A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Церковь села Чурьякова

Церковь села Чурьякова

Евгений Лиуконен

Село Чурьяково в наше время может быть отнесено к числу пригородов, ближайших окрестностей Углича. Окраинные кварталы микрорайона Мирный и Екатериновки отстоят от села менее чем на километр. В этом отношении оно напоминает село Золоторучье и деревни Камышево, Хуторы, практически слившиеся с городом. Вместе с тем, эту местность следует рассматривать отнюдь не как рядовой населённый пункт, а наряду с Золоторучьем, Кобыльей (Дивной) горой, Игоревым ручьем как территорию, овеянную исторической памятью глубокой древности.

Высказывались предположения, что до принятия христианства здесь мог существовать культ божества Чура – мифического хранителя родового очага, культа предков, границ родовых земель. Таким может быть происхождение названия. Также предполагалось, что в районе соседней деревни Дерябино могли находиться переправа через Улейму и небольшой торг. Данные утверждения имеют глубокие корни. Так, в Угличском летописце (тексте XVIII века) в надписях на полях сообщается: «Зри, что Чюрьяково прозвано потому, что на том месте, когда было поганство, в древнейшая времена, и там был кумир поставлен, Чюрыяк зовомый, и капище, где ныне поставлена церковь».

В местной традиции сохранялась память, что прилегавшие к городу слободы и посадские выгонные земли до Смутного времени начала XVII века простирались почти до села: «И вверх Шутихина ручья, и до села Чюрьяковскаго, едва не до самаго, посады ж были, и к селу – площадь. А вдоль Ярославской дороги много было кузниц, а от Чюрьякова вправо выгон был, даже и до Кобыльи торговой слободы». Возможно, часть межи городовых земель проходила по руслу ручья Улепыш, но впоследствии посадские владения с восточной стороны оказались в наибольшей степени подрезаны и вошли в состав уезда. Село исконно являлось помещичьим, но тесно соседствовало с владениями Алексеевского и Архангельского монастырей.

В Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов при обзоре Городского стана приводится следующее описание: «Село Чюряково, на речке на Улеме, а в нём церковь Священномученика Власия древян, клецки, а в церкве образы, и книги, и ризы, и клепало, и всякое церковное строение тутошных помещиков и вотчинников. К тому ж селу попова деревня Попиралцово, на речке на Улеме…»

Крупное пригородное село фактически всегда делилось на части, принадлежавшие разным помещикам. В Писцовых книгах сообщается, что одним из владельцев с 1614 года был Пётр Семёнов сын Баранчеев. Другая часть – иноземца Ивана Романова сына Воделя, закреплённая за ним после отца в 1618 году. Ещё одна часть – за Гурьем Ивановым сыном Волынцовым, закреплённая в 1618 году из прежнего владения Потопчиных. Также части села входили в состав вотчин подключника Хлебенного дворца Ивана Ежова и греческого переводчика Ивана Дмитриева сына Селунского (по государевой жалованной грамоте 1626 года). В XIX веке перед отменой крепостного права село с прилегавшими землями делилось на четыре части, принадлежавшие К.И. Владыкиной, Опочининым, А.Г. Караулову, Л.А. Желябужской.

Церковь сгорела в 1740-х годах. Взамен прихожане приобрели прежний деревянный тёплый храм Вознесенского прихода города Углича и перенесли в Чурьяково. Деревянная церковь Священномученика Власия просуществовала ещё около сорока лет. В 1770-х годах прихожане приступают к строительству каменного здания.

В 1780 году был освящён тёплый придельный храм Священномученика Власия, размещённый в трапезной, а в 1782 году летний храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Таковым стало новое посвящение главного престола. В 1850-х годах была составлена опись церковного имущества, содержащая ценные сведения об особенностях облика и убранства. В документе сообщается:

«По внешнему зданию вся церковь каменная, одноэтажная с куполом, построена в 1782-м годе. Покрыта листовым железом, окрашена зелёною краскою, о пяти главах, покрытых лужёным железом. На них рукава, яблоки и кресты опоясаны белою жестью и укреплены железными цепями. При ней с южной и западной сторон имеются два выхода каменные полуциркульные, покрыты листовым железом и окрашены зелёною краскою. На них кресты и яблоки обиты жестью белою. Алтарь настоящей церкви полуциркульной, на нём крыша и глава покрыты листовым железом и окрашены зелёною краскою. Окон в ней в алтаре три, в самой же настоящей церкви внизу четыре, в куполе пять… В придельной церкви, отделившейся от настоящей аркою, в алтаре окон одно, в трапезе с южной и северной стран четыре… Во всей церкви рамы с простыми стёклами, пол каменной… Над трапезою колокольня каменная о двух слухах. На ней глава железная покрыта лужёным железом, крест железной, опоясан белою жестью. Нижний слух покрыт железом и окрашен зеленою краскою. На втором ярусе изображены на железных листах Святая Троица, преподобный Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский и святые апостолы Пётр и Павел. Решётки на ней деревянные, на ней имеется семь колокол».

Далее обозначен вес: 1) 153 пуда 27 фунтов, 2) 66 пудов 10 фунтов, 3) 15 пудов, 4) 2 пуда, 5) 1 пуд, 6) 30 фунтов, 7) 15 фунтов. Имелась и ограда, которой дано следующее описание: «Вокруг церкви и погоста сделана каменная ограда. По углам четыре башни с деревянными решётками и Красныя врата в оную с двумя входами по сторонам железны-решётчатые с изображением над ними по штукатурке разных святых. Покрыты как оныя, так и башни у ограды железом листовым и окрашены зелёною краскою, а самая ограда тёсом и окрашена красною краскою. В ней находятся с трёх сторон входы, которые так же покрыты железом листовым и окрашены зелёною краскою. У них двери деревянные выкрашены красною краскою».

Приводятся подробные сведения о внутреннем убранстве. Так, в храмовой части размещался «Иконостас о трёх ярусах с резьбою и колоннами, позлащёнными на полимент. Царские врата резные вызолоченные… Над оными сияние вызолоченное, в средине коего вырезан Дух Святый в виде голубя… Над царскими вратами Тайная Вечеря, а по сторонам оной образа двенадцати праздников в шести иконах без украшения. Над Тайною Вечерию образ Воскресения Христова в клейме, а по сторонам оного резные два ангела с рипидами». Иконостас состоял из традиционных местного, праздничного, деисусного и пророческого рядов. В завершении размещался страстной ряд из четырёх золочёных клейм. «Вверху оного иконостаса водружён крест, на коем изображён Спаситель, а по сторонам предстоящие Божия Матерь и Иоанн Богослов резной работы».

Для освещения храмовой части использовались три паникадила. Первое, висевшее посреди церкви на железной цепи, было хрустальное о двадцати четырёх шандалах. Два других «средней величины о шести шандалах».

В трапезной находился иконостас «о двух ярусах столярной работы, вызолоченный на гульфарбу, выкрашен местами голубою краскою». Там же было «Паникадило медное о трёх ярусах, в нём весу пуд двадцать фунтов». При входе в храмовую часть висело второе хрустальное паникадило о двух ярусах. Помимо описанных основных иконостасов убранство включало многочисленные киоты по боковым стенам, лампады и подсвечники, серебряную утварь, оклады икон.

Таким был небольшой сельский храм в стиле провинциального барокко, осенённый пятиглавием, с возвышавшейся над папертью двухъярусной четырёхгранной колокольней, очевидно, построенной в начале XIX века. Фигурные ворота сложных форм живописно выделялись со стороны Ярославской дороги.

Он оставался действующим в 1930-х годах, хотя уже тогда была разрушена ограда. Алексей Золотарёв на страницах повести «В тысячелетнем Угличе» описывает венчание, проведённое здесь в июле 1937 года. Молодым супругам из среды московской интеллигенции довелось венчаться тайно, украдкой поздним вечером: «Милая простенькая церковь сияла позолотою иконостаса в зареве закатных лучей. На окладах старых икон виднелись цветы улейминских лотосов и синие васильки. Через открытые окна с погоста врывался липовый запах, смешиваясь с ароматами ладана… Но мы так дорожили там каждою минуточкой, так боялись, что кто-нибудь помешает нашему великому и светлому делу!»

Очевидно, совершённое с глубочайшим воодушевлением священное таинство, стало одним из последних. Храм был закрыт, подвергнут разорению и разрушения. Стёрто с лица земли старинное сельское кладбище. Разрушительная переделка в колхозное производственное здание произошла в 1958 году. Глядя на бесформенный объём без алтаря и колокольни, с нарочито грубыми пристройками из силикатного кирпича, всё же испытываешь надежду, что древняя святыня рано или поздно возродится.

x
Подписаться на новости
X