Описывая Покровский собор, современники использовали эпитеты «величественный», «громадный», «обширный», упоминали грандиозные внутренние пространства. Может показаться необычным, что древний монастырский храм столь впечатлял людей и в XIX – начале XX веков, когда в провинции существовало немало значительных зданий, выделявшихся изяществом форм и солидными размерами.
От внушительного четверика собора, осенённого массивным пятиглавием, веяло седой стариной. Сдержанный тектонически продуманный декор мягкой живописной пластинкой покрывал стены. В деталях не было единообразия, геометрической правильности – лопатки и ниши имели разную ширину, повсюду варьировались очертания. В памяти возникают близкие угличскому памятнику храмы Белозерья – прославленной «Северной Фиваиды». Но Покровский собор превосходил своими масштабами соборы Кирилло-Белозерского, Спасо-Каменного, Ферапонтова монастырей. Кроме того, существенно отличались характер декора и пятичастная структура фасадов.
По аналогии с другими храмами второй половины XV века убранство могло включать рельефные керамические плиты и балясины, но они не были выявлены. Ниши имели незначительную глубину, многолопастные остроконечные завершения и явно не предназначались для установки балясин. На первоначальных кокошниках и барабане могли присутствовать типичные ряды «поребрика» и «бегунка», но проверить это уже невозможно.
Храм имел следующие размеры: длина с алтарём 12 саженей, ширина 10 саженей с аршином, высота от основания до кровли 6 саженей (26х22,3х12,8 м). В качестве сравнения отметим, что основной объём собора Воскресенского монастыря (1674-1677) без галерей несколько уступает Покровскому – длина с алтарём 10 саженей 2 аршина, ширина 8 саженей 2 аршина (23х18,7 м), а это один из наиболее значительных храмов Углича!
Изначальный облик Покровского собора можно представить лишь условно – с большой долей гипотетичности. Очевидно, он имел крупный барабан, соответствовавший широкому пространству средокрестия, возвышавшийся над ярусами кокошников-закомар. Но каким мог быть барабан, предназначенный не для освещения интерьера, а для размещения придела? В интерьере опорные столбы были значительно смещены в сторону алтаря. С противоположной северной стороны они образовывали широкие пролёты, делая внутреннее пространство более открытым и просторным. Этой особенностью Покровский собор близок Успенскому собору Кирилло-Белозерского монастыря. Очевидно, аналогично четыре опорных столпа поддерживали систему ступенчато-повышенных арок и сводов. Рукава пространственного креста выделялись простором и высотой.
Здесь можно задаться вопросом, – а позволял ли опыт мастеров того времени перекрыть традиционным способом столь обширное пространство, превосходившее собор Кирилло-Белозерского монастыря со стороной четверика примерно 19 метров? Этот вопрос, как и реальное представление о первоначальной системе сводов Покровского собора, остаётся без ответа.
Выполненные в XIX веке и в 1930-х годах чертежи, различные изображения дают представление об интерьере храма. Приведённое выше сравнение с собором Воскресенского монастыря вовсе не случайно – Покровский в результате восстановления от последствий Смутного времени получил облик и конструктивные особенности, характерные для XVII столетия. Его интерьер имел немало общего с Воскресенским собором, но были и важные отличия.
Говоря о последнем, важно отметить, что он имеет равномерное расположение столпов, в результате чего за иконостасом и восточной парой столпов образована обширная алтарная часть, а основное пространство храма несколько стеснено. Рукава пространственного креста перекрыты коробовыми сводами с невыявленными подпружными арками. Торцевые части рукавов завершены дополнительными лотками, заменяющими полукруглые люнеты верхней части стен. Слегка пониженные угловые ячейки перекрыты лотковыми сводами, усложнёнными арками и распалубками над окнами. Важной особенностью следует признать квадратные, а не крещатые столпы.
В Покровском соборе смещение столпов к алтарю позволило создать более просторное, обширное пространство для молящихся. Рукава пространственного креста были перекрыты полусомкнутыми сводами. Огромные плоскости лотков поднимались от стен к подпружным аркам средокрестия. Угловые ячейки, очевидно, перекрывали похожие лотковые своды. Противоположные от алтаря барабаны были световыми – в системе сводов они поддерживались дополнительными арками. Центральный барабан был значительно уже средокрестия, а потому под ним выполнены широкие, сливавшиеся в подобие купола паруса и дополнительный полубочарный свод со стороны алтаря.
Описанная структура интерьеров существенно отличается от ярославских храмов, в которых столпы, как правило, имеют крещатую форму, а под сводами традиционно присутствуют люнеты. Близкие аналоги обнаруживаются в другом месте – в архитектуре некоторых ростовских храмов 1680-х годов. Так, в соборах Спасо-Песоцкого и Петровского монастырей применены те же полулотковые (полусомкнутые) своды и массивные квадратные столпы. Не вызывает сомнений, что все перечисленные храмы воспроизводили один тип конструкции. Возможно, это произошло под влиянием вкусов митрополита Ионы Сысоевича. В обозначенной группе оказывается и перестроенный в XVII веке собор Покровского монастыря, но без документов, письменных источников невозможно точно датировать строительные работы.
В Описных книгах 1702 года приведено краткое описание собора: «церковь во имя Пречистые Б-цы Покрова каменная, построена о 5 главах… Средняя глава обита железом белым, а все кресты железные обиты жестью, 4 главы обиты деревянною чешуею». В храме в тот период находился значительный тябловый иконостас с полным каноническим набором икон, резьбой и позолотой. А также три медных паникадила, каменное архимандричье место, покрытое лазоревым сукном, и два каменных клироса. Были кованые железные двери, в окнах слюдяные рамы, железные решётки и ставни. В шести проемах центрального барабана уже тогда имелись стекольчатые окончины.
В описи 1764 года упомянут новый колончатый иконостас с объёмной «флемской» резьбой. Очевидно, данный иконостас отличался богатым убранством, включавшим золочение, серебрение, полихромную окраску. Архимандритское место и клиросы в тот период были уже не каменные, а деревянные столярные, обитые зелёным сукном.
В 1774 году подрядчиком ярославским купцом Иваном Егоровичем Набатовым были сооружены железные стропила и крыша. Возможно, тогда же установлены новые железные главы. Новая высокая четырёхскатная крыша существенно исказила силуэт храма, скрыв нижние части барабанов и, очевидно, присутствовавшее после перестройки XVII века завершение в виде двух ярусов кокошников.
В 1798-1799 годах подрядчик из Ярославского уезда Семён Матвеев Костицын растесал окна храма, а в интерьере выполнил штукатурные и лепные работы. Тогда на стенах, сводах и в барабанах появились лепные карнизы, тяги, фигуры херувимов. В период с 4 июля по 15 августа 1799 года живописец Василий Павлов Берегов («града Калязина мещанин») в семнадцати клеймах выполнил росписи. Так, в середине и конце XVIII века полностью обновляется убранство интерьера. В 1809 году в соборе был уложен пол из чугунных плит – весом 254 пуда и стоимостью 380 рублей 75 копеек.
Новые изменения интерьера происходят в 1860-х годах. Так, с мая по октябрь 1860 года ярославский мещанин цеховой мастер Егор Кузьмич Дьяконов выполнил новые росписи по всей поверхности стен и сводов. При этом большей частью сбит лепной декор, живописные клейма обрамлены уборкой в стиле рококо, а фоновые участки покрыты «колером из кобальта». Венцы и сияния вызолочены. В 1862 году Е.К. Дьяконов создал убранство Феодоровской церкви Богоявленского монастыря, а потому несложно представить украшавшие Покровский собор живописные клейма, пышные иллюзорные орнаменты, насыщенный голубой фон и позолоту. В 1868 году был установлен новый четырёхъярусный иконостас с золочеными колоннами и резьбой по белому фону, сменивший прежний XVIII века.
Важным изменением облика древнего собора также явилось строительство приделов. Особенно значительной стала пристройка в 1840 году к северному фасаду придела Святителя Димитрия Ростовского, выполненного в эклектичном стиле, совмещавшем неоготику и классицизм. Все эти перестройки и периодические обновления убранства были частью истории Покровского собора. Утраченный в 1930-х годах древний памятник остаётся малоизученным и забытым, таит значительный пласт исторической и культурной памяти Угличского края.
Евгений Лиуконен