего этажа были завершены прямыми сандриками. Капитальный ремонт 1960-х годов уровнял этажи, попутно превратив классическую гармонию фасадов в безликую коробку. От первоначального облика до нашего времени сохранился лишь подшивной карниз с фигурными профилями и мерной чередой дентикул. Прежде ещё имелся небольшой фронтон со стороны улицы Островского.

Сколь зыбкой, подверженной влиянию времени оказывается среда провинциального города! Что-то утрачено много лет назад, что-то ушло на наших глазах. Один из наиболее примечательных уголков также не избежал различных утрат.

x
Подписаться на новости
X