В 2020 году исполняется 1083 года
Угличу.
Вопрос о времени его возникновения неоднократно приводил к весьма острой полемике среди ученых.
Суть ее состоит в том, что нет единого мнения о дате его основания. Одни считают, что он возник только в XII веке, а точнее в 1148-1149 гг. Основанием для подобного утверждения служат данные общерусских летописей, в частности, Ипатьевской, где под этим годом упомянута междоусобная война, которая велась коалицией сил Киевского Смоленского и Новгородского княжеств против Ростово-Суздальского князя Юрия Долгорукого.
Объединенные войска союзников подошли к городу Скнятину «и начали города его жечи и села и всю землю его воевати оба пол Волги: и поидоста оттоле на Углече-поле». Те, кто опирается на факты, содержащиеся в местных летописных источниках, убеждены, что годом основания города является 937 г
Цель настоящего сообщения обозначить и кратко проанализировать ряд местных источников, в которых дата возникновения Углича отнесена к Х веку. Условно их можно поделить на три группы.
Первую составляют
письменные источники, вторую
археологические, а третью
- труды угличских краеведов XVIII - ХХ веков.
Первая группа это дошедшие до нас в поздних списках угличские летописи, датированные в основном второй половиной XVIII - нач. ХIХ веков.
В настоящее время известны более 20 рукописных списков угличского летописца различных редакций. В большинстве из них дата основания Углича отсутствует, а в тех, где она имеется — это не позднее середины Х века.
Так, в летописце, хранящемся в Ростовском музее, говорится: «В лето 9445 (937) прииде со всем двором своим Ян Плесковитич и поселися при самой Волге реке на означенном великоокружном и прекрасном поле, откуда и доныне оное место именуется Яновьгм...».
В одном из списков Серебренниковской летописи, находящемся в рукописном отделе Российской национальной библиотеке, сказано: «...сей богоспасаемый город Углич именуемый построен при велицей реке правия стороны углом Волги, по повелению князя Игоря 6453/945/».
Что касается археологического аспекта данного вопроса, то отчасти он изложен в сообщении Томсинского С.В.
Третью группу составляют труды угличских краеведов XVIII-ХХ веков, которые представляют определенную ценность и являются своеобразными источниками по интересующей нас теме. Следует обратить внимание на Серебрениковскую летопись, составленную Григорием Дмитриевичем Серебренниковым (в иночестве Фокою) В ней автор перечисляет источники, которые использованы им в работе над летописью: «Сия же достопамятно собранная града Углича летопись сочинилась с переславского старинного летописца писанного пространно о городе Угличе с начала же основания его князем киевским Игорем от лета 6453 и к тому ж и от прочих летописцех книг вкратце и достоверно».
Фока прямо указывает на переславский старинный летописец, из которого взята дата построения города, а для уточнения на полях делает дополнительную помету: «Зри: выписано сие из древнейшего переславского летописца».
По мнению, Николая Дмитриевича Русинова (русский ученый, лингвист, по происхождению угличанин), настоящий летописец составлялся в начале XVI века Даниилом Переславским по заказу угличского князя Дмитрия Ивановича Жилки.
Обратимся к известному труду Федора Харитоновича Кисселя, вышедшему в свет в 1844 году под названием «История г Углича». Известно, что Киссель находился в дружеских отношениях с угличскими краеведами Серебренниковыми, следовательно, имел уникальную возможность работать с их богатейшим рукописным собранием при написании своей истории, где сообщает о наличии в его распоряжении «около пяти летописей угличских, которые восходят древностью до времени убийства царевича Дмитрия и много списков с них».
Надо полагать, что в этих летописях не содержалось единой даты основания Углича, поэтому Киссель не решился ее конкретизировать, в своей книге написал: «Он (Ян Плескович) попросил себе у Великой Княгине Ольги позволения и построил себе дом со всеми службами на крутом берегу Волги... Это примечательное событие для Углича случилось около 930 г.». Далее ссылаясь на данные местных летописей, утверждает: «Углич строился семь лет».
Известный краевед, один из создателей Угличского музея и его хранитель, Константин Николаевич Евреинов тоже считал, что город возник в Х веке.
В своем историческом очерке «Прошлое Углича», вышедшем
1898 году, он писал: «Основание Углича произошло при таких обстоятельствах: княжич Ян, придя в землю углян, т е. на угол Волги в 937 году, избрал место на высоком берегу и поставив двор, поселился тут со многими людьми».
Евреинов утверждал, что спустя десять лет Ян «приступил к постройке нового города на правой стороне Волги. Этот 947 год следует признать годом основания Углича».
Важно, что автор указывает на источник, из которого заимствованы интересующие нас факты: «Приведенные мною сведения княжиче Яне и год основания Углича взяты из хранившегося у меня «Угличского летописца» XVIII века, составленного по древним рукописям». Известно, что Константин Николаевич обладал обширным собранием рукописей.
Отметим и мнение, по данному вопросу, известного ярославского краеведа Петра Андреевича Критского, автора популярной в свое время монографии «Наш край» (издание 1907 года). В ней дата основания Углича стоит под 937 годом, а заимствована она, по словам автора, из угличских летописей. Кстати, Критский прожил в Угличе девять лет, а находясь в близком родстве с Евреиновым и являясь первым заведующим Угличской библиотеки, имел относительно свободный доступ к рукописным собраниям, как частных лиц, так библиотеки и музея.
Наряду с краеведческими трудами, есть и весьма интересные исследования, в которых затрагивается данная тема. В связи с этим необходимо упомянуть работу русского ученого, историка-лингвиста, по происхождению угличанина, Николая Васильевича Шлякова «О поучении Владимира Мономаха», за которую автор был удостоен премии Российской академии наук.
В своем исследовании Шляков пришел к выводу, что Владимир Мономах в определенном месте (рассказ о путешествии в Ростов) именует Волгой не реку, а погост около Ростова, который ни что иное, как древний Углич.
Если учесть, что «Поучение» написано между 1099-1125 годами, следовательно, Углич в общерусских летописях упоминается под своим первоначальным названием, т. е. Волга.
Версию о начальном происхождении названия Углича поддерживал и Николай Дмитриевич Русинов Исследуя и сопоставляя различные источники по рассматриваемому нами вопросу, он считал, что город существовал еще до того, как стал именоваться Угличе поле. Значит в общерусских летописях и других древнеписьменных источниках можно найти подтверждение и легендам, что Углич существовал уже в Х столетии.
По мнению Николая Дмитриевича, он тогда имел название Волга, т. е. именовался по реке, на которой возник «подобно тому, как, например, Москва по реке Москве, Вятка по реке Вятка» и т д.
Относительно дат возникновения города, содержащихся в угличских летописях, Русинов писал: «Совокупность всех исторических источников о времени основания восточными славянами Углича и его первоначального имени позволяет признать, что 937 год – это приблизительное время закладки, а 945 - время завершения строительства Углича, и что самым ранним его названием был не Углич и даже не Угличе поле, а Волга».
В заключении следует
сказать, что вопрос датировки основания Углича требует серьезной проработки с привлечением
всего круга источников по данной теме.
Валентина Александровна Колганова