Евгений Лиуконен
Село Ордино принадлежит к числу наиболее известных населённых пунктов Угличского района. Оно примечательно старинными преданиями, богатой историей и главной достопримечательностью – церковью Живоначальной Троицы (1812). Стройный изящный храм на редкость гармонично соотнесен с местными природными пейзажами – долиной реки Кадки, холмами и перелесками. Пятиглавая церковь с высокой вертикалью колокольни выглядит столь привычной и глубоко обоснованной, что трудно даже представить её в каком-то ином виде. Но таковы особенности творческого созидания – храмоздатели более двух веков назад могли выбрать и другое архитектурное решение.
Село известно со второй половины XV века – князь Андрей Большой приобрёл земли у какого-то вотчинника и передал Покровскому монастырю в обмен на другие владения. Вплоть до 1764 года село с прилегавшими деревнями являлось монастырской вотчиной. В древности оно называлось иначе – сельцо Ильинское. Наименование «Ордино», встречается в источниках со второй половины XVI века. Например, в жалованной грамоте царевича Димитрия Ивановича 1585 года упоминается «в Углечском уезде… да в Кадском стану село Ильинское Ордино з деревнями».
В Писцовых книгах 1629-1631 годов значится «церковь Св. пророка Илии древяна клетцки, а в церкве образы и книги, и ризы, и на колокольне колокола, и всякое церковное строение монастырское…» Очевидно, в дальнейшем небольшой храм клетского типа был перестроен – в описи 1678 года сообщается: «В Катцком стану село Ордино на реке на Катке. А в нём церковь св. Троицы, да в пределе св. пророка Ильи древяная». Это первое упоминание о новом главном престоле в честь Живоначальной Троицы.
В описных книгах Покровского монастыря 1702 года приведено более подробное описание: «…деревянная, рублена клецки, глава чешуйчатая шатровая, крест железной, опаян немецким железом, а по мере церковь длиннику 7 саж., поперечнику 2 саж. с 2 арш. … сход деревянной на 2 стороны. Колокольница деревянная, глава шатровая; крест деревянной, опаян белым железом…»
Деревянная церковь со временем обветшала. 11 октября 1760 года по грамоте ростовского митрополита Арсения архимандрит Покровского монастыря Геннадий заложил каменный храм «на церковном погосте, на новом твёрдом и безопасном месте». Каменную церковь Живоначальной Троицы 13 июня 1766 года освятил по благословению епископа Афанасия ключарь ростовского Успенского собора иерей Пётр Михайлов.
Правда, здание оказалось недолговечным. В 1800 году о церкви сообщалось: «… от слабого смотрения о прочности в основании фундамента пришла в ветхость: 1) в капитальных стенах как на правой, так и на левой сторонах есть немалые расселины, 2) также в капитальной стене, разделяющей церковь с алтарём, в отверстии против самых царских дверей составляющая великую опасность расселина, из которой уже начинают валиться кирпичи, а равно тому и связь железная, содержащая ту стену, от слабости фундамента разорвалась пополам и отвело концы вершка на три, отчего видится уже к священнослужению совершенная опасность».
Была ещё вторая церковь – деревянная, во имя Покрова Пресвятой Богородица, – но она тоже обветшала. Священно-церковнослужители 27 августа 1800 года подали прошение архиепископу Павлу, прося разрешить разобрать Троицкую церковь и на её месте построить новую с Покровским приделом в трапезной по правой стороне. Одновременно подали прошение и приходские люди – использовать на строение имеющиеся церковные деньги, а по недостатку суммы дать из Консистории шнуровую книгу для записи пожертвований. Вместе с тем прихожане во избежание остановки строительства на волостном общем сходе приняли на себя обязательство сделать необходимые пожертвования-«спомоществования». Приговор схода 15 августа засвидетельствован волостным головой, вотчинным и церковным старостами, сотским и старшиной.
Епархиальным начальством после сбора необходимых сведений даны храмоздательная грамота от 31 декабря 1800 года, и указ Консистории – 14 февраля 1801 года. В документах упоминались план и фасад на ту церковь, утверждённые архиепископом Павлом. В этом деле им предстояло сыграть особую роль.
По прошествии некоторого времени, 6 марта 1802 года, выдана шнуровая книга «для записки имеющего быть у них подаемой от доброхотных дателей на построение в том селе вновь каменной церкви… денежной суммы прихода и расхода. С таким притом подтверждением, чтоб приход и расход той суммы записыван был ими суще справедливо. Приход без утайки, а расход без излишества. А по совершенном означенной церкви и придела строением окончания сию книгу для произведения по ней надлежащего счета представить обратно в Консисторию».
Очевидно, изначально планировалось построить небольшой храм наподобие прежнего, но 13 марта 1802 года причт и приходские люди вновь подают прошение архиерею. Они писали, что по «великости прихода нашего» церковь «выйдет скудна и недостаточна, а притом и фасадом неблаголепна». Поэтому хотели «построить уже с двумя приделами и по другому плану и фасаду», которые при сём прилагали. Очевидно, это был проект, выполненный в провинциальных условиях землемером или каким-либо иным знающим человеком, учитывавший местные традиции и пожелания заказчиков.
Данным обстоятельством воспользовался проживавший в деревне Дуново помещик статский советник Василий Тимофеев сын Болотников. 12 июня 1802 года он тоже подал прошение, в котором предлагал другой проект, «коего фасад Вашему Высокопреосвященству мною представлен был прежде для строения по нему новой же церкви Мышкинского уезда в селе Рожествене, что в Кадке, который Вашим Высокопреосвященством уже и отослан в Ярославскую духовную консисторию для строения по нём в означенном селе Рожествене новой каменной церкви».
Итак, круг замкнулся – мы вновь вернулись к церкви села Рождествена «в Кадке», для которой в начале XIX века был утверждён новый проект, каковой В.Т. Болотников намеревался применить и в Ордине. Было бы интересно узнать суть проекта – в архивном деле содержится план здания. Можно видеть широкий квадратный храм с выступами-ризалитами по каждому фасаду. В интерьере присутствуют смещённые к углам четыре столпа, поддерживающие арки и своды. К обширному средокрестию с запада и востока примыкают полукруглые экседры, оформленные колоннами. Ряды парных колонн занимают и боковые пространства между столбами. Данная структура делит интерьер на три продольных нефа – главный престол и приделы. При этом средний неф широкий, овальный в плане, окаймлённый колоннадами. В левом приделе могло предполагаться отопление несколькими печами.
Несмотря на отсутствие фасада вполне возможно представить и внешний облик храма – его должны были завершать большой центральный купол и четыре меньших угловых. Ризалиты выполнены в виде лоджий с парными колоннами и статуарными нишами. В угловых частях крупные оконные проёмы.
Чертёж представляет масштабный храм в классическом стиле, непривычной для провинции академической столичной архитектуры. И что ещё более важно, данный план вполне узнаваем – он близко повторяет Знаменскую церковь Санкт-Петербурга, стоявшую на площади Московского вокзала. Храм был построен в 1794-1804 годах по проекту архитектора Ф.И. Демерцова (1762-1823). Различия планов двух зданий столь минимальны, что заимствование можно признать несомненным фактом. Очевидно, как и в ранее описанных случаях, один из местных помещиков – В.Т. Болотников – заказал копии чертежей или получил один из вариантов проекта.
В данном контексте интересна архитектура церкви села Рождествена «в Кадке». Храмовая часть представляла собой крупный кубический объём, завершённый фронтонами и пятью куполами на световых барабанах. Нельзя исключить, что в основу был положен обозначенный проект, но заказчики и артель каменщиков значительно его переработали в соответствии с местными вкусами и практическими соображениями. Так, объём стал двухсветным, были устранены ризалиты и портики, добавлены алтарные апсиды и трапезная, изменены формы куполов… Предположение документально обоснованно и может объяснить появление в селе храма соборного типа.
Особенность столичного проекта – овальный центральный неф, окаймлённый колоннадами. Нетрудно догадаться, что его прообраз – храм Святой Софии в Константинополе. «Греческий проект» императрицы Екатерины II был популярен в отечественной культуре с начала 1780-х годов. В 1782-1788 годах возведен Софийский собор Царского села, спроектированный Ч. Камероном, И.Е. Старовым. Здание весьма далеко от прототипа, но первые проектные варианты вызвали немалый интерес и множество подражаний, в числе которых была и работа Ф.И. Демерцова – Знаменская церковь. Подобный храм мог появиться и на Угличской земле, но замыслу не довелось осуществиться.
19 июля 1802 года благочинному был направлен указ из Консистории – предъявить план ординским прихожанам, кроме крестьян помещика В.Т. Болотникова, и получить письменные показания, согласны ли они строить по нему свою приходскую каменную церковь. В октябре получен ответ: «по приложенному плану… строить не согласны, потому что как наличной церковной сумме, так и по состоянию нашему быть может нам крайним отягощением». Кроме того, оказалось, что в приходе села Ордина не имелось крестьян помещика Болотникова – были крепостные других дворян, но большую часть составляли крестьяне Экономического ведомства (бывшей монастырской вотчины).
Архиепископ Павел 5 декабря 1802 года разрешил строить церковь по желанию большинства прихожан – с трапезной и колокольней. При этом следовало устранить некоторые недостатки в проекте и вновь представить на утверждение.
В июле 1803 года приходские люди направили прошение и новый план. В нём, в частности, было изменено устройство трапезной, в которой на разных этапах предполагались возвышенные своды или опиравшиеся на четыре столпа, а в итоге решено сделать деревянный накатный потолок.26 августа 1803 года утверждены доработанные план и фасад, а 3 октября направлен указ благочинному.
Так завершилось обозначенное дело. Оно явственно свидетельствует, что освобождённые из крепостной зависимости крестьяне Экономического ведомства могли отстоять свои позиции от авантюрных попыток окрестных помещиков. Им был глубоко чужд классицистический храм с продольными нефами и колоннадами. Куда привычнее пятиглавая церковь с трапезной и колокольней, восходящая к традициям ещё XVII века. Епархиальное начальство также не возражало, уважая обычаи и мнение прихожан.