A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации"Суриковские вечера". Выступления → Гагарин Александр Сергеевич. "История покровского монастыря".

Гагарин Александр Сергеевич. "История покровского монастыря".


Гагарин Александр Сергеевич

краевед


Глава 1.История основания Покровского монастыря

 

1.1 Основание монастыря

         Покровский монастырь был основан во времена правления Василия Темного, точной даты не известно, но по некоторым данным это около 1466  года. Монастырь находился в трех верстах от города Углича между левым берегом реки Волги и речки Мимошня, которая впадает в Волгу[1].

         С каждым днем росло количество братии в монастыре, в связи с этим появилась необходимость  в постройке более вместительного собора. Строительство каменного собора началось в 1479 году. В строительстве принимал участие сам преподобный, не смотря на свой возраст.

         Когда построили собор и начали его украшать, то случилось еще одно великое чудо. Монастырский просфорник по имени Благолеп (+преподобный Благолеп Угличский), выйдя из монастыря на реку Волгу , чтобы взять воды для просфор, увидел икону под горою неизвестно откуда по воде приплывшую и стоявшую на воде вертикально. Увидев это, он оставил свои водоносы побежал в монастырь. Рассказал преподобному Паисию. По благословению Паисия, собрали братию, и   вышли из монастыря. Пришли к тому месту и увидели стоявшую на воде икону - отслужили молебен и взяли на руки икону. «Принесли ее в обитель и поставили около царских врат в новой соборной церкви»[2]. Поблагодарив Бога, было принято решение освятить храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. 

         Собор венчал один большой барабан, в котором находился придел в честь Герасима Иорданского. Собор стал одним из первых каменных сооружений города. Его украшали пояски, лопатки, ступенчатые килевидные порталы, но вместе с живописной пластикой кирпича и пропорциями они придавали храму дивное своеобразие – высокое и простое. Внутри его своды поддерживают четыре столба, снаружи фасады делятся на пять прясел, а сверху их завершают два яруса закомар Росписью собора занимался талантливый ученик Преподобного Андрея Рублева, Дионисий. На момент завершения строительства собор был одним из самых больших храмов на Руси.

2 Архитектура, монастыря

2.1 Храм Богоявления Господня

         При основании монастыря церковь была деревянная и существовала до 1596 года. Выстроенный каменный храм на месте старого деревянного представлял из себя: двухэтажное кирпичное строение, оштукатуренное и покрытое железом, выкрашенное медянкой. 

2.2Покровский собор

Собор удивительной архитектуры, являющийся грандиозным по размерам, не имевшим по тем временам равных себе каменных строений на Верхней Волге. Это является большой заслугой его строителя- Андрея Большого.

После польского разгрома наряду с восстановлением города началось восстановление Покровской обители. Был восстановлен Покровский собор, но уже вместо одной большой главы он стал пятиглавым.

         С северной стороны и частично с восточной пристроены в 1842 году два придела составляющие одну зимнюю церковь: один во имя святителя Димитрия Митрополита Ростовского, другой во имя священномученика Антипы, епископа Пергама-Асийского. Придел Антипы построен по благословению архиепископа Арсения 11 июня 1762 года, в это время настоятелем монастыря был архимандрит Геннадий. Придел во имя свят. Дмитрия Ростовского построен по благословению архиепископа Афанасия, при архимандрите Венедикте от 30 июня 1769 года. Позднее был перестроен и освещен в 1842 году. Алтари приделов расположены на восток, полукруглые без разделов под одной крышей, которая покрыта железом и покрашена.  .

         Рака преподобного Паисия находилась в приделе священномученика Антипы. Мощи его находились под спудом. Она устроена в 1824 году, взамен разрубленной поляками

         Крест, который был в руках игумена Антония  находится с левой стороны между окнами. В резном киоте за стеклом.Распятие на кресте вырезано из кости, удивительный памятник русской резьбы. Крест является уникальным произведением искусства, наравне с этим, он имеет духовную ценность, ведь крест- это орудие нашего спасения.  Позднее утерянная часть креста была восстановлена из дерева. Киот медный, посеребренный, выполнен  в виде креста. Крест был изъят в 1922 году советской властью и передан в Угличский музей древности, где до сих пор находиться в запасниках, а в экспозиции находиться его копия.[1]

2.3 Колокольня

                   На колокольне имеются колокола. всего их 11 колоколов, один колокол используется для сбора братии на трапезу. Самый большой колокол имеет все более 94 пудов, самый маленький колокол - около пуда.[1]

 

2.4 Монастырская ограда

         Монастырь огражден с трех сторон кирпичной оградой, построенной приблизительно 1760- е годы. Профиль ограды в виде неправильной трапеции. Протяженность монастырской ограды составляет 682 метра. Высота стен достигала 3 м 80 см, толщиной 80 см. По углам ее устроены 5 башен.

2.5 Монастырское кладбище

         На территории монастыря покоились не только его братия, но так же и князья, купцы и люди простого сословия.

         Здесь последнее свое пристанище нашел Федор Григорьевич Адашев.

         15 декабря 1618 года похоронена Фекла Васильевна Грязнова. Выходившая из знатного рода московских приближённых князей. 

         Покоится прах поручика Михаила Васильевича Волынского похороненный 8 апреля 1773 года.

Коллежский советник Иван Дмитриевич Опочинин скончавшийся 5 декабря 1796 года.

         Многие благотворители Угличского княжества покоились на кладбище Покровского монастыря. Теперь они покоятся на дне рукотворного Угличского водохранилища.

2.6 Монастырское хозяйство

         Монастырь славился своей иконописной школой. В монастыре находились специалисты, которые изготавливали различные церковные украшения из камней, золота и серебра, а также и из слоновой кости. Стараниями насельников обители велись работы по переписыванию книг, а также изготовления украшений для икон, церковную утварь, из золота и серебра с драгоценными камнями. Изготавливали архиерейские панагии и нагрудные иконы из кости, пара икон сохранились до наших дней.

         В монастыре была своя пасека и кузница. Монастырь обладал несколькими мельницами устроенные на реках Мимошне и Корежечной.

         К монастырю были приписаны 3 села со слободами, 12 деревень и 261 пустошей.

         У монастыря имелась гостиница для паломников. В советское время здание гостинцы было приспособлено под квартиры работников новой власти.

         С октября месяца 1893года  в монастыре была открыта школа, которая называлась Покрово- Паисиевская Церковно- Приходская двухклассная. Эта  школа имела высокий уровень образования, что было не однократно отмечено.

         При монастыре было Православное братство преподобного Паисия, которое выполняло благотворительную функцию, помогало бедным студентам Угличской гимназии. В разное время в это братство входили знатные люди города.       

2.7 Часовня

         У монастыря находилась  в расположении часовня, построенная в 1904 году в центре города Углича. Она находиться на Ростовской дороге. Освящена в честь Покрова Пресвятой Божьей Матери и преподобного Паисия. Из себя представляет каменное строение, четверик с четырех скатнойкрышей и одним куполом. Крыша покрыта железом. Внутри находился иконостас  с иконами. С разрешения Ярославской Духовной консистории в ней совершаются молебны и всенощные бдения, для этой цели там постоянно находиться иеромонах с послушником.

         В 1918 году часовня была закрыта и отнята у монастыря. В связи с тем, что действующая часовня находилась в центре города. Ее хотели приспособить для Ермоловского общества потребителей, но в связи с нехваткой дров она пустовала. Настоятель монастыря архимандрит Христофор (Либерман) в 1919 году, обращается в Угличский уездный  Исполком с просьбой вернуть часовню монастырю, по причине того, что она не нужна советской власти и пустует, а монастырь будет в ней совершать службы, по просьбе прихожан. Это обращение подписали кроме настоятеля еще и казначей иеромонах Андриан (Немиров), исполняющий должность благочинного иеромонах Власий (Щербаков), ризничный иеромонах Герман (Колосов). По этому поводу было несколько заседаний и в 1920 году было велено часовню передать назад монастырю.

         Судьба этой часовни не настолько трагична. Ее, конечно, советская власть попыталась изменить: с этой целью с крыши был снят купол вместе с барабанами, некогда изящная крыша была переделана. По сей день, эта часовня стоит в центре города, и является жилым двухэтажным домом.

2.9 Крестные хода

         В Угличском покровском монастыре было 4 больших крестных хода.

2.10 Высочайшие визиты

         «В мае 1553 году Покровскую обитель посещает царь Иван Васильевич Грозный, в сопровождении своего брата Юрия.

         19 июня 1654 года монастырь посещает царь Алексей Михайлович в месте со своей женой Марией Ильиничной и сыном Алексеем Алексеевичем и сестрой Ириной. Он захотел поднять мощи преподобного, для этого был разобран пол и братия начала раскапывать место захоронения. Внезапно на всех напал великий страх, а из могилы вырвался огонь. Царь с находившимися при  этом народе покаялись в содеянном, и запретил более тревожить святые мощи.»[3]

 

Глава 3 Святые чудотворцы и подвижники обители с основания и до затопления.

3.1 Ученики преподобного Паисия

         Преподобный Вассиан, родом из села Рожалова Кесовской волости города Бежецкого Верха. Принадлежал он князьям Шестихинским. В обитель к Паисию он пришел в 1473 году, в возрасте 33 лет.

Он построил деревянный храм во имя Пресвятой Троицы. Вскоре вокруг храма и преподобного собрался народ, желавший подвигов молитвы. Так позднее и выросла Рябовская

Свято- Троицкая пустынь. На протяжении 17 лет управлял он созданной им обителью.

         12 февраля 1509 года преподобный Вассиан отошел ко Господу.

         Преподобный Андриан, был одним из первых учеников Паисия. Он был келейником преподобного. Андриан был свидетелем явления Пресвятой Богородицы святым отцам при закладке храма. Память ему совершается 8 сентября.

3.4 Польско- литовское разорение.

Житие преподобного Антония

         После царствования Бориса Годунова в стране начинается, так называемое "Смутное время". Страну начинают разорять поляки и литовцы. Углич и его окрестности также не миновала эта беда. Летом 1609 года к стенам Покровской обители подошли войска Унковского и Баклановского«с кашинскими детьми боярскими и с воровскими с таборскими литовскими людьми»[4]. За стенами монастырянаходились монахи, и жители окрестных сел и горожане, которые пытались спастись. Игумен Антоний был благочестивым и богобоязненным, он собрал монахов и жителей в соборном храме, отслужив Литургию, исповедал и причастил присутствующих. После чего взял крест в руки и с 12 иноками вышел из монастырских ворот навстречу захватчикам. Он хотел уговорить захватчиков не проливать крови невинных людей, но они не послушали его иударили его саблей, не побоявшись креста, который он держал в своей руке. Ударом они ему отсекли руку, а также часть креста. Тела игумена с братией поляки покидали в реку Волгу. Как они не пытались тела страстотерпцев утопить и  подальше от стен монастыря по течению их отправить, тела Божьим промыслом прибивало к берегу. После этого войска ворвались в монастырь и всех рубили мечем в том числе, и архимандрита Герасима. После чего разъяренная толпа захватчиков ворвались в собор, где в пределе Герасима, располагавшемся в барабане прятались остальные монахи и горожане. Разорители разожгли костер в собореиз икон и частей иконостаса. Дым от костра подымавшийся недал возможности спастись людям. Уцелевшая братия и жители погребли тела погибших в братской могиле. На могиле установили огромный камень, на котором была сделана надпись «В лето 7117 убиенныя тела от Литвы»[5]. Позднее над могилой была установлена часовня. Дата рождения игумена Антония не установлена, зато известна его мученическая смерть.

         Во время польско-литовской интервенции практически было уничтожено всё Угличское удельное княжество.

Глава4 Советский период

         С приходом советской власти в 1917 году по всей огромной стране начали закрывать и разрушать храмы и монастыри. Эта

трагическая судьба не миновала и эту удивительную обитель с ее богатой историей и ее святынями. Первая попытка уничтожить монастырь и его закрыть была предпринята в 1922 году. Монастырь лишился хозяйства и приписанных ему храмов. Обитель  хотели приспособить под воинскую часть, в часть корпусов и паломническую гостиницу поселили работников с их семьями из учреждений. На территории монастыря организовали трудовые артели, пчеловодов и скотоводов. В эти артели тайно вступили послушники и монахи монастырей, что бы присматривать за монастырем.

         Это было началом тяжелых испытаний, которые последовали дальше. Так в 1928 году были отняты остальные  часть храмов, оставив один Покровский собор.

         Сильнее монастырь пострадал в феврале 1932 году. Когда в его станы пришла комиссия по борьбе с религией, председателем этой комиссии был главный атеист Углича А.М. Лобашков. Под его руководством были вскрыты мощи преподобного Паисия, его ученика Андриана, а также преподобномученика Антония. По документам он получил указание изъять мощи и уничтожить их, сжечь и закопать. Из акта, хранящего в Угличском историка - архитектурном и художественном  музее указано, что «кладка над мощами преподобного Паисия свежая. В захоронении мощей преподобного Паисия  не обнаружено»[6]. По всей видимости, мощи преподобного были перезахоронены, ведь иноки понимали, что рано или поздно до них безбожники доберутся и их перезахоронили. В это время в монастыре находились в разное время такие ревнители веры, которые пытались сохранить святыни монастыря. Одними, из которых являлись священномученик Серафим (Самойлович) и исповедница Божия Ираида Тихова Угличская. Мы знаем эти факты из их личных дневников.

         Позднее в стенах монастыря создали дом отдыха.Эту идею советская власть вынашивала с 1928 года.

         В 1935 году в стране было принято решение о строительствекаскада ГЭС на реке Волге. Это решение навсегда изменило облик городов расположенных на берегах реки. Часть деревень, а также большое количество храмов и в том числе монастырей были стерты с лица земли. Это не обошло и Покровский монастырь. Вся братия была изгнана из монастыря, все из него вывезено, часть стен и храмов пошли на строительство плотины, а часть разбирали местные житель на кирпич. Оставшиеся останки обители, как о ней говорили столичные архитекторы «уникальное наше достояние», которые выступали в защиту и сохранение монастыря, понимая, на сколько невосполнима будет  потеря.       Спасти монастырь была возможность, перенеся плотину в другое место, выше по течению, либо сделать обвалку грунта  вокруг монастыря.

От натиска воды монастырь постоянно страдал, ведь он был построен на низком берегу и между двумя реками, что для него было плохо во время половодья. Даже стены не выдерживали натиск воды и льда, но все же монастырь каждый раз восстанавливал свои стены. И в 1941 году когда Угличское водохранилище наполнило свою чашу, оставшиеся руины были полностью поглощены водой.



[1]Соловьев Л. Ф. Краткая история г. Углича. С. Петербург 1895.-с.47

[2]Преподобный Паисий Угличский чудотворец. Угличский патерик. Углич 1999

[3]Угличский летописец. Под редакцией А.А. Севастьянова Ярославль: 1996 г.- С175,176

[4] Н.М. Карамзин. История Государства Российского. М:1998- С.472

[5] Угличский летописец. Под редакцией А.А. Севастьянова Ярославль: 1996 г.- С61.

[6]Протокол вскрытия мощей Покровского монастыря УГИАХМ Ф.32 г. Углич 1932г.

x
Подписаться на новости
X