Семья Серебренниковых в Угличе – из самых старых, письменные источники сохранили имя посадского Фомы (1619 г.), его потомок Григорий Дмитриевич стал первым в своей семье краеведом и знатоком старины. Старообрядец поморского согласия (известный как Фока-«странник»), он оценил значение угличских древностей, собирал их, хранил и осмысливал в духе своего времени. В конце XVIIIвека он составил летопись, которая сохранилась как «Серебренниковская», и «Чеполосовский сборник» (посвящённый памяти отрока Иоанна Чеполосова), писал статьи об угличских древностях. Его племянник Иван Петрович собрал богатейший материал по местной этнографии и истории, состоял в переписке с историком и археологом М.П. Погодиным и писателем И.С.Акваковым.
Сын Ивана Петровича Василий родился в 1829 году (190 лет назад), учился в Угличском уездном училище, служил в должности секретаря земской управы. Серебренниковский дом в первой половине позапрошлого века стал средоточием культурно-просветительской жизни города. Здесь возникли многие городские инициативы – написание «Истории города Углича» (Ф.Х.Киссель, издана в 1844 г.), выпуск рукописного журнала.
Иван Сергеевич Аксаков, поэт и публицист, один из лидеров славянофильского движения, побывал в Угличе в 1848 году, познакомился с Василием Серебренниковым, побывал у него дома («Когда я вошёл, я подумал, что попал в кабинет учёного: книги, книги, рисунки и бумаги, всё это, столь чуждое мещанскому быту, было тут»). Молодой купец не только продолжил угличскую традицию семейной «книжности» и любви к истории, но и увлёкся видописью. Кажется, именно он стал основателем городской изобразительной хроники, которую продолжили многочисленные городские и приезжие пейзажисты.
Представляется, что именно Василий Серебренников начал сознательно воспринимать части городского «устройства» – кремль и княжеские палаты, монастыри и церкви, построенные тогда ещё не очень дальними предками, как «достопамятности», как неповторимые черты городского лица. Его акварельная, с тушью, серия вполне в духе времени – виды городов тогда там и писали почти повсеместно – прилежная копируя детали, избегая артистической субъективной небрежности.
Изображая, например, княжеские палаты, памятник «прежней стольности града», он пишет пятна копоти и следы штукатурки, тщательно прорисовывает кирпичи старой кладки, ступеньки лестницы, узор решётки. Здесь всё в родстве с чертежом и планом, а фигурки горожан помогают показать масштаб зданий и глубину пространства. Впрочем, гуляющие и прохожие здесь совсем не безлики – одни, нарядные и неторопливые, чинно осматривают город, другие – с корзинками или узелками – спешат по делам.
На небольшой выставке, подготовленной к нашему вечеру, представлено пять из одиннадцати листов Василия Серебренникова. Эти акварели возникли в кругу угличских знатоков и ценителей местной старины, в котором родилась и сама мысль о создании городского музея. Они же вошли и в число первых его экспонатов, заняв почётное место в длинной череде городских пейзажей девятнадцатого, двадцатого и двадцать первого столетий.