A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Этапы большого пути

Этапы большого пути

Ударов ветра нам не счесть!

Грохочет кровельная жесть

В притихшем Бежецке, в Мологе,

И Мышкин с Угличем – в тревоге,

До Кашина доходит весть,

Что ветер северный не зря

Грядет на новые моря;

Он вспенит новые дороги.

С.Марков

Этапы большого пути

Любопытному взору туриста, плывущего по великой реке, первыми в Угличе открываются величественные сооружения Угличского гидроузла. Стройная арка шлюза – ворота города, возвышающееся над речной гладью монументальное здание гидростанции предстают как символы энергии и динамизма советской эпохи. Чуть позже, с легендарного волжского угла плавно разворачивается панорама древнего города с живописно разбросанными в зелени деревьев храмами, старыми особняками на высоком берегу, с современными промышленными и общественными зданиями. Грандиозная стройка изменила облик города, строительство Угличской ГЭС разделило его историю на «до» и «после».

«Сонный городок на Волге, сотканный из ветхих легенд», в начале бурного ХХ века «врасплох застигнутый революцией», даже к концу двадцатых годов был увиден историком и искусствоведом А.Н.Гречем так: «Точно уцелевшая декорация старомодной постановки – город Углич. Это город-музей, город архитектурных, бытовых и социальных анахронизмов. Недаром родилось именно здесь «Красное дерево» Пильняка, в этом точно позабытом революцией городке, где еще в 1929 году из всех церквей устраивался крестный ход, где в усадьбах еще уцелели помещики, в монастырях – монахи… Временами кажется – ничто здесь не изменилось, и точно не было 1917 года в зачарованном городке, но и здесь даже это – лишь мгновенная иллюзия».

Прошло несколько лет, и эпоха великих строек не обошла стороной древний город. Певец уходящей крестьянской Руси Николай Клюев создал такой образ великих перемен:

«Тихий Углич, брынская гать

Заболели железной грыжей».

Масштабы строительства, грандиозная стройка потрясли тысячелетний Углич.

Но как же начинался век электричества в «зачарованном городке»?

Более полутора столетий наиболее крупным и известным предприятием города была писчебумажная фабрика, основанная в 1735 году угличскими купцами Переславцевыми. В 1856 году фабрика с землей и инвентарем была куплена петербургским купцом первой гильдии А.И.Варгуниным, подданным Великобритании И.Е. Гобертом и коллежским секретарем И.И.Баннистером, учредившими Акционерную компанию «Компания Угличской Писчебумажной фабрики». С этого времени начинается новый период в ее существовании, происходит коренное переустройство предприятия. Станки новейшей конструкции приводились в движение электричеством. Кочегарное отделение вмещало в себя 7 паровых котлов. Главными двигателями фабрики служили большая паровая машина тройного расширения системы Зульцера, паровая турбина системы Де-Лаваля в 75 лошадиных сил и водяная турбина в 75 лошадиных сил. Электрическая стация имела 3 динамоэлектрических машины «для целей передачи силы и освещения фабрики, квартир и двора».

В начале ХХ века небольшая электростанция была в доме Евреиновых на Успенской площади. В бывшем помещении винного отдела в 1910 году начал работать синематограф «Волшебные грезы», для которого и была оборудована электростанция с динамомашиной на 15 сил.

В дореволюционном Угличе попытка сделать электрическое освещение была предпринята в 1912 году. Один красносельский купец-пароходчик предложил городской управе построить на концессионных началах электростанцию. Подумали заправилы города … и отказались – хлопот слишком много, да и без влияния торговцев керосином, по всей вероятности, не обошлось.

Новая рабоче-крестьянская власть смело взялась за организацию народного хозяйства. Уездный Совет народного хозяйства поставил вопрос об электрификации Углича и получил поддержку. Губернский совнархоз выделил генератор, достаточное количество проводов, контрольные приборы и другое оборудование и материалы. Однако, двигатель было предложено отыскать на месте. Сначала было решено использовать паровую машину мощностью 400 лошадиных сил со сгоревшей писчебумажной фабрики, но оказалось, что машина эта громоздка и неэкономична.

На той же фабрике под развалинами нашли турбину «Лаваля» мощностью 75 лошадиных сил. Машина была сильно повреждена, но было решено ее отремонтировать. Через полтора месяца турбина была готова, и в августе 1919 года провели испытания.

Станцию строили на Гражданской улице, тогда Большой Васильевской, недалеко от Каменного ручья. Рядом находился пруд, который решили использовать как источник воды, но его нужно было вычистить. 16 ноября 1919 года состоялся субботник, в котором участвовали около 200 человек. Работали с энтузиазмом, под звуки духового оркестра. В этот день вывезли большое количество земли, ила, таким образом, станция была обеспечена водой.

Котел системы «Вольф» взяли со сгоревшей лесопилки Евреинова. Но он мог дать пар только на половину мощности турбины и был поврежден пожаром. Вручную, без транспортных средств котел был перенесен. В начале 1921 года электростанция дала первый ток. Это стало важным событием в жизни города, несмотря на то, что станция работала только по вечерам, так как мощность котла была мала.

В 1924 году в Угличе начали строить вторую электростанцию силами московского акционерного общества «Электроэксплуатация». В 1926 году станция в устье Троицкого ручья начала действовать. Мощность ее была невелика – 55 квт, но в электрическую сеть удалось включить площадь Коммуны, прилегающие к ней улицы, и в Угличе зажглись 375 «лампочек Ильича». Кроме того, электростанция дала ток кустарным предприятиям города. В качестве первой в городе подстанции была использована часовня Петропавловской церкви на углу улиц Ленина и 9 Января. Позднее на улице Свободы была построена еще одна трансформаторная подстанция – небольшое восьмигранное сооружение, напоминающее часовню и ставшее в настоящее время памятником истории электрификации.

Электрическое освещение в городе было скудным. Как вспоминал угличский старожил Леонард Фрицевич Ленгвенс, «вечером лампочки светились вполнакала, через стол было трудно определить, кто там сидит: папа или мама».

1930-е годы – время мчится вперед. Эпоха индустриализации требовала мощных источников электроэнергии. 14 сентября 1935 года Советом Народных Комиссаров и Центральным Комитетом ВКП(б) принято постановление «О строительстве гидроузлов в районе Углича и Рыбинска». Началось строительство подсобно-вспомогательных объектов, работы по организации строительных площадок.

Для любого индустриального строительства в первую очередь необходима электроэнергия. В центре города задымили трубы временной тепловой электростанции, оборудование для которой – котлы, турбины, генераторы - было перевезено с Днепрогэса. К зданию ВТЭС прилегала обширная территория, обнесенная высоким забором, внутри которой оказалась закрытая к тому времени Казанская церковь. Ее колокольню превратили в водонапорную башню, а сама водонасосная станция была построена на берегу Волги у рва перед кремлем.

Котельная электростанции топилась дровами. Их добывали в лесу, в основном за Дивной Горой, где прорубались просеки для вывоза древесины. После ввода в строй гидростанции временная ТЭЦ была ликвидирована, оборудование эвакуировали в Нижний Тагил. Здание станции, выполненное в конструктивистском стиле, увы, снесли в 2015 году…

Газета «Правда» 14 апреля 1938 года писала: «Шумно сейчас на Волге. Небольшой старинный городок ожил. Около двадцати тысяч рабочих занято на строительстве». Каждый этап строительства - невиданные по масштабам земляные работы, укладка бетона в сооружения гидроузла, намыв земляной плотины, перекрытие русла Волги, монтаж оборудования и агрегатов – стал подвигом в покорении стихии.

В буднях великой стройки рождался новый Углич, рождался в радости созидания и с горечью утрат. А впереди была Война. Ожидание Победы. Продолжение Жизни.

Т.Ерохина
x
Подписаться на новости
X