Среди сонма иерархов Русской церкви, пастырское и архипастырское служение которых пришлось на трудный для нее (церкви - В.К.) век XX, есть и наш земляк Владыка Кассиан.
Его родина - это село Золоторучье, расположенное на высоком красивом берегу Волги в окрестностях Углича. По словам Владыки: «... самое родное и дорогое для него место...» Отец его, Николай Михайлович, был священником местной церкви и происходил из семьи потомственных священнослужителей Ярославских. Мать, Анфиса Евграфовна, урожденная Рождественская, тоже была дочерью священника. У Ярославских было 5 дочерей, и они очень желали иметь сына.
10 августа (ст. ст.) 1899 г. родился, к немалому родительскому утешению, Сергей Николаевич Ярославский, будущий пастырь, а в дальнейшем и архипастырь Русской церкви. С раннего возраста, будущего иерарха отличали исключительная скромность и набожность. Он посещал почти все службы своего отца, подражая ему, строго постился, за что среди товарищей получил прозвище «монах».
Одним из самых ярких воспоминаний его детства было посещение их дома протоиереем Николаем Розовым, который, благословляя маленького Сергея, говорил: «Это у вас будущий архиерей». Владыка вспоминал, что, помня об этом, он, находясь как-то с отцом в гостях, на вопрос одного из присутствующих: «А кем бы ты хотел быть, Сережа?», ответил. «Архиереем». По дороге домой отец сделал ему замечание, что на подобные вопросы так отвечать не скромно, а следует говорить: «Кем Бог приведет». Эти слова он очень хорошо запомнил и руководствовался ими всю свою жизнь.
Начальное образование получил в местной церковно-приходской школе, затем продолжил его в Угличском духовном училище, которое окончил в 1915 году. Тогда же поступил в Кашинскую духовную семинарию, где проучился до ее закрытия в 1917 г. Продолжить учебу, к сожалению, не пришлось, хотя его зачислили сначала в одну из средних школ Углича, а затем в Демидовский юридический лицей г. Ярославля.
В мае 1919 г. Сергей Николаевич был призван в армию, службу проходил в Рыбинске, где посещал Софийский монастырь и могилу Петра Томаницкого.
В 30-е гг. в здании храма была тюрьма, и ему, тогда уже осужденному, пришлось ночевать на бывшей паперти, как раз над могилой о. Петра. Через год, по состоянию здоровья, он был демобилизован и вернулся в Углич, где с 1920 по 1923 гг. служил в статистическом бюро.
В это тяжелое время для России и Русской церкви, в которой начались всякие обновленческие расколы, Сергей Николаевич готовится принять священство и серьезно думает о пострижении. В 1920 году происходит его знакомство с епископом Угличским Серафимом.Сергей Николаевич произвел на владыку благоприятное впечатление, и тот рукоположил его в псаломщика в Ильинскую церковь его родного села. Епископ Серафим стал для молодого человека настоящим наставником, называя его своим учеником. Вскоре Ярославский был посвящен в стихарь, с поручением произносить проповедь, которой Владыка всегда уделял много внимания. Епископ Серафим и сам усердно проповедовал, поощряя к тому же подведомственное духовенство. Вероятно, и в молодом Ярославском он рассмотрел будущего талантливого проповедника.
Владыка Серафим даже предпринял попытку посвятить его «целибатом» в духовный сан, но на это не дал согласия епархиальный архиерей (митрополит Агафангел В.К.), объяснив причину отказа молодостью Ярославского.
Известно, что в Угличе, по инициативе епископа Серафима, были открыты Пастырско-Богословские курсы, они располагались в Богоявленском соборе на территории Кремля. Одним из самых прилежных слушателей на них был Сергей Николаевич, который к тому же явился и единственным их выпускником.
В июле 1922 г. епископ Серафим был арестован и какое-то время находился в тюрьме. Ярославский остался без наставника и принял решение, по настоянию родителей, вступить в брак с дочерью священника с. Спасского.
Его рукоположение в диаконы состоялось 30 июля 1923 г. в Ярославле, в храме Духа Святого, а в священники в Успенском соборе Ростова. Вернувшись домой после рукоположения, он, в праздник Преображения Господня, служил свою первую литургию в родном Ильинском храме. А назначение получил в церковь Николы «на песках», где пробыл до 1926 г. В том же году архиепископом Серафимом переведен в церковь Николы «на Сухом пруду», где он с неизменным успехом прослужил до осени 1928 г., т.е. до того времени, когда храм перешел в распоряжение «обновленцев». Отец Сергий оказался в селе Ильинском Угличского уезда, здесь он служил в церкви Ильи Пророка до ноября 1929 г.
День 21 ноября запомнился ему на всю жизнь, как начало его крестного пути - времени различных скорбей. В этот день он был арестован и сослан в ссылку на три года, на Север. По окончании срока, часть пути, до родного Углича, шел пешком. Но на свободе среди родных и прихожан Ильинского храма, пробыл всего пять месяцев и снова арест, суд, приговор — восемь лет лишения свободы. Владыка вспоминал, что, уже зная о своем сроке, получил пророческое напутствие от простого деревенского старичка (алтарника местного храма): «Ты все хотел быть монахом, так ты теперь и монах на 8 лет». А оказалось - на всю оставшуюся жизнь. Находясь в заключении, о. Сергий узнал, что брак его распался, а вскоре последовали одно за другим печальные события в жизни его близких: умер отец, был арестован зять, затем сестра, а потом и сам тяжело заболел.
Его срок закончился в феврале 1941 г., он вернулся в Углич и стал посещать единственнуро на тот момент действующую Корсунскую церковь, но и ту на Благовещение закрыли, а верующим передали церковь царевича Димитрия «на поле», куда вскоре священником был назначен о. Сергий Ярославский. Прослужив в ней 19 месяцев, он проводил в последний путь многих угличских священнослужителей: протоиереев Дмитрия Соколова из Спасо-Преображенского собора, Алексея Знаменского из Богоявленского монастыря, Николая Воскресенского из Предтеченской церкви, Николая Соколова из Входо-Иерусалимского храма, архимандрита Евгения, иеромонаха Ираклия (быв. повара патриарха Тихона и архиепископа Серафима), игуменью Маргариту и многих других.
В 1943 г. он был переведен в церковь Михаила Архангела, что «в бору», где прослужил 18 лет. Здесь он уже окончательно, несмотря на сопротивление матери, решает принять постриг. Чин пострижения был совершен 3 июня 1948 г., с наречением Кассианом, в честь Кассиана Учемского Угличского чудотворца. Известно, что Владыка почитал этого святого, в отрочестве неоднократно посещал Учемскую пустынь. За полтора месяца до принятия им пострига, в церковь Архистратига Михаила был принесен образ преподобного Кассиана Учемского из разрушенного храма на Учме. Два раза в год (21 мая и 4 октября ст.ст) в церкви Михаила Архангела совершались всенощные бдения с акафистом, составленным самим Владыкой.
В 1949 г он был возведен в сан игумена. В 1956 г. назначен благочинным Угличского округа и нес это служение до призвания его на епископскую кафедру. Для восполнения прерванного в юности образования, о. Сергий в 1952 г. поступил в Ленинградскую духовную академию.
В 1958 г. он защищает кандидатскую диссертацию и получает звание кандидата богословия. После этого ему неоднократно предлагалось поменять приход, даже состоялось назначение его настоятелем ярославского кафедрального собора, но Владыка всегда находил весомые причины для отклонения таких предложений.
Не нашел только доводов отказаться от настоятельства в церкви царевича Димитрия «на поле» в начале 1961 г
Весьма продолжительное служение в церкви Михаила Архангела Владыка считал самым лучшим и драгоценнейшим временем. Вскоре, неожиданно для него, он был возведен в сан архимандрита, а 16 марта 1961 г. последовал указ Святейшего патриарха и Священного Синода о назначении его епископом Угличским. Хиротония состоялась в Троице-Сергиевой лавре 26 марта 1961 г.
Свое архиерейское служение Владыка Кассиан совершал на трех кафедрах: епископом Угличским с 1961 по 1963 гг., епископом Новосибирским с 1963 по 1964 гг. и, наконец, архиепископом Костромским и Галичским с 1964 по 1988 гг.
В ноябре 1988 г. Владыка был уволен по собственной просьбе, по состоянию здоровья. Последние годы жизни провел в Ярославле, где и скончался 19 марта 1990 г., а похоронен в Угличе на «царевском» кладбище, как он и завещал.
Владыка Кассиан оставил после себя богатое духовное наследие. Многие его проповеди были опубликованы в «Журнале Московской патриархии» и в «Настольной книге для священнослужителей».
Но главное, что в сердцах очень многих верующих остался образ истинного пастыря, который на служение свое смотрел как на послушание. Поэтому в августе 1999 г., на его столетний юбилей в Углич съехалось много разных людей духовного звания и мирских, чтобы почтить память одного из достойнейших иерархов Русской церкви и нашем земляке Владыке Кассиане.