Евгений Лиуконен
Формирующие облик города памятники архитектуры и не обладающие таким статусом старинные здания ценны не только сами по себе, но и сохраняют память о событиях истории, выдающихся людях и многих поколениях угличан. Всегда лучше и нагляднее, когда представления о тех или иных событиях и замечательных личностях запечатлены не только в письменных, но и в материальных свидетельствах.
К счастью, в наше время многие старинные здания перестают быть безымянными памятниками архитектуры – выявляются различные сведения, факты из порой насыщенной уникальной истории. Какими могут быть эти сведения? В первую очередь, становятся известны владельцы недвижимых имений на протяжении столетий существования. Также выявляются сведения о мастерах, строительных артелях. Устанавливается происхождение архитектурных форм, в большинстве случаев, восходящих к «примерным», «образцовым» проектам. При этом важно отметить, что в Угличе строились не только типовые здания – некоторые индивидуально проектировались профессиональными архитекторами. Тем более, достойны внимания факты, что некоторые видные архитекторы своим происхождением связаны с Угличским краем.
Известно, что строительством архитектурного ансамбля Воскресенского монастыря в 1670-х годах руководил проживавший в Угличе дьяк ростовского митрополита Алексей Устинов. Находившийся при нём сын Григорий – будущий известный архитектор петровского времени. Особенно примечательно, что он строил различные здания не только в Московском кремле и Петербурге, но оставил замечательное наследие и на своей малой родине. Г.И. Устинов «надсматривал» над подрядчиком и каменщиками при строительстве Спасо-Преображенского собора. Содержание подрядной записи от 20 августа 1700 года определенно свидетельствует, что он мог являться автором проекта храма, для которого выполнил упоминаемые в тексте чертежи. Его сын Иван Григорьевич Устинов (1680-1731) тоже был талантливым зодчим.
Хорошо известен Николай Васильевич Васильев (1875-1958) – другой значительный архитектор, один из лидеров художественного направления «северного модерна». Он был сыном разбогатевшего крестьянина села Погорелки Угличского уезда. Помимо перечисленных имён связан своим происхождением с Угличским краем ещё один столичный архитектор – Николай Николаевич Казанский (1858-1914).
Его имя, к сожалению, неизвестно угличанам, но его следовало бы знать, поскольку родные места архитектора и его творения находятся у нас на виду. Последние в немалой степени определяют облик города. О чём же столь заметном идёт речь?
Один из таких объектов – здание Публичной библиотеки на Успенской площади, где ныне расположен Музей городского быта. Предыстория такова – примерно во второй половине XIX века около северной оконечности Мясных рядов было построено общественное здание, представлявшее собой небольшой бревенчатый дом на каменном фундаменте, с четырехскатной крышей. Первоначальный фасад не имел какой-либо декоративной обработки, скрывавшей конструктивную основу сруба. В здании размещалась полицейская гауптвахта. Затем оно сдавалось в аренду под чайную купцу Василию Николаевичу Кашинову.
На исходе XIX века у местной общественности созрело намерение основать общедоступную библиотеку. 3 мая 1896 года Городская Дума приняла постановление учредить в Угличе Городскую публичную библиотеку с предоставлением «навсегда городского дома у Соборного моста, арендуемого ныне В.Н. Кашиновым, с принятием на счёт города необходимых расходов по первоначальному приспособлению этого дома под библиотеку не свыше 500 рублей единовременно и с внесением с будущего 1897 года в городскую смету в число обязательных расходов по 100 рублей ежегодно на содержание библиотеки».
Дата экстренного заседания Думы вовсе неслучайна – оно прошло в преддверии коронования императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны – 14 мая 1896 года. Создание библиотеки входило в проект праздничных мероприятий. Позднее на фигурном кокошнике здания и в интерьере на беломраморной доске красовались надписи, сообщавшие, что Городская библиотека учреждена «В ознаменование священного коронования их императорских величеств».
Здание было безвозмездно отведено городским обществом, но его облик оставлял желать лучшего – заурядный бревенчатый дом явно не подходил для «храма культуры» и его торжественного посвящения. Логичным решением стало проектирование фасадов в модном неорусском стиле. Крайне интересен сохранившийся текст телеграммы: «Киев. Архитектору Казанскому. Телеграфируйте, когда отсылаете фасады Библиотеки. Марта 10 дня 1897 г.» Эта короткая фраза позволяет установить авторство архитектурного решения знакомого всем нам здания. Как известно, библиотека была открыта 27 июля (8 августа) в присутствии ярославского губернатора Б.В. Штюрмера. Следовательно, насыщенный декор фасадов выполнен в течение лишь четырёх месяцев. Один из чертежей был отпечатан на видовой открытке. Он показывает, что проект архитектора Казанского был осуществлён с большой точностью – за исключением северного крыльца.
Эта фамилия встречается ещё раз в архивном деле о перестройке подъезда здания Городской Думы, датированном 1896-1900 годами. Там присутствует чертёж фасада, подписанный архитектором Казанским. В качестве пояснения отметим, что тогда предполагалось к фасаду, обращённому на территорию кремля, сделать обширную пристройку для парадной лестницы. Значительное сооружение получало сложные архитектурные формы и эффектный декор в эклектичном стиле. Но, в отличие от библиотеки, данный проект не был реализован. Их объединяет не только авторство, но и очевидная связь с деятельностью городского головы Николая Дмитриевича Евреинова, занимавшего должность в 1894-1898 годах.
Что же известно об архитекторе Н.Н. Казанском? Он был коренным угличанином, происходил из духовного сословия. Его прадедом был пономарь Казанской церкви Афанасий Алексеев (1773-1827). Сын Аркадий Афанасьевич (1806-1878) по окончании Ярославской духовной семинарии в 1830 году был рукоположен во священники села Георгиевского (Егорьевского) Мышкинского уезда, где служил сорок пять лет – до ухода на покой в 1875 году. Одним из его сыновей был Николай Аркадьевич (1833-1907) – отец архитектора. В июне 1856 года он окончил Ярославскую духовную семинарию, а 22 февраля 1858 года рукоположен во священники Крестовоздвиженской церкви города Углича, где служил вплоть до кончины. 3 (15) ноября 1858 года в его семье родился сын Николай, выбравший иной жизненный путь. В 1875 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1883 году. Позднее обучался в Императорской Академии художеств. В 1889 году получил большую серебряную медаль Академии и звание «классного художника III-й степени». Его младший брат Владимир, родившийся в 1865 году, тоже получил профессию архитектора, но о нём практически ничего не известно. Здесь хочу отметить, что установить происхождение Н.Н. Казанского мне помогла Зоя Николаевна Черемовская, за что очень благодарен, а обширные сведения о профессиональной деятельности содержатся в статьях М.Б. Кальницкого.
В начале своей карьеры Н.Н. Казанский работал в Москве. Вероятно, вскоре по окончании Академии художеств получает назначение в Киев. Там состоял в должности городского архитектора, в 1896-1902 годах был членом Городской Управы, возглавлявшим строительную комиссию. В условиях строительного бума проектировал и возводил множество различных зданий, работал в неорусском стиле, ренессансе, модерне. При этом не забывал и свой родной Углич, подготовив в 1890-х годах несколько проектов.
Две документально установленные работы были названы. Но, может быть, имелись и другие? В 1893 году по проекту Н.Н. Казанского на киевском Подоле, на углу Верхнего Вала и Константиновской улицы был возведен дом купца И.С. Новикова. При первом же взгляде на старинные фотографии этого здания возникают некоторые ассоциации. Фасады, обращённые на две улицы, закруглённый угол с декоративным куполом и балконом, слабо выступающие ризалиты, широкие витрины первого этажа, арочные и прямоугольные окна второго, выносной карниз с модульонами… Перечисленные элементы композиции явно что-то напоминают.
Присутствует очевидное сходство с домом купцов Евреиновых на Успенской площади (ныне Администрация УМР) – наиболее известным и значительным зданием Углича дореволюционного периода, возведённым в 1892-1896 годах. Если архитектор Н.Н. Казанский выполнял заказы Николая Дмитриевича Евреинова в бытность городским головой, возможно, немногим ранее подготовил проект для его собственного дома? Два здания имеют и заметные отличия. Киевский памятник выполнен в «кирпичном» стиле, более эклектичен и декоративен. Угличский памятник выдержан в классических канонах, подчёркнуто параден и строг. Но при этом в их облике чувствуются близкие интонации, один авторский почерк. Заметно повторение деталей – таковы сочные прорисовки архивольтов с замковыми камнями, прямоугольные филёнчатые ниши оформления окон, структура выносного карниза. Немало общего в компоновке фасадов.
Всё вышеперечисленное даёт право утверждать, что дом купцов Евреиновых на Успенской площади был построен по проекту архитектора Николая Николаевича Казанского. Известный историко-архитектурный памятник обретает авторство, а Угличский край возвращает ещё одно славное имя, которому надлежит занять достойное место в ряду выдающихся сограждан.