A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Князь Роман Владимирович

Князь Роман Владимирович

Тринадцатое столетие является одним из самых напряженных периодов отечественной истории.

В начале XIII в. русские земли переживали период феодальной раздробленности. Особенностью их развития в это время было изменение общественного обустройства, миграция славянского населения с юга на северо-восток, усиление новых городов, возникновение новых политических центров, расцвет культуры. В первой трети XIII века, волость Ростово-Суздальского княжества, определяемая термином «Углече Поле» (Томсинский) «суверенизировалась» в Угличское княжество. Первый угличский князь Владимир Константинович вступил в брак в 1232 году, и супругой его стала рязанская княжна Евдокия Ингваревна. В этом союзе родились два сына: старший Андрей и младший Роман Владимировичи, впоследствии унаследовавшие угличский престол. 
С.В. Томский в своей монографии «Углече Поле в IX – XIII веках» обращает особое внимание на имена сыновей. Если имя Андрей у суздальских Мономаховичей встречается с середины XII в., то имя Роман для этого княжеского дома следует признать редким. Единственным носителем такого имени в XII – XIII веках и оказывается Роман Владимирович угличский. В рязанской династии имя Роман было нередким (Экземплярский «Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г.: Том I - II.). Вероятнее всего один из сыновей Владимира Константиновича был назван «по отцовской линии», а второй - «по материнской», как это нередко бывало в семьях древнерусской знати.
Во второй трети XIII в. цветущую, но раздробленную Русь постигло страшное бедствие – нашествие монголо-татар. Рязань, Коломна, Суздаль, Владимир, Москва и другие города Северо-Восточной Руси зимой 1237 – 1238 годов подверглись жестокому разгрому.
Ф.Х. Киссель в своей работе «История города Углича» говорит о том, что Углич не был разорён, благодаря тому, что Владимир Константинович, посоветовавшись с боярами и духовенством, со всем «семейством и лучшими сокровищами удалился из Углича в Новгород, и укрывался там, покуда пронёсся бурный ураган Азиатских степей».
По другим сведениям (Экземплярский «Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, с 1238 по 1505 г.: Том II стр. 126.) Владимир Константинович вместе с братьями примкнул к Великому князю Юрию и участвовал в бою на р. Сити 4 марта 1238 года, и оказался в числе  князей, которых «Бог спас от меча татарского».  
В отсутствии князя угличане добровольно сдали город на милость Батыю.
Таким образом, Роману было всего 2 года, когда Батый двинулся на Русь. Целых три года княжеская семья провела на Новгородской земле. По минованию опасности  Угличский князь с семьёй вернулся в Углич. В 1248 году «явились в Углич  татарские чиновники, князь Владимир отправился во Владимир и в 1249 году умер. Старший сын Андрей занял Угличский престол» (Жития русских святых, стр. 237).
О деятельности сыновей Владимира Константиновича общерусская летопись (Лаврентьевская и пр.) умалчивает, сообщая только об их кончине под 1261 и 1285 годами. Оба князя умерли бездетными, и династия угличских Константиновичей пресеклась в 1285 году после смерти Романа Владимировича.
Сведения о княжении Андрея и Романа можно найти в угличском летописце, на который ссылаются, и Ф.Х. Киссель, и Л.Ф. Соловьёв в своих трудах, посвящённых истории Углича. Из недавних изданий: «Жития русских святых» и книга «Святой благоверный Роман Угличский», составленная архимандритом Вениамином, Тутаев 2009 г. Так или иначе, вся перечисленная литература ссылается на угличский летописец, составленный не ранее XVIII века, в основу, которого скорее всего вошли более ранние, не сохранившиеся до наших дней источники.
Согласно летописцу и выше представленным источникам, Роман родился в 1235 году. Его детство, как и детство старшего брата Андрея, прошло среди страшных тревог и бедствий, больше в изгнании и странствованиях. Авторы очень часто дают подробную, личностную характеристику князю, как будто лично его знают. Описание характера и личностных качеств князя встречается ещё у Кисселя, а тот в свою очередь, без сомнения, вдохновляется угличским летописцем: «… сей благоверный и христолюбивый вторый сын Владимиров Роман, князь Углический и богоугодный властодержец, иже бо дородетелию и благотворением прежде княжившия его превзыде властодержцы несоравненно, и непорочным житием в конец Богу угоди, и к самому праведных уготованному райскому селению весма достиже…» такими эпитетами описан Роман угличский в летописи. Складывается впечатление, что автор летописи лично знал князя или был его современником. Отсюда и в житии мы встречаем похожее описание характера. Роман Владимирович занял угличский престол в 1261 году после смерти своего старшего брата Андрея Владимировича. На тот момент ему было 26 лет. Как говорит житие, возросши в благочестивой семье князя Владимира Константиновича среди страшных тревог и испытаний, проведя немало времени в странствовании, князь Роман отличался благочестием и не питал большой склонности к шумной жизни и веселью. Будучи достаточно просвещённым, он занимался чтением книг, любил храмы Божии, духовенство и службу церковную. (Житие, стр.4-5). Его характер стал той отправной точкой, фундаментом, связывающим его последующие деяния, как правителя, описанные, в «Истории города Углича».  Князь Роман не оставлял свой город и княжество, чтобы воевать или пировать с другими князьями, и не сидел схимником в своём княжеском дворце, но вместе со своими поданными решал дела в думе. Судил своё княжество с кротостию, управлял с мудростию – строил больницы и странноприимные дома в Угличе и в монастырях. Первые содержались за счёт княжеской казны, а вторые от монастырской. Расширил и перестроил свой (княжеский) дворец. Построил в Угличе и других городах и сёлах более 15 церквей, а также украсил их богатыми вкладами. Но самым значительным деянием князя Романа Владимировича стало основание нового города, который был назван Романовым в честь своего основателя. О строительстве Романова рассказывает Угличский летописец (стр 63.) Киссель указывает 2 причины основание города: 1. Новое место торговли 2. Место защиты северных областей Угличского княжества или сразу обе причины. В 1238 году Ярославль подвергся монгольскому нападению. Часть ярославцев, сбегая от нашествия, поселилась в борисоглебсвом поселении. А уже князь Роман Владимирович, приехав в будущий Борисоглебск, увидел на другом берегу место идеальное для создания укреплённого поселения, первыми строителями Романова были борисоглебцы и осевшие жители из Ярославля. Позже Борисоглебское поселение стало слободой, а в 1777 году было преобразовано в город Борисоглебск. В 1822 году Романов и Борисоглебск были объединены в город, ныне Тутаев с 1918 года. Власть князя Романа простиралась и на другие города. При нём Угличское княжество семиградным именовалось. Как сказано в летописце: «… в то время Углическое княжение и седморичное, или десяторичное именовашеся, и Углический князь седмоградный, или десятоградный государь и великий властодержец нарицашеся». Города и слободы, бывшие под властью князя Романа: Кашин, Бежецкий верх, Железный Устюг, Дмитров, Звенигород, Романов и Углич, как столица и сосредоточение власти. Также подвластные слободы: Борисоглебская, Рыбная, Мологская.
Известно также, что Роман Владимирович был женат. Супругу звали Александрой, кроме имени о ней ничего не известно. Возможно, и скорее всего, она была княжной. Детей от этого союза не было. Скончался Роман Владимирович в 1285 году не оставив наследника. Угличский престол перешёл к ростовскому князю Дмитрию Борисовичу, внуку Василька Константиновича (брат Владимира Константиновича). Тело князя Романа положено было в соборном храме Преображения господня, рядом с гробницами его отца, матери, брата и супруги.
У Л.Ф. Соловьёва похожие изложение истории правления Романа Владимировича. Таким образом, князь Роман угличский представлен благодетельным, мудрым, кротким, благочестивым – качествами, присущими святому человеку, коим Роман угличский и является, был канонизирован в к. XVI – нач. XVII века. Угличский летописец относят к началу XVIII столетия, поэтому неудивительно, что Роман Владимирович уже был представлен в нём святым.
С.В. Томсинский в своей монографии «Углече Поле в IX – XIII веках» предполагает о наличии более раннего произведения, которое условно называет «Повесть о первых князьях угличских». По мнению Томсинского возможно существовало две редакции. Первая редакция могла возникнуть в тот период, когда память о событиях 1238 – 1285 годов ещё сохранялась в устной традиции, вскоре после кончины Романа Владимировича. После раздела владений ростовскими князьями, втянувшими Углич в усобицы и опустошительного разгрома 1293 года во время похода ордынского полководца Тудана (Дюденя), не могли не обострится ностальгические воспоминания о первых князьях, при которых угличане таких напастей не ведали и были спасены даже во время Батыева нашествия. 
Вторая редакция «Повести о первых князьях угличских» должна предположительно быть отнесена к периоду, наступившего после большого пожара 1491 года, который уничтожил большую часть города, и последовавшему за этим бедствием разгрому угличского удела Иваном III. 
По мнению С.В. Томсинского, ещё в 1480-е годы  угличский князь Андрей Васильевич Большой учредил культ Романа Владимировича угличского, как миролюбивого, правосудного и заботившегося о церкви и народе правителя, покровителя новой удельной династии. Таким образом, Андрей Большой, активно противостоявший до 1491 года Великому князю Московскому, представлялся законным преемником первых угличских князей. 
Иными словами, если версия о более ранних редакциях произведения о первых князьях угличских верна, то можно говорить о наложении событий XV века на события века XIII, чему также способствовала устойчивая симпатия к удельным князьям местных угличских книжников начала XVIII века. 
К сожалению, общерусские летописи не сохранили сведений о периоде княжения Романа Владимировича. Из них мы знаем лишь то, что такой князь существовал, но никакими особыми делами в летописи он не отметился. С одной стороны это может говорить о том, что в Угличе в те годы действительно было спокойно, с другой – полный пробел. Лишь Угличский летописец даёт более развёрнутую версию повествования о периоде местной истории второй половины XIII века, но не следует забывать, что как источник он гораздо более поздний, следовательно, велика вероятность включения фрагментов, основанных на местных преданиях и легендах, созданных на фоне ностальгии по прошедшим временам. 
Ясно одно, что за время княжения династии Константиновичей (Владимира, Андрея, Романа) Угличу удалось избежать страшной участи других городов. Это могло быть следствием мудрой политики угличских князей. Возможно, Андрей и Роман Владимировичи действительно все силы направляли на развитие и сохранение своего удельного княжества и Угличскому летописцу удалось передать, если не точную хронику событий второй половины XIII века, то, по крайней мере, охарактеризовать эту сложную эпоху. 
Ермилов Антон Игоревич   

x
Подписаться на новости
X