A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Потерянные атрибуты набережной

Потерянные атрибуты набережной

Евгений Лиуконен

На всевозможных интернет-сайтах публикуется множество старинных фотографий Углича, представляющих облик города в разные периоды. Становятся общедоступными материалы семейных альбомов, музейных собраний, видовые открытки и т.д. Большинство фотографий отражает десятилетия советского периода. Здесь хотелось бы коснуться реалий эпохи – детально рассмотреть меры по благоустройству, предпринимавшиеся в то время.

Современный облик Углича является наследием регулярной архитектурной среды XIX века. В соответствии с классицистическим генеральным планом были проложены улицы, сформирована единообразная выразительная застройка. При этом благоустройство имело специфические черты – были вымощены камнем многие улицы и площади, проложены тротуары, но основное внимание уделялось наиболее оживлённой функциональной части города. Волжская набережная, казалось бы, являлась лицом Углича, но вдоль берега тянулись просёлочные дороги и небрежные тропинки. Примечательным событием стала разбивка Пушкинского бульвара в 1899 году на набережной у пристаней. Затем в годы Первой мировой войны австрийскими военнопленными, вероятно, велись работы на более отдалённом участке берега Рыбной слободы. Можно предположить, что тогда на рельефной возвышенности вдоль старинных особняков впервые был проложен бульвар, прозванный в народе «Австрийским».

Не вызывает сомнений, что в XIX – начале XX веков мероприятия по обустройству набережных находились в зачаточной стадии. В первые советские десятилетия на волне революционного энтузиазма возникали масштабные проекты, но реальность оказывалась куда более скромной. Помимо ремонта домов и дорог находились средства лишь для эпизодических работ. Грандиозный генеральный план города 1940 года, предполагавший обширное благоустройство, так и остался на бумаге.

Великая Отечественная война перечеркнула большинство проектов, но уже на завершающем этапе войны вновь стали актуальными вопросы перспективного развития. Основным поводом послужил указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об отнесении города Углича Ярославской области к категории городов областного подчинения» от 17 марта 1944 года. Реформировались органы власти и вместе с тем возникала надежда, что возрастут ассигнования на жилищное, культурное строительство и благоустройство. Практически сразу после публикации постановления в местной газете «Коллективный труд» начались призывы к жителям города, рабочим и служащим предприятий принять участие в благоустройстве.

Как нередко происходило в то время, большая часть работ осуществлялась не силами горкомхоза, а возлагалась на предприятия города, заводы и промартели, а также на широкие слои общества – жильцов и домохозяек. Проводились субботники, воскресники, создавались инициативные группы, принимавшие на себя обязательства. Опять же в духе времени было объявлено социалистическое соревнование за образцовое выполнение всех работ по благоустройству, на которое вызвали жителей Переславля-Залесского и Ростова. В период войны основные задачи свелись к наиболее утилитарным нуждам: ремонту домов, мостовых, тротуаров и мостов, исправлению и дальнейшей прокладке городского водопровода, заготовке дров для культурно-бытовых учреждений, высадке деревьев и кустов. Если заводы очищали территории и благоустраивали посёлки, то жильцы своими силами красили крыши, ремонтировали печи, заборы и прилегавшие участки улиц.

В победном 1945 году проводились уже более масштабные работы, улучшавшие облик города. 31 мая появляется критическая заметка: «Хорошо работают только отдельные организации, в первую очередь коллектив Волгостроя. Он к 15 июня закончит благоустройство городского сада и ремонт моста, ведущего к Кремлю. Особые претензии надо предъявить коллективам завода часовых камней, механического и организациям водников, обязанным благоустроить набережную, построить мосты и перенести рынок… Мы приняли на себя большие обязательства по благоустройству Углича, и они должны быть выполнены в срок. Для этого требуется, чтобы все руководители организаций и учреждений города мобилизовали на эту работу рабочих и служащих, а уличные комитеты – неорганизованное население. Особо следует обратить внимание на организацию труда. Нужно создать специальные бригады, закрепить за ними работу и установить индивидуальную сдельщину. Без этих условий нельзя добиться высокой производительности труда».

Столь жёсткие требования предъявлялись к общественным и вроде бы добровольным работам по благоустройству города, возложенным на все предприятия и трудоспособное население. Важнейшим плодом усилий стала набережная – одно из красивейших мест в нашем древнем городе. 7 июня 1945 года в газете сообщалось: «Идя навстречу стремлениям населения, городской комитет ВКП(б) и исполком городского совета приняли решение благоустроить набережную. Данное решение было горячо подхвачено населением. Тысячи угличан в течение нескольких дней работали на этой стройке… Чтобы справиться со всеми земляными работами, надо ежедневно иметь на строительстве не менее 700 человек рабочих… Угличане хотят иметь благоустроенную набережную к 15 июня, и они будут её иметь к этому сроку, если все наши организации будут работать на стройке более напряжённо, чем сейчас».

И вот 5 июля описывается знаменательное завершение всенародной стройки: «Своими трудами население Углича создало красивейшее место для своего отдыха, достойное нашего растущего города. Глаз посетителей приятно радуют красивые беседки, правильно разбитые аллеи, прекрасные газоны, художественно оформленные заборы… Проложено 2500 квадратных метров тротуара, вынуто 1615 кубометров земли, сделано 9000 квадратных метров аллей, дорожек, построено 2 беседки, 20 скамеек, высажено 20 000 цветов, 425 берёзок, 275 кустов акаций, набережная обнесена железной решёткой протяжением 600 метров».

Приведём ещё одну цитату: «Чугунные столбы с протянутой между ними массивной цепью отгораживают набережную от Волги, придавая набережной величественный вид. Это работа коллектива механического завода. Получив заказ на изготовление ограждения, мы старались сделать его прочным, красивым, чтобы отразить в этом свою любовь к городу. Сначала изготовили образцы, а когда они были одобрены, приступили к выполнению всего задания. Рабочие котельного, литейного, кузнечного цехов сверхурочно отливали и приготовляли отдельные детали, не считаясь со временем, лишь бы в срок качественно выполнить заказ своего города. Мы же сами установили столбы и цепь на месте».

Оказывается, ещё памятная угличанам ограждавшая набережную цепь – вклад победного 1945 года. Столбы на прямоугольных бетонных основаниях, шаровидные завершения с рельефными серпом и молотом изготавливались на механическом заводе в период окончания Великой Отечественной войны. Осталось немного сведений о том этапе благоустройства, но действительно были деревянные беседки. Непонятно, что подразумевалось под железной решеткой, – возможно, говорилось о набережной Кремля. Там же могли высаживать берёзки.

Благоустройство продолжалось и впоследствии. Важной частью облика являлись дебаркадеры пристаней. Их сменилось немало с середины XIX столетия. Большей частью они были сравнительно небольшие одноярусные. В 1940-х годах стоял двухъярусный с парными и одинарными колоннами обходных галерей. Вход с берега был оформлен воротами с фигурными завершениями и фронтоном. Примерно в 1952 году установлен новый дебаркадер, определявший облик Углича на протяжении почти сорока лет. Многие ещё помнят величественное сооружение с ярусами галерей и центральным возвышением с огромным арочным окном. В некоторые периоды был и второй малый дебаркадер с похожими галереями и шпилем. К пристани вела деревянная арка в неоклассическом стиле. К её пилонам примыкали известные цепи.

С сожалением приходится констатировать, что мы не умеем хранить своё достояние. В 1990 году деревянные причалы вывели из эксплуатации, местные организации от них отказались. В газетной заметке от 2 июня констатирован свершившийся факт: «Набережная города лишилась своей былой привлекательности, как только осталась без старенького привычного причала». Помню собственное ощущение пустоты, когда берег лишился столь выразительного главенствующего элемента. В середине 2000-х годов пришла очередь цепей, демонтированных по прошествии шестидесяти лет. Это был последний элемент благоустройства 1940-х годов.


x
Подписаться на новости
X