A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Династия живописцев Бурениных

Династия живописцев Бурениных

Е.А. Лиуконен

Наследие Дмитрия Григорьевича Буренина

Приведенные в предыдущей публикации материалы позволяют сделать вывод – наследие Д.Г. Буренина (1793-1869) было на редкость значительно, включало работы в десятках храмов Угличского края и соседних уездов. В числе таковых и росписи, и иконы для иконостасов. Труды наиболее значительного угличского живописца XIX века и работавших под его началом многих малоизвестных мастеров, несомненно, составили целую эпоху в местной культуре и храмовом строительстве.

Как известно, дальнейшая судьба большинства произведений оказалась трагической. Наши многострадальные храмы пали под разрушительными волнами ХХ столетия. Многие элементы убранства в одночасье погибли вместе со зданиями, что-то медленно умирало в условиях небрежения, сырости и разрухи… На современном этапе наследие живописцев Бурениных невелико. Но оно есть – это и несколько уцелевших икон, и росписи разной степени сохранности. Рассмотрим основные памятники.

На северо-западном столпе собора Богоявленского женского монастыря находилась надпись, сообщавшая о строительстве и украшении храма. В 1980-х годах она еще большей частью сохранялась, но затем осыпалась. В ней содержались такие слова: «А в 1850-м году начался украшатися стенным письмом от доброхотнаго жертвователя мастером города Углича мещанами Дмитрием Григорьевым и сыном его Павлом Дмитриевым Бурениными». Конечно, давно считалось, что росписи Богоявленского собора выполнены Бурениными, – а вот и конкретное документальное подтверждение. Об авторстве писал А.Н. Горстка, но при этом приводил дату – 1873 год, – выходившую за рамки периода строительства храма и жизни Дмитрия Григорьевича.

Упоминавшимся жертвователем была дворянка титулярная советница Елизавета Борисовна Силина, которая, овдовев, поступила в Богоявленский монастырь. Она в 1838 году приобрела и пожертвовала обители землю для строительства нового собора, а в 1850 году пожелала оплатить росписи. Уже в статусе рясофорной послушницы обращалась в Духовную консисторию с прошением дозволить ей «сделать живопись в теплой церкви на свой кочт, не касаясь церковной суммы, по приложенному к оному реэстру» (1).

В 1850 году были начаты работы, а завершены, вероятно, ко времени освящения храма в октябре 1853 года. Можно предположить, что артель Бурениных выполнила и иконы для огромного многоярусного иконостаса, но по данному вопросу не выявлены документы. Не вызывает сомнений, что работы в Богоявленском соборе были наиболее значительными и почетными в их насыщенной биографии – едва ли где еще им довелось трудиться в столь масштабном и обширном интерьере, искусно соединяя живописные клейма и орнаменты с архитектурными формами.

Убранство храма дает представление о манере и стиле Бурениных, хотя сохранность росписей составляет лишь около 50% – почти утрачена живопись сводов, столбов, верхней части стен. Целостный вид едва выстраивается в воображении. Неизвестны сюжеты многих клейм и формы орнаментов, под многолетними загрязнениями скрыта изначальная цветовая гамма. Но это лучше, чем полная утрата.

Росписи Богоявленского собора близко напоминают другие сохранившиеся работы Бурениных. Плоскости стен и сводов тонированы в голубой цвет. На этом фоне размещены клейма в фигурных иллюзорных обрамлениях. Росписи стен четко делятся на два яруса, состоящие из больших и малых прямоугольных клейм. Между ярусами проходит широкий пояс пышного рокайльного орнамента, под верхними окнами размещены небольшие восьмиугольные клейма – по одному в угловых частях храма и по три в середине южной и северной стен. На лопатках написаны схематичные пилястры, тонированные под мрамор, подчеркивающие тектонику здания. В каждом из девяти участков свода размещались клейма в аналогичных пышных обрамлениях. Подпружные арки тоже покрывали насыщенные орнаменты.

Росписи алтарных апсид имеют несколько иное композиционное построение – на стенах в нижнем ярусе размещены крупные клейма с арочными завершениями, гармонично согласованные с оконными проемами. Клейма верхнего яруса плавно перетекают в живопись сводов.

Более глубоко анализируя архитектурное построение росписей, можно отметить, что фон имеет приглушенный голубой цвет, местами сочетается со светло-голубыми вставками. В нижней части стен фон тонирован под мрамор. Орнаменты написаны в технике гризайли и иллюзорно имитируют белоснежную лепнину, размещенную на голубом и розовом фоне. Они состоят из листьев-завитков, трельяжных решеток, поясков, карнизов, образуют отдельные вставки, фризы и обрамления клейм.

Говоря о сюжетном составе, отметим, что правая сторона храма расписана на тему чудес от Толгской иконы Божией Матери, а левая – чудес святителей Николая Чудотворца и Иоанна Милостивого. На обширной лишенной проемов средней части западной стены размещались Евангельские сюжеты – притчи и эпизоды земной жизни Спасителя. В средокрестии свода – храмовая композиция «Богоявление». На парусах – евангелисты.

Помимо церковных росписей известны произведения станковой живописи. Наиболее примечательна парсуна «Царевич Димитрий Угличский», выполненная в 1851 году для открытого 19 августа Николаевского детского приюта (2). Известный благотворитель – происходивший из Углича петербургский купец 1-й гильдии Василий Андреевич Пивоваров – пожертвовал каменный двухэтажный дом в Пятницком переулке (Пионерский пер., 3) и обеспечил содержание. Дмитрий Григорьевич Буренин тоже внес свою лепту в святое дело – для приюта им была написана парсуна наиболее почитаемого в Угличе святого. На обороте размещалась вкладная надпись.

Можно предположить, что царевич Димитрий был святым покровителем живописца – этим может объясняться факт пожертвования. Также важно отметить, что данная парсуна, вероятно, – единственный сохранившийся образец авторского письма Д.Г. Буренина. При создании храмовых росписей и икон для иконостасов он вполне естественно прибегал к услугам наемных живописцев, составлявших артель, но столь значимую картину, являвшуюся личным пожертвованием, мог выполнить сам.

Композиционно и составом деталей парсуна напоминает парадные портреты XVIII-XIX веков, чему способствует реалистичная академическая манера исполнения. Царевич Димитрий в расшитом жемчугом пышном царском облачении стоит на красном возвышении, молитвенно обращенный к расположенному вверху в облаках изображению Спасителя. В руках царевича крест и ножичек. Рядом престол с лежащими на красной подушке золотыми скипетром и державой. Задний план составляет интерьер с окном и зелеными драпировками с золотыми нитями и бахромой. Парсуна отличается выверенной композицией, гармоничной цветовой гаммой.

Еще одна работа – икона-складень (3), пожертвованная в июле 1855 года купцом степенным гражданином Михаилом Александровичем Хорхориным походной церкви Угличской дружины. Ополчение было создано для участия в Крымской войне – 20 июля, после торжественного молебна на Успенской площади, освящения походной церкви и знамени, выступило из города. Угличская дружина № 130, в числе других ополчений из центральных губерний, была причислена к Западному отделу с целью усиления Средней и Западной армий на границе с Австрией и Пруссией. По окончании войны в 1856 году дружина была расформирована. В 1860-1861 годах для размещения походной церкви сооружен северный придел церкви Царевича Димитрия, где обозначенная икона и находилась вплоть до поступления в музей.

Икона представляет собой складень-кузов с боковыми створками и фигурным завершением, снаружи обитый листовой медью. В среднике изображен Архистратиг Михаил с огненным мечом, по сторонам – князь Роман (тоже с мечом) и царевич Димитрий, стоящий на высоком возвышении. На створках – Николай Чудотворец и Александр Невский.

Еще одной работой артели Д.Г. Буренина может быть признана врезная доска для размещения в иконостасе церкви Царевича Димитрия миниатюрной иконы Ярославских чудотворцев (дар архиепископа Нила ярославскому губернскому ополчению). Доска содержит многофигурную композицию, представляющую иерархию Церкви (4).

В 1854 году на средства происходившего из Углича рыбинского купца Николая Фотиева Баскакова выполнены росписи в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи Алексеевского монастыря – летнем храме обители. По условию от 27 января стоимость стенного письма составляла 750 рублей (5).

Храм небольшой и стоимость не самая значительная, но эту работу с полным основанием можно признать одной из лучших в творчестве Д.Г. Буренина. Вероятно, росписи были выполнены во всех помещениях храма, но в настоящее время целостно сохраняются только в основном объеме. При взгляде на стены и своды в первую очередь привлекают внимание сложные многофигурные композиции и насыщенные затейливые орнаменты в стиле рококо.

На плавно обтекающем объем сомкнутом своде, прорезанном световым барабаном, представлена небесная иерархия – прославляющий Господа обширный сонм ангелов с различными атрибутами, в ярких одеждах. Над иконостасом неканоничный для Православия, но широко распространенный в XVIII-XIX веках сюжет – «Коронование Божией Матери». На западной стене, над поддерживаемым ангелами образом Спаса Нерукотворного помещена композиция – «Сошествие Святого Духа на апостолов». Сюжеты из Жития Иоанна Предтечи можно видеть на состоящей из четырех клейм верхней плоскости южной стены. Фигуры святых размещены в нишах окон. Конечно, это далеко неполный состав композиций – многие повреждены или утрачены.

Помимо великолепных клейм обращает на себя внимание архитектурная составляющая росписей – так называемая «живописная уборка». В стенописях XVIII-XIX столетий она обычно значила не меньше, чем сюжеты, поскольку, наряду с резьбой и позолотой иконостасов, составляла оформление интерьера. В собрании Угличского музея находится чертеж, несомненно, являющийся эскизом росписей Предтеченского храма, – представляющий развертку южной и западной стен (6). Там можно видеть прописанные орнаменты, намеченные композиции сводов и некоторые фигуры. При этом сюжеты отсутствуют – их обычно выполняли по отдельно составлявшемуся реестру, по согласованным эскизам и образцам. Изначальный замысел росписей в процессе работы мог подвергаться изменениям – так и здесь можно видеть несколько иные орнаменты. На западной стене еще присутствует среднее окно, которое в дальнейшем для размещения крупного клейма будет заложено. На западном лотке свода ангелы поддерживают круглое обрамление.

Орнаменты, имитирующие лепной декор, поражают просто сказочным разнообразием. Карнизы, рамки, сложнейшие изгибы струящихся по стенам стилизованных побегов, листьев и пальметт, – растворяющиеся в общем разнообразии, но при этом сохраняющие четкость деталей. Различные цветные вставки-фоны и золоченые надписи. Отдельно следует отметить тонировки под мрамор ниш нижних окон и напоминающие морские волны орнаменты верхних. Данная работа свидетельствует о блестяще проявленных таланте и вкусе мастера, тончайшем понимании цветовой гаммы.

К числу значительных работ Д.Г. Буренина можно отнести создание живописного убранства церкви Рождества Иоанна Предтечи «на Волге». Эта работа была многолетней, состоявшей из нескольких отдельных заказов. Ранее уже отмечалось, что в 1840 году в зимнем храме на южной стене было поновлено клеймо с изображением Печерской иконы Божией Матери. Спустя пять лет последовал более значительный заказ – в том же зимнем храме (северном приделе) создание икон для нового иконостаса и росписей. Священник церкви отец Николай (Воскресенский) так обозначил выполненные работы: «В 1845 году тем же живописцем написаны для иконостаса придела новые образа, стоящие и теперь: Тайной Вечери (очень больших размеров), Нерукотвореннаго Образа, Воскресения Христова, Св. Николая Чудотворца, Архидиакона Стефана (для северной двери), семь икон праздников и пять икон на царские врата. Тогда же написаны им масляными красками четыре клейма с изображением событий из жития Св. Иоанна Предтечи: 1) Благовестия Ангела Захарии (на западной стене над входными дверями), 2) Рождества Св. Иоанна Предтечи (на своде трапезы), 3) Проповеди Иоанна Предтечи (тоже) и 4) Крещения Господня (на своде средней части). В алтаре на своде написано изображение Бога Отца со Св. Духом, а по углам свода средней части 4 Евангелиста».

По прошествии почти шестидесяти лет, в начале ХХ века он вполне справедливо отмечал: «В настоящее время трудно сказать, дошла ли живопись Буренина в изначальном виде, так как промывалась и поновлялась живопись неоднократно» (7).

Если к началу ХХ века росписи Д.Г. Буренина могли претерпеть лишь ряд искажений, то к нашему времени, после разорения храма в 1930-х годах и многих десятилетий запустения, состояние оставляет желать лучшего, может быть признано крайне руинированным. При этом перечисленные клейма сводов и западной стены частично сохраняются. В 1840-х годах живописец работал в классической манере, о чем свидетельствуют тонко прописанные гризайлевые орнаменты: карнизы с розетками и модульонами, различные обрамления, люнеты с символическими атрибутами.

Через десять лет последовал новый этап работ. В 1855 году был расписан летний храм Спаса Нерукотворного, расположенный на втором этаже. Создано убранство трапезной и храмовой части. Примечательно, что новые росписи должны были сочетаться с лепными деталями, выполненными в 1793 году мастером из Ярославского уезда – крестьянином Яковлевской слободы Федором Ивановым Жировым. Он сбил старую штукатурку, вновь оштукатурил помещения верхнего храма «чистою гладкою и прочною работою, с лебастром», а также вытянул карниз под сводом храмовой части и круги – в основании барабана и в центре свода трапезной (8). Карниз, названный «гладким», профилированный с чередованием тонких полочек и тяг – не содержит типичных для декора конца XVIII столетия сухариков, модульонов и других сложных деталей. Тогда же выполнены обрамления арочных оконных ниш верхнего яруса. Росписи Д.Г. Буренина должны были сочетаться с лаконичным лепным декором и формами храма, – например, сводом трапезной с крупными распалубками по южной и северной стенам. В трапезной существовали более ранние росписи клеевыми красками, включенные в новый ансамбль. Насколько успешно удалось выполнить работу, рассмотрим далее.

Священник Николай (Воскресенский) подготовил подробное описание интерьера летнего храма. Там, в частности, говорилось: над иконостасом «в фоне Распятия, на каменном своде, масляными красками изображен вид Голгофы и Иерусалима, а на других сторонах свода расположены клейма с изображениями: Снятия со креста, положения во гроб и благовестия Ангела Мироносицам. Верх свода поддерживает главу с полою внутри шеею. В главе вверху написано изображение Господа Саваофа, а в простенках между четырьмя окнами шеи – изображения патриархов: Адама, Сифа, Ноя и Авраама. Ниже свода, между окнами, размещены три клейма с изображением проповеди: Нагорной Иисуса Христа, апостола Петра и апостола Павла. Стены покрыты колером бирюзового цвета и уборкою из колонн и эмблем Ветхого и Нового Заветов.

Трапеза Спасского храма невелика и довольно слабо освещена тремя окнами с южной стороны. Потолок сводчатый. На средине свода помещено изображение Бога Отца со Св. Духом на груди, а над входом с паперти, в парусе свода – Спасителя в архиерейском облачении. На северной стене в полукружиях размещены клейма: Похвалы Богородицы, О Тебе радуется и Чудо Архангела Михаила в Хонех. Между ними, на пятах свода, изображения Великомучениц Екатерины и Варвары. Выше полукружий, в парусах свода, помещены два апокалипсических видения: 1) Б.М., стоящей на Луне, Младенца-Спасителя и семиглавого дракона и 2) Спасителя среди 7 светильников; над клеймом Чуда Архангела Михаила – Благое молчание. Южная сторона в парусах над окнами украшена клеймами с изображением: 1) храма, в котором иерей принимает от мирянина просфору; 2) храма, в алтаре которого у жертвенника стоят ангел, иерей и диакон с кадилом и 3) ангелов, одевающих души людей в царскую одежду и ведущих их на поклонение Богу. Между окнами, на пятах свода, помещены изображения: Свв. Василия Асмасийского и Иоанна Белоградского».

В качестве итога он добавляет: «Письмо по всему храму невысокого достоинства: написано в 1855 году угличским живописцем Димитрием Григорьевичем Бурениным, за исключением клейм: «Похвала Богоматери» и «О Тебе радуется», писанных клеевою краскою; о них, надо думать, упоминается в описи 1808 года» (9).

Слова очевидца лишь отчасти поддаются проверке. Интерьер трапезной значительно пострадал в советские годы – многие участки штукатурки осыпались, росписи повреждены, значительно потемнели. Живопись северной стены полностью утрачена. В отличие от трапезной интерьер храмовой части в лучшем состоянии, сохранил яркость красок. Крупные клейма, окаймленные иллюзорными «лепными» рамами, размещены на своде и в верхней части стен. Они соседствуют с пустыми плоскостями, окрашенными в бирюзовый цвет. Фон несколько разнообразят орнаментальные фризы, колонны и символические композиции.

Такое построение нельзя назвать удачным. Живописное убранство не только стилистически не соответствует облику храма XVII столетия, но и отличается схематизмом, граничащим с примитивом. Выглядит странным сочетание ярких красок клейм с пустотой фонов, явная дисгармония цветных вставок фризов. Конечно, необходимо учитывать, что росписи соседствовали с резными золочеными иконостасами и киотами, предметами утвари, но едва ли их можно признать достойными шедевра древнерусского зодчества, каковым является Предтеченский храм.

Известна еще одна значительная работа артели Д.Г. Буренина. Она находится у многих на виду, но не всем известно авторство. Вблизи Ярославской дороги расположено село Никольское «в Слободищах» со старинной церковью, построенной в 1781 году.

28 февраля 1858 года Угличского уезда деревни Инархово, вотчины его сиятельства графа Д.Н. Шереметева, крестьянин и церковный староста Федор Козьмин Белоусов заключил условие с мещанином города Углича Дмитрием Григорьевым Бурениным. С согласия священно и церковнослужителей и означенного села Никольского приходских людей, с разрешения епархиального начальства угличский живописец порядился «украсить стены и потолок в холодной нашей церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, а равно в алтаре и трапезной живописью в клеймах, избранных по согласию священно церковнослужителей и церковного старосты и значащихся на особом реэстре. Писать оные клейма ему Буренину греческим мастерством на масленых красках и лучшим искусством… Венцы на святых, имеющих быть в клеймах, золотить червонным золотом, равно и надписи. На оных уборку же около сих клеем сделать приличную в лучшем виде на масляных красках. Сделать гладь или фон из кобальта и крону» (хрома).

Перед началом работы требовалось подготовить поверхность. Для этого промыть и стереть старую краску, а также сбить лепной декор, который составляли тяги около окошек, пилястры и карнизы, круглые клейма на своде трапезной. Места лепного декора заштукатурить «в искусном виде» заподлицо со стеной, чтобы не было впадин, а также исправить обнаруженные ветхости в штукатурке. Далее следовало для прочности промаслить поверхности два раза вареным маслом со шпаклевкой: «для живописи употреблять масло маковое, дабы работа была чистая».

Кроме стенописи Д.Г. Буренин обязался выполнить и ряд других работ. – Поновить двенадцать икон апостольского и пророческого рядов иконостаса, просветы перезолотить червонным золотом. Иконостас обтереть и заново покрасить. Также полностью покрасить полы в верхнем храме. Начать означенные работы 1 мая, а окончить к 8 сентября 1858 года. Общая стоимость составляла 1650 рублей серебром (10).

Росписи храма села Никольского, включающие многочисленные клейма и гризайлевый орнамент на голубом фоне, очевидно, следует признать лучшей по сохранности работой мастера. Известен ряд других работ, относящихся к позднему периоду деятельности. Есть сведения, правда, не подтверждаемые документально, что в 1865 году он расписал трапезную (зимний храм) Николосухопрудской церкви города Углича (11). Живопись, длительное время пребывавшая под побелкой, имеет фрагментарную сохранность, ждет реставрации и изучения. Сложные композиции клейм и великолепно прописанные орнаменты соответствуют стилю Д.Г. Буренина.

В заключение отметим еще одну работу, которую можно отнести к числу наиболее известных и целостных. Это росписи собора Воскресенского монастыря, созданные в 1865-1866 годах. Мастер неоднократно, по примеру отца, выполнял различные заказы прихожан упраздненной обители. Так, в 1862 году он поновлял и писал иконы, окрашивал иконостас в южном Владимирском приделе. Затем последовал более значительный заказ.

15 июня 1865 года с церковным старостой угличским купцом 2-й гильдии Павлом Алексеевым Болтуновым было заключено условие, в котором говорилось: «порядили его живописца Буренина украсить стены и потолки в верхней летней церкви настоящего храма Воскресения Христова как в алтаре, так и трапезе оной живописью в двадцати трех клеймах, избранных священно церковнослужителями и церковным старостой, значащихся на особом реэстре, и с приличною, где следует, уборкою. Писать оные клейма ему Буренину греческим мастерством на масле, лучшим искусством. Иметь лучших живописцев, поведения хорошего и с законными видами. Краски употреблять самого лучшего достоинства и все вообще материалы хорошие. Венцы на святых, имеющих быть в клеймах, золотить червонным золотом, равно и подписи на оных. Уборку около клеем сделать в лучшем виде рококо. Гладь или фон сделать из кобальта. Если же что не понравится в уборке или живописи, то ему живописцу Буренину исправить на свой кочт. При работе находиться самому ему или сыну его Павлу. Отливы окон в алтаре, настоящей церкви и в трапезе сделать под мрамор».

В заключение приводились следующие пункты: «Наконец, леса поставить и мостить ему же Буренину. Все вышеписанное должен он живописец Буренин сделать честно и хорошо и за всю вышеписанную работу получить ему Буренину с церковного старосты… пятьсот рублей серебром, а именно: когда начнется живописная работа, то отдать пятьдесят рублей, в течении работы двести с половиною рублей, а остальные двести рублей серебром чрез год, после окончания работы. Начать означенную работу со следующего июля месяца сего 1865 года и кончить в следующем 1866 году к 1-му августа» (12).

Очевидно, росписи выполнялись поэтапно. В Приходо-расходных книгах зафиксирована выплата 31 декабря «за написание стенного письма в холодной церкви». 30 декабря 1866 года: «за написание в летней церкви во имя Воскресения Христова двух новых клейм» (13). Но это лишь сохранившиеся свидетельства. В четырехстолпном соборе второй половины XVII века живопись состоит из отдельных клейм на небесно-голубом фоне, окруженных пышными рамами в стиле рококо, тонированными в желтоватый цвет – под золото. Росписи размещены на участках сводов и на западной стене. На последней «в перебежку» расположено пять клейм, объединенных розовым орнаментальным фризом. Фигуры святых помещены на западных столпах храма. Существовала живопись и в алтарной части, но ныне там видны лишь фрагменты клейм. Боковые стены не расписаны – на них в три яруса размещались иконы из первоначального иконостаса. Таковы росписи Воскресенского собора – яркие и выразительные, но недостаточно гармонирующие с древним монументальным интерьером. Они стали одной из последних работ Д.Г. Буренина, отражая многие характерные черты обширного наследия.

Павел Дмитриевич Буренин (1825-1873)

Последним значительным представителем династии живописцев Бурениных был сын Дмитрия Григорьевича – Павел. Несомненно, на протяжении значительной части творческой биографии он работал вместе с отцом, состоя в артели мастеров, но упоминания о совместной работе относятся лишь к позднему периоду, когда он возглавляет собственную артель.

Далее рассмотрим документально установленные самостоятельные работы П.Д. Буренина. Одной из них явилось выполнение росписей летнего храма Успенской церкви села Климатино Мышкинского уезда (ныне Угличский район). По условию от 22 марта 1859 года с приходскими людьми и церковным строителем крестьянином села Климатина Михаилом Васильевым мастер подрядился расписать купол, стены и центральный столб. При этом следовало произвести подготовительные работы: «В маие месяце сего 1859 года стереть в куполе красные разводы, сбить с простенков круги и все стены храма, и столп перетереть, чтоб нигде не было впадин или выпуклостей.

Вслед за тем по доставленному мною плану и составленному прихожанами реэстру, с согласия священно-церковнослужителей произвесть уборку и стенную живопись тщательным образом и хорошим художеством, лучшими красками, а венцы на святых и подписи золотить червонным золотом с тем что, если что в работе моей прихожанам не понравится, обязуюсь я беспрекословно исправить, и все работы покончить к первому числу августа месяца непременноКроме обязательства заплатить ему Буренину четырехсот рублей серебром, мы прихожане более ничем не обязуемся, кроме того, что должны дать по требованию мастера Буренина десять подвод до города Углича для привезения оттуда извести, лебастра и инструментов и [дать] квартиру на время живописной работы» (14).

Здесь можно пояснить, что, как и во многих других прежде отмеченных случаях, перед выполнением росписей требовалось сбить лепной декор, – в частности, филенки с кругами, которые были сохранены только в нишах окон. Их следы хорошо заметны в верхних простенках боковых стен и в два яруса на центральном столбе. Взамен выполнялась «уборка», т.е. имитирующие лепнину орнаментальные обрамления клейм и фризы, дополняющие сохраненные лепные карнизы с сухариками. Плоскости стен тонировались в розовый цвет. Иллюзорная «лепнина» здесь более сдержанная и простая. Очевидно, прихожане просто не располагали средствами на пышные насыщенные орнаменты. К сожалению, к контракту не приложен реестр со списком клейм, но многие сюжеты сохранились и позволяют характеризовать насыщенную цветовую гамму и академический стиль живописи.

В следующем 1860 году принимается подряд на выполнение росписей, вычинку иконостаса и позолотные работы в летнем и зимнем отделениях церкви села Воскресенского «что в Катке» Мышкинского уезда. По условию от 5 августа с церковным старостой государственным крестьянином деревни Глазова Арсеньем Куприяновым требовалось «в алтаре настоящего храма, в настоящей церкви, так же и в теплой, с приличною во всей церкви уборкою раскрасить стены и в тридцати шести клеймах написать живописные картины… В настоящей холодной церкви, равно и теплой штукатурку перетереть, а где окажется ветхость, отбить и снова заштукатурить и по оной писать лучшею живописною работою с употреблением красок лучшего достоинства. Венцы на святых, имеющих быть в клеймах, и подписи золотить червонным золотом. Клейма должны быть писаны из масла, уборку из ан-фрески. Как краски, так и масло покупать мне Буренину на свой капитал».

При этом заказчики весьма требовательно подходили к качеству работы. Следовало испытать способности мастера: «вменяется в обязанность ему Буренину написать две картины лучшей живописи для образца, избранные священно- церковнослужителями из Новаго Завета». Возможно, это требование не было случайным – храм, возведенный в 1838 году «иждивением поручика и кавалера Александра Александровича Сухово-Кобылина», являлся замечательным образцом стиля ампир, очевидно, одним из лучших и совершенных в Ярославской губернии.

Помимо росписей перечислены работы на иконостасе: «В настоящей холодной церкви иконостас вычистить и покрыть белым колером и подзолотить абакусы колонн и две арабески. На таковой работе по живописи мастеров и штукатуров обязуемся иметь хороших и трезвых. Вменяется в обязанность ему Буренину в той же сумме написать икону святых, празднуемых 14 января». Стоимость составляла 700 рублей серебром (15).

Еще одна утраченная работа – росписи трапезной церкви Святого пророка Илии села Ивановского «на Лехте» Ростовского уезда. В условии, заключенном 9 апреля 1861 года с церковным старостой крестьянином Иваном Филипповым Лисицыным, говорилось: «порядился я Буренин в церкви означенного села в теплых приделах Рождества Христова и Великомученика Димитрия Селунскаго написать стенное письмо по плану, утвержденному Епархиальным Начальством, а клейма для письма, значащихся в регистре, выбранные нами с согласия священно- церковнослужителей, писать из ан-фреско и в лучшем виде».

Также полагалось выполнить некоторые малярные работы: «Сверх сего письма вменяется в обязанность Буренину резьбу с иконостаса снять и вычистить. Иконостас, а равно и иконы из иконостаса вымыть и покрыть масляным лаком. Полы выкрасить, в паперти двери со всех сторон выкрасить масляной краской и разделать. В церкви окна отделать под мрамор». Все перечисленное непременно завершить к престольному празднику – 20 июля. За работу и материалы полагалась плата – 700 рублей серебром (16).

В конце жизни, в 1869-1872 годах, Павел Дмитриевич Буренин занимался начатым совместно с отцом поновлением живописного убранства церкви Царевича Димитрия «на крови». Заново прописывались росписи и образы иконостаса (17). Несмотря на проведенные реставрационные работы немалая часть «поновлений» может сохраняться. Таковы яркие краски живописи сводов. Для изготовленного в 1865 году нового предалтарного иконостаса артель Бурениных могла выполнить несколько икон.

В качестве итога отметим, что выявленные документально установленные сведения о деятельности угличских живописцев Бурениных, очевидно, имеют фрагментарный характер. Далеко не все работы известны, в хронологии остается немало лакун. В особенности это касается Ивана Ивановича и Григория Ивановича, раннего периода деятельности Дмитрия Григорьевича и поздних работ Павла Дмитриевича Бурениных. Вероятно, остаются не выявленными еще десятки заказов и подрядов в местных храмах и на сопредельных территориях. При этом, необходимо признать, что изученный комплекс документальных материалов о живописцах Бурениных наиболее значителен, существенно превосходит материалы о других живописцах XIX века, работавших в Угличском крае. Приведенные выдержки из документов расширяют представление о труде провинциальных мастеров, позволяют подробно рассмотреть деловые, технические и бытовые аспекты деятельности.

Примечания.

1) УгФ ГАЯО. Ф. 37. Оп. 1. Д. 16. Л. 195-196.

2) УГИАХМ. Коллекция «Живопись». Ед. хр. Уг/КП-16651, Ж-16.

3) Там же. Коллекция «Древнерусская живопись». Ед. хр. Уг/КП-2652, ДРЖ-51.

4) Там же. Ед. хр. Уг/КП-15382, ДРЖ-488.

5) УгФ ГАЯО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 1429. Л. 3.

6) УГИАХМ. Коллекция «Документы». Ед. хр. Уг/КП-14005, Д-40.

7) Там же. Ед. хр. Уг/НВ-8540.

8) УгФ ГАЯО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 154. Л. 39.

9) УГИАХМ. Коллекция «Документы». Ед. хр. Уг/НВ-8540.

10) УгФ ГАЯО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 1528. Л. 62 об. – 63 об.

11) Энциклопедия Угличского края / Под ред. Иерусалимского Ю.Ю. Иваново: Издательский дом «Референт», 2013. С. 14

12) УгФ ГАЯО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 1886. Л. 98-99 об.

13) Там же. Ф. 43. Оп. 1. Д. 129. Л. 117 об., 120-120 об., 140, 141 об., 151 об. – 152.

14) УгФ ГАЯО. Ф. 56. Оп. 1. Д. 1548. Л. 45-45 об.

15) Там же. Д. 1586. Л. 77 об. – 78.

16) Там же. Д. 1621. Л. 119.

17) Горстка А.Н. Примечания к «Путеводителю по церквам города Углича» Н.Ф. Лаврова. Углич, 1994. С. 5-6.

x
Подписаться на новости
X